ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА СТРАНЫ

Л. ШУГУРОВ

Среди трехсот миллионов автомобилей планеты машин такого типа сравнительно немного. Их называют репрезентативными, то есть представительскими. Они обслуживают высшие государственные учреждения, посольства. Их можно видеть перед зданиями, где проходят съезды, парламенты, на парадах и торжественных церемониях. Они служат своеобразной визитной карточкой страны, в которой построена такая машина. Их отличают совершенство конструкции, высокие эксплуатационные качества, строгая и солидная внешность. Годовой выпуск репрезентативных машин невелик, но в силу своей общественной миссии они почти всегда оказываются в центре внимания.

В наши дни представительские автомобили строит ограниченное число заводов. Среди них «Даймлер-Бенц» (ФРГ), «Роллс-Ройс» и «Дэймлер» (Англия), «Кадиллак» и «Линкольн» (США), а также наш, советский завод ЗИЛ.

В первые годы Советской власти, когда автомобилестроение нашей страны только начинало развиваться, правительственные организации обслуживали машины иностранных марок: «роллс-ройс» и «делоне-бельвиль», «паккард» и «кадиллак». Первая и вторая пятилетки позволили создать мощную современную индустрию. Самолеты советского производства стали летать дальше всех, корабли с маркой «Сделано в СССР» стали частыми гостями во многих портах мира, на дороги вышли сотни тысяч автомобилей, изготовленных нашими заводами, И вполне естественно, что страна, добившаяся за короткое время столь больших успехов в социальном и экономическом отношении, должна была освоить выпуск легковых автомобилей высшего класса. Автомобилей, которые уже своим появлением говорили бы о наших достижениях, которые должны были оставить позади хваленые «паккарды» и «линкольны».

И уже в 1936 году в Москве был развернут выпуск таких автомобилей. Вслед за первыми лимузинами ЗИС-101 появились ЗИС-101А, потом, после войны, ЗИС-110, ЗИЛ-111, ЗИЛ-114. Как видите, Московский завод имени Лихачева имеет давнюю традицию производства машин высшего класса. И наш очередной рассказ из серии «Знаменитые автомобили» мы посвящаем ЗИЛ-114, репрезентативной модели, выпускаемой заводом и в настоящее время. Но прежде чем обратиться непосредственно к машине, несколько слов вообще об этом классе автомобилей.

На протяжении многих десятилетий базовая модель репрезентативного автомобиля по традиции должна была иметь кузов типа «лимузин». Это значило, что передний ряд сидений отделялся от остальной части салона подъемной стеклянной перегородкой. Очевидно, эта традиция берет истоки в парадных каретах прошлых веков, подобно фраку или черному костюму, она знаменует атмосферу строгой торжественности.

Лимузин может быть с двумя или тремя рядами сидений. В последнем случае второй ряд делают откидным. Каждое из них выполнено складным и может быть убрано в нишу на задней части спинки переднего ряда сидений. Таким образом, в зоне между передней и задней дверью в кузове образуется массивная перегородка, объединяющая каркас спинок передних сидений, механизм раскладки и ниши второго ряда сидений, а также раму и механизм подъема стеклянной перегородки.

Просторный кузов с двумя или тремя рядами сидений имеет, как правило, довольно значительную длину. Если сделать его несущим, то нелегко будет обеспечить требуемую жесткость на кручение: придется ввести немало элементов, усиливающих его каркас. В результате машина с таким крупногабаритным несущим кузовом не имеет весовых преимуществ по сравнению с модификацией, у которой отдельная рама и укрепленный на ней кузов не несущего типа.

Кроме того, крупные панели (крыша, днище) больших несущих кузовов создают в салоне гул, резонируя на толчки, передаваемые от подвески на каркас кузова. А именно для репрезентативных машин желательно обеспечить наилучшие показатели по комфорту в салоне, в частности низкий уровень шума.

Перечисленные доводы привели к тому, что у подавляющего большинства машин этого класса отдельная рама, а не несущий кузов.

И еще о кузове. Он не только должен быть достаточно просторным, но и достаточно высоким. Да, да, именно высоким, чтобы при входе не приходилось приседать или наклоняться, а в салоне было достаточно, места над головами пассажиров. Между прочим, похожие требования предъявляются и к специализированным автомобилям — такси.

Для сравнения напомним, что в сверхнизкие (высота 1170-1270 мм) двухместные спортивные купе входить весьма неудобно. Массовые же легковые автомобили, для которых удобство входа и выхода более важно, чем малая лобовая площадь, имеют высоту 1400-1450 мм.

Наконец, надо помнить, что в репрезентативных машинах немало встроенных сервомеханизмов, устройств малой механизации, дублирующих систем, призванных повысить надежность автомобиля, а также целая серия приборов и элементов оборудования, повышающих комфорт. Назовем хотя бы электрические стеклоподъемники, электромоторы для продольной регулировки сидений, дистанционное управление зеркалом заднего вида, блокировку дверных замков, откидывающееся рулевое колесо, раздельную систему привода тормозов, дублирующие системы электрооборудования, подачи топлива, кондиционер, стереофонический приемник, обогрев боковых дверных стекол.

Все вместе взятое оборудование кузова и машины, суммируясь по мелочам, находит выражение в довольно солидной массе автомобиля. А она, в свою очередь, означает, что машине необходим не только очень мощный двигатель, но и рулевой механизм с гидроусилителем, и вакуумные усилители в приводе тормозов, и целый ряд других сложных устройств.

Представление о современных зарубежных легковых автомобилях высшего класса дает таблица 1.

Краткие характеристики современной отечественной машины этого класса (ЗИЛ-114) и ее предшественников приведены в таблице 2. Что же представляет собой ЗИЛ-114?

Таблица 1. Репрезентативные автомобили зарубежных фирм

Модель

"Даймлер-лимузин" (Англия)

"Линкольн-Континентл" (США)

"Кадиллак-Флитвуд-75" (США)

"Мерседес-Бенц-600-Пульман" (ФРГ)

"Роллс-Ройс-Фантом-VI" (Англия)

Год выпуска

1968

1969

1970

1963

1968

Число мест и дверей

7-4

5-4

7-4

8-4

7-4

Число цилиндров

6

8

8

8

8

Рабочий объем двигателя, см3

4235

7536

8194

6332

6745

Мощность, л. с

165

202

215

250

-

Число об/мин

4250

3800

3600

4000

-

Габариты, мм:

 

 

 

 

 

длина

5740

5910

6410

6240

6040

ширина

2000

2040

2030

1950

2010

высота

1620

1400

1450

1510

1750

База, мм

3580

3230

3850

3900

3680

Снаряженная масса, кг

2140

2380

2750

2650

2720

Скорость, км/ч

175

190

190

205

180

Таблица 2. Репрезентативные автомобили завода имени Лихачева

Модель

ЗИС-101

ЗИС-101А

ЗИС-110

ЗИЛ-111

ЗИЛ-111Г

ЗИЛ-114

Годы выпуска

1936 - 1940

1940 - 1941

1946 - 1958

1959 - 1962

1963 - 1967

1967-го

Число мест и дверей

7-4

7-4

7-4

7-4

7-4

7-4

Число цилиндров

8

8

8

В8

В8

В8

Рабочий объем цилиндров

5760

5766

6005

5980

5980

6959

Мощность, л. с.

190

116

140

200

200

300

Число об/мин

2800

3200

3600

4200

4200

4400

Число передач

3

3

3

А2

А2

А2

Передняя подвеска

ЗР

ЗР

НП

НП

НП

НТ

Задняя подвеска

ЗР

ЗР

ЗР

ЗР

ЗР

ЗР

Размер шин, дюймы

7,50 - 17

7,50 - 17

7,50 - 16

8,90 - 15

8,90 - 15

8,90 - 15

Тормоза

БМ

БМ

БГ

БГ

БГ

ДГ

Габариты, мм:

 

 

 

 

 

 

длина

5647

5647

6000

6140

6140

6305

ширина

1892

1892

1960

2040

2040

2068

высота

1860

1860

1730

1640

1640

1540

База, мм

3605

3605

3760

3760

3760

3880

Снаряженная масса, кг

2500

2550

2575

2755

2900

3085

Скорость, км/ч

110

120

140

170

170

190

Год и номер журнала «М-К» с описанием машины

1974-7

1974-7

1976-4

-

-

1978-1

Примечание: А — автоматическая трансмиссия, Б — барабанные, Г — с гидравлическим приводом, Д — дисковые, 3 — зависимая, М — с механическим приводом, Н — независимая, П — пружинная, Р — рессорная, Т — торсионная, В — V-образное расположение цилиндров.

Это внушительных размеров легковой автомобиль, который имеет строгие и гармоничные формы. Прекрасная отделка, черная окраска, набор декоративных деталей придают ему солидный, деловой вид. Большой габарит по длине и относительно малая высота делают машину вытянутой, стремительной. Этому способствует и тщательная скульптурная проработка поверхности основных кузовных панелей.

В салоне автомобиля — три ряда сидений. Средний сделан откидным. Между первым рядом и остальной частью пассажирского помещения — гнутое стекло, которое может быть поднято или опущено с помощью электромотора. Комфортабельные сиденья обтянуты кожей, причем у передних предусмотрена регулировка по длине и углу наклона спинки, В отделке интерьера, подобранной с большим вкусом и отвечающей самым современным эстетическим нормам, наряду с натуральной кожей использовано полированное дерево. Кузов ЗИЛ-114 отличает хорошая звуковая и тепловая изоляция.

Обратимся к оборудованию машины. Стеклоподъемники дверей оснащены электродвигателями с кнопочным управлением, а замки дверей имеют централизованную блокировку. Мощный отопитель и система кондиционирования воздуха позволяют создать в салоне микроклимат. Благодаря специальным стеклам не будет повышаться температура внутри машины и в солнечную погоду.

Большое внимание обращено на облегчение условий работы водителя. Для удобства входа и выхода рулевое колесо выполнено откидным. Ветровое стекло в верхней части сделано дымчатым.

Машина имеет автоматическую трансмиссию. Она состоит из гидротрансформатора и трехступенчатой планетарной коробки передач. Управление переключением передач — автоматическое, но допускает вмешательство водителя для выбора нужной передачи. Поскольку в привод рулевого управления встроен гидравлический усилитель, то рулевое колесо на ЗИЛ-114 можно повернуть буквально одним пальцем.

Усилителями оснащена и тормозная система. Усилителей три. Один — вакуумный — непосредственно связан с тормозной педалью. Два других — гидровакуумные — встроены в две совершенно независимые гидравлические цепи привода тормозов. Если одна система выходит из строя, другая позволяет надежно и безопасно затормозить машину.

Поскольку речь зашла о тормозах, отметим несколько интересных особенностей. ЗИЛ-114 — первый отечественный серийный автомобиль с дисковыми тормозами на всех колесах.

Необычен стояночный (сознательно тут опущено определение «ручной») тормоз ЗИЛ-114. Он действует на задние колеса и приводится в действие... педалью, расположенной слева. Тут напомним, что поскольку на этом автомобиле применена автоматическая трансмиссия, то педали сцепления на нем нет. Есть педаль основного тормоза (кстати, очень широкая, чтобы ее можно было нажать любой ногой), справа от нее — педаль «газа», а слева — третья, маленькая педаль стояночного тормоза.

В распоряжении водителя, помимо привычных органов управления, находятся и кнопки пуска смывателя ветрового стекла, кнопки блокировки дверей и дистанционного привода управления наружного зеркала заднего вида, которое укреплено на передней левой двери.

А что у ЗИЛ-114 под капотом? Там стоит мощный V-образный восьмицилиндровый двигатель. Кстати, по его мощности эта машина оставляет позади всех зарубежных соперников. У мотора ЗИЛ-114 — алюминиевый блок цилиндров, четырехкамерный карбюратор, транзисторная система зажигания и... гидравлические толкатели. Это устройство, впервые примененное на ЗИС-110 в 1946 году, делает ненужным регулировку зазора в клапанном механизме в течение всего срока службы двигателя.

Между прочим, завод имени Лихачева в прошлом неоднократно был пионером применения в отечественном автомобилестроении многих конструктивных новинок.

Среди них гидравлический привод тормозов (1931 г.), двенадцативольтовая система оборудования (1934 г.), восьмицилиндровый двигатель и радиоприемник (1936 г.), гипоидная главная передача и стеклоподъемники с сервоприводом (1946 г.), четырехкамерный карбюратор и кондиционер (1959 г.), четырехфарная система освещения (1962 г.), дисковые тормоза (1967 г.). Все эти конструктивные особенности характерны и для современного ЗИЛ-114.

Говоря о шасси ЗИЛ-114, нужно отметить, что оно имеет мощную раму, очень жесткую на кручение. Подвеска колес выполнена так, что при торможении и разгоне автомобиль не совершает «клевков» и «приседаний» и почти не кренится при прохождении поворотов. Интересно, что в независимой подвеске передних колес нет пружин. Их роль выполняют круглые стальные стержни, торсионы, работающие на скручивание. Они расположены вдоль лонжеронов рамы.

Помимо базовой машины ЗИЛ-114 с семиместным кузовом «лимузин», выпускаются две модификации. Одна — ЗИЛ-117, с пятиместным, четырехдверным кузовом «седан», то есть без перегородки внутри салона. Он короче, чем ЗИЛ-114 (длина 5725, база 3300 мм), легче (собственная масса — 2880 кг) и несколько быстроходнее (200 км/ч). У машины, выпускаемой с 1971 года, по-иному оформлена передняя часть кузова.

Другая модификация — ЗИЛ-117В — выпускается с 1972 года. У нее пятиместный двухдверный кузов типа «кабриолет» со складывающимся матерчатым тентом. Специальный механизм, снабженный электродвигателем, складывает тент за 10-15 с. Управление им осуществляется с места водителя.

СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

Моделист, взявшийся за изготовление миниатюрной копии ЗИЛ-114, стоит перед, казалось бы, сравнительно несложной задачей. Крупные, обобщенные объемы кузова, небольшое число мелких внешних деталей. Но это кажущаяся простота. Выполненная без должного внимания модель окажется грубой, хотя формально и выполненной в соответствии с чертежом.

В чем же секрет? Прежде всего в тщательной проработке. Взгляните на оригинал. Поверхность панелей кузова, почти плоских, но имеющих весьма деликатную кривизну, великолепно отделана. На ней правильные чистые блики и ни малейших следов неаккуратной сборки, сварки, окраски. А сама поверхность! Она напоминает черное зеркало. Вот такое же впечатление должна производить ваша модель.

Постарайтесь чисто и точно состыковать детали облицовки с буфером и фарами, лобовое стекло с его рамкой и капотом. Линии разъемов (капот, двери) лучше сделать максимально тонкими и достаточно глубокими. Пусть даже преувеличенно глубокими — тень в щели такого разъема как бы намекает на то, что двери, капот, крышка багажника довольно толсты и плотно, словно дверь сейфа, садятся в свои проемы.

На ЗИЛ-114 много важных, с точки зрения моделиста, деталей, которые требуют ювелирной точности выполнения. Отказаться от них — значит резко обеднить внешний вид модели. Это эмблемы на капоте и задней стойке кузова, цифра 114 на заднем крыле, наружное зеркало заднего вида, декоративные накладки на передних крыльях, стеклоочистители, тонкие перемычки облицовки радиатора. Кстати, последнюю легче всего изготовить из полоски тонкого плексигласа, на оборотной стороне которого прочерчиваются линии, образующие рисунок решетки. Под плексиглас может быть подложена черная бумага, а точеные ободки и рассеиватели фар монтируются в сделанные заранее отверстия.

Важно тщательно изготовить желтые противотуманные фонари, встроенные в передний буфер, задние фонари, колпаки колес, белые кольцевые накладки на шинах.

Цвет машины — черный. Отдельные образцы ЗИЛ-117 были окрашены в темно-синий и темно-вишневый цвета, а ЗИЛ-117В — в темно-серый.

И наконец, назовем декоративные детали с блестящим покрытием: передний и задний буфера, решетка облицовки радиатора, ободки фар, корпуса подфарников и задних фонарей, эмблемы на капоте и задней стойке кузова, накладки вдоль порога кузова, орнамент на передней части передних крыльев, буквы на заднем крыле, дверные ручки и крышечка дверного замка, колпаки колес, окантовка проема боковых окон, рамка ветрового стекла, стеклоочистители, антенна, боковое зеркало.







Рис. 2. Органы управления и приборы: 1 — рулевое колесо с кольцом звукового сигнала, 2 — ручка выключателя противотуманных фар, 3 — рукоятка дистанционного привода блокировки замков дверей, 4 — рукоятка переключателя указателей поворота, 5 — ручка переключателя стеклоочистителя, 6 — рычаг фиксатора рулевого колеса, 7 — рукоятка регулировки положения рулевого колеса, 8 — нижняя и 9 — верхняя части панели приборов, 10 — выключатель зажигания, 11 — пульт управления коробкой передач, 12 — кнопка термобиметаллического предохранителя, 13 — кнопка дополнительного выключателя стартера, 14 — сбрасыватель суточного счетчика пройденного пути, 15 — часы, 16 — рукоятка управления зеркалом заднего вида, 17 — панель переключателей электродвигателей дверных стеклоподъемников, 18 — кольцо цепочки управления шторкой радиатора, 19 — ручка запора капота, 20 — сбрасыватель стояночного тормоза, 21 — кнопка омывателя ветрового стекла, 22 — выключатель освещения панели приборов, 23 — педаль стояночного тормоза, 24 — кнопка ножного переключателя света, 25 — педаль служебных тормозов, 26 — педаль акселератора, 27 — пульт управления отоплением и вентиляцией отделения водителя, 28 — пульт управления радиоприемником.



Рис. 3. Панель приборов: 1 — манометр системы смазки двигателя, 2 — амперметр, 3 — указатель температуры охлаждающей жидкости, 4 — указатель уровня топлива, 5 — центральный переключатель света, 6 — световой указатель открытого положения дверей, 7 — световой указатель включенного стояночного тормоза и неисправности гидропривода служебных тормозов, 8 — световой указатель перегрева охлаждающей жидкости, 9 — спидометр, 10 — суммарный счетчик пройденного пути, 11 — световой указатель включения дальнего света, 12 — световые указатели сигналов поворота, 13 — суточный счетчик пройденного пути, 14 — световой указатель минимального давления масла.



Рис. 4. Двигатель (вид спереди): 1 — масляный фильтр, 2 — масляный насос, 3 — подушка опоры двигателя, 4 — патрубок водяного насоса, 5 — крышка водомасляного радиатора, 6 — кронштейн компрессора установки кондиционирования воздуха, 7 — распределитель зажигания, 8 — распорная планка генератора, 9 — генератор.



Рис. 5. Система охлаждения: 1 — расширительный бачок, 2 — трубки системы охлаждения гидропередачи, 3 — кольцо цепочки шторки радиатора, 4 — пароотводящая трубка расширительного бачка, 5 — пробка расширительного бачка, 6 — штуцер шланга системы отопления, 7 — штуцер перепускного шланга байпаса, 8 — выпускной патрубок двигателя, 9 — соединительный шланг расширительного бачка, 10 — водяной насос, 11 — подводящий шланг радиатора, 12 — пробка радиатора, 13 — кожух вентилятора, 14 — радиатор, 15 — шторка радиатора, 16 — водомасляный радиатор гидропередачи, 17 — отводящий шланг радиатора, 18 — вентилятор.



Рис. 6. Передняя подвеска и схематический разрез колеса (вид сзади): 1 — верхний рычаг подвески, 2 — буфер отбоя, 3 — поворотный кулак, 4 — рычаг поворотного кулака, 5 — буфер хода сжатия, 6 — нижний рычаг подвески, 7 — штанга стабилизатора, 8 — амортизатор, 9 — диск колеса, 10 — колпак колеса.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1978, №1
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100