- Информация о материале
- Категория: Всякая Всячина
- Опубликовано: 18 февраля 2015
Воздушный змей — самое древнее устройство, поднявшееся в воздух по воле человека. Первые воздушные змеи появились в Китае 3500—4000 лет тому назад. Им придавали различную форму, но наиболее излюбленной была форма дракона — змея. По видимому название «воздушный змей» связано с той формой, какую ему придавали ранее В более позднее время воздушные змеи стали делать в виде плоской или коробчатой рамки, обтянутой бумагой или тканью. Они уже ничем не напоминали сказочного дракона или змея, но название сохранилось.
Воздушные змеи применяются для научных целей, например, для подъёма метеорологических приборов, радиоантенн, фотоаппаратов для аэрофотосъёмки и т. п. Но в настоящее время воздушные змеи используются главным образом в авиамоделизме.
Наиболее широко распрострайены простейшие змеи — плоский и так называемый «монах» Однако, значительно интереснее построить коробчатый воздушный змей. Такой змей имеет большую несущую поверхность и значительную грузоподъёмность. Он очень устойчив в полете и лёгок в запуске. Известны случаи подъёма коробчатых змеев с метеорологическими приборами на высоту 7000 метров и более. В 1931 году, на Всесоюзных состязаниях, киевские авиамоделисты запустили в воздух целый «поезд» из одиннадцати коробчатых змеев, соединенных последовательно. Этот «поезд» свободно поднимал в воздух взрослого человека. В 1938 году авиамоделисты гор. Серпухова (Московская область) построили большой коробчатый змей площадь его обтяжки составляла 20 квадратных метров и он поднимал груз в 60 кг.
Общий вид коробчатых змеев различных типов дан на обложке и на листе чертежей. Основу каждого коробчатого змея или, как говорят, силовой каркас, составляют лонжероны — четыре продольные рейки, распёртые двумя крестовинами, каждая из которых состоит из двух распорных реек (распорок). Подъёмная сила создается обтяжкой змея, которая делается из двух полос плотной бумаги или ткани, склеенных или сшитых концами. Одно из полученных таким образом колец расположено в передней части змея, другое — в хвостовой.
Обтяжка прикреплена к лонжеронам и натягивается только тогда, когда вставляются распорные рейки. Следовательно, форма и жёсткость змея обеспечивается не только распорками, но и обтяжкой Коробчатые змеи всегда делают разборными: их свёртывают в трубку и носят в футлярах.
На нашем чертеже показаны все части простейшего ромбического коробчатогр змея, и даны пояснения по их изготовлению и сборке. Справа на чертеже изображены три коробчатые змея других типов (вид в полёте, вид спереди, вид сверху). Размеры этих змеев не указаны: авиамоделисты, уже научившиеся строить ромбические змеи, легко выберут подходящие размеры.
Чертежи и пояснения к ним подготовлены Г. Б. Драгуновым — заведующим физической лабораторией Центральной станции юных техников. -
Для постройки коробчатого змея нужны такие материалы:
ткань — лёгкая и прочная (например, мадапалам, перкаль и т. п.) или бумага (чертёжная — миллиметровая, «синька» и т. п.);
рейки сосновые — сухие, прямослойные, без сучков. Если имеющиеся рейки окажутся короткими, их можно сращивать на косом срезе, с помощью казеинового или столярного клея и ниточной обмотки;
нитки — суровые. Для обмотки и усиления отдельных мест можно использовать и катушечные нитки № 10;
шпагат (для уздечки и леера) — тонкий, но прочный, лучше кручёный («английский»), толщиной 1—2 мм. Для уздечки нужно 6—7 м, для леера — не менее 500 м шпагата.
Кроме того потребуется немного клея, авиамодельной резины, олифы и папиросной бумаги.
К воздушным змеям предъявляются следующие требования:
1. Змей должен быть достаточно прочным, так как минимальное давление на один квадратный метр его несущей поверхности при средней скорости ветра (7—8 м/сек) доходит до 2 кг.
2. Змей должен быть жёстким и под действием ветра не деформироваться.
3. Змей должен быть лёгким (при достаточной прочности). Следует стремиться к тому, чтобы его нагрузка (отношение веса змея к его площади) не превышала 0,3—0,4 кг на квадратный метр: в этом случае змей сможет летать и при слабом ветре (3—4 м/сек).
4. Змей должен легко собираться, разбираться и в разобранном виде занимать немного места.
Увеличить чертеж воздушного змея
Для постройки ромбического коробчатого змея (рис. 1) необходимо заготовить лонжероны — четыре рейки длиной по 1000 мм и сечением 10 X 10 мм и распорки — четыре рейки сечением 8X8 мм и длиной: две —по 750 мм, две —по 500 мм (рис. 2).
Лонжероны и распорки выстрагиваются рубанком из сухой, пря'мослойной сосны и обрабатываются кусочком стекла и стеклянной или наждачной бумагой. Распорки желательно пропитать олифой.
Из бумаги или ткани выкраивают обтяжку змея (две полосы, для верхней и нижней коробок. Вдоль полос вшивают или вклеивают суровые нитки — ликтрос
Концы ликтрос выпускают в углах коробок для притягивания обтяжки к лонжеронам (рис. 5).
После того, как обтяжка привязана к лонжеронам вставить распорные рейки (на рисунке 8 они обозначены пунктиром) и в местах пересечения перевязать их. Змей готов.
Воздушные змеи можно запускать при скорости ветра от 3 до 14 метров в секунду (наиболее благоприятная скорость - 6—7 м/сек), в сухую погоду.
Для запуска змея надо выбрать открытое место вблизи которого нет воздушных линий электропередачи, телеграфной и телефонной связи, радиоантенн, деревьев и высоких зданий.
Во время туристских походов и массовых игр на местности, коробчатые змеи можно использовать для сигнализации (для этой цели обтяжку змея лучше сделать цветной, а в ночное время подвесить к змею электрический фонарик); если заменить леер из шпагата на проволочный, он может служить радиоантенной. Устроив несложное парусное приспособление — «воздушный почтальон» — нетрудно поднять на змее небольшой груз (например, модели парашютов, планеров, листовки), а затем автоматически сбросить его с высоты.