одежда виражного мастера

Вот так должен выглядеть настоящий витражный мастер

Итак, свой первый шаг в мир витражей мы сделали переступив порог магазина при московском зеркальном комбинате.

Глаза разбежались. Тут было все. Куча всяких инструментов и приспособлений, материалы, длинные ряды ящиков с листами стекол всех мыслимых оттенков, и вот он - долгожданный ящик со стеклянными отходами.

Это теперь я понимаю, что выбор в этом ящике был совсем никакой - и кусочки маленькие и цветов было мало. Но это теперь. Поднабравшись опыта, я знаю, что в любой витражной мастерской выбор осколков не в пример богаче. А в тот момент даже то, что было там, казалось несметным богатством. Мы набрали по жадности килограммов шесть битого стекла. Большая часть его, увы, все еще не израсходована до настоящего времени.

А сколько там было инструментов! Одних кусачек для стекла и стеклорезов чуть ли не десяток, аж четыре модели шлифовальных машин, и куча всяких штучек непонятного назначения.

Вежливый продавец тут же провел начальный ликбез, показал как режется стекло, как обрабатывается, как все собирается.

В итоге мы купили кучу всего, что было нужно. И как потом оказалось и того, что не нужно тоже.

Вот примерный список покупок:

  1. Стеклорез. Теперь я знаю, что продавец положил нам самую удачную модель по соотношению цена-качество. Которая очень редко бывает в продаже. Почему не годились те стеклорезы, что у меня уже были дома, я расскажу чуть позже.
  2. Кусачки для стекла. Увы, нам дали самую недорогую, «универсальную» модель. Это был вариант для профессиональных стекольщиков и в наших начинающих руках они были не то что бесполезны, а даже вредны - мельчайшие и острейшие осколки из под них разлетались по всей квартире. Так что потом пришлось ехать специально за теми кусачками что нам подошли бы.
  3. Черный фломастер для разметки стекла. Как оказалось, вещь бесполезная и к тому же дорогущая. Этот «специальный фломастер» ничем не отличался от маркера для надписей на CD, каковым и оказался при ближайшем рассмотрении. Но стоил при этом раз в пять дороже, чем маркер в обычном супермаркете. Бесполезность же его заключалась в том, что во-первых на темных стеклах его линия практически не была видна, а во-вторых - стоило провести по рисунку стеклорезом - рисунок исчезал. Смазывающая жидкость из стеклореза его просто смывала. Потом я узнал, «специальные маркеры для стекла» ничего общего не имеют с фломастерами. Это трубчатые рапидографы, которые заряжаются не чернилами, а эмалью. Пришлось специально ехать и покупать такой рапидограф.
  4. Рулон медной ленты-фольги с клеящим слоем для окантовки стекла. Опять-таки, потом выяснилось, что надо было покупать узкий вариант, 4,8 мм. Стандартный, 5,5 мм предназначен для крупных поделок и мало подходит для мелких витражных штучек - слишком широкая окантовка получается. И надо было покупать много больше одного рулона - фольга уходит со свистом. Того первого рулона нам хватило всего на четыре мелкие поделки.
  5. Припой ПОС-60. Купили именно ту марку, что нужно. Совет начинающим - покупайте больше, припоя уходит много и покупайте самый простой, без наворотов. Припой с флюсом не годится, а почему - скажу в свое время.
  6. Флюс. Флюс нам продали самой подходящей марки, но как потом оказалось и самый дорогущий. 150 руб за маленький флакончик подкрашенного раствора хлористого аммония - это слишком, даже если это раствор приготовлен известной фирмой (1 кг этой соли стоит 30 руб в обычном хозяйственном магазине).
  7. Паяльник. Причем не простой, а специальный, для витражей, за 50 баксов. Самая бесполезная покупка, которую нам просто всучили, пользуясь нашей неосведомленностью. Нам так и не пришлось им воспользоваться, он предназначался для классических витражей и совсем не подходил для техники Тиффани. Чуть позже объясню - почему. В итоге нам пришлось купить самый обычный паяльник за 100 руб в магазине электротоваров. Который подошел как нельзя лучше и до сих пор служит верой и правдой.
  8. Патина. Патину нам продали самую неходовую, медную, которая мало куда идет. Ходовую черную патину, которая нужна постоянно, потом пришлось покупать особо.
  9. Жидкость для смазки стеклореза. Нам продали очень-очень хорошую и очень дорогую. Теперь я уже знаю, что если покупать не очень-очень, а просто очень хорошую, она обойдется в 20 раз дешевле.
  10. Книжку-учебник начинающего витражиста. В принципе, без нее вполне можно было и обойтись, но на первых порах она оказалась очень полезна, в качестве морального подспорья.
  11. Бой цветного стекла. В основном, бежевого, салатового и голубого оттенков. Других в наличии почти не было.

А вот чего мы не купили и что было совершенно необходимо купить - так это шлифовальную машинку для стекла. Собственно мы намеревались ее купить, но продавец отговорил. «Зачем вам тратится сейчас, - сказал он - машинка стоит дорого, на первых порах можно обтачивать стекла и обычным точильным камнем. А когда решите заняться всерьез, тогда и купите». Это показалось нам разумным, мы не купили машинку, о чем впоследствии пришлось пожалеть.

Во-первых, через день шлифовальные машинки резко подорожали «в связи с ростом курса Евро» - видимо продавец знал о грядущем подорожании и потому отговорил нас. Во-вторых, зарубите раз и навсегда у себя на носу: обтачивать стекла шлифовальным бруском - это все равно что чистить унитаз зубной щеткой.

Впрочем, от этом я в свое время подробно расскажу в отдельной главе «инструменты и материалы», которую начну заполнять в ближайшее время.

А еще мы не купили защитные очки и респиратор или хотя бы медицинскую повязку. И то и другое - вещи при стекольных работах совершенно необходимые. Вы конечно можете попробовать обойтись без них, но имейте ввиду, что пробовать вы будете за счет собственного здоровья. Причем самым серьезным образом. Мельчайшие разлетающиеся осколки стекла очень трудно извлекаются из роговицы. А невидимая стеклянная пыль, которую вы обязательно вдохнете, может уложить вас в постель на пару недель с картиной сильнейшего ОРЗ.

Проделайте небольшой эксперимент. Поработайте часок в обычной медицинской повязке, даже если это вам покажется неудобным. А потом сильно щелкните по ней пальцем над какой-нибудь черной поверхностью. Вот, все что вы сейчас вылетело и осело на этой поверхности уже было бы в ваших легких, если бы не повязка. Все коварство стеклянной пыли заключается в том, что ощутите вы ее присуствие в своем организме не сразу, а спустя дни, недели, а может даже и месяцы. Когда уже поздно принимать профилактические меры. Так что - просто послушайтесь совета.

 

 

Дизан группы A4J
Rambler's Top100