РАФ: КОМФОРТ И СКОРОСТЬ

Ю. ГЕРБОВ

Мчатся по улицам городов юркие ярко окрашенные машины-вагончики с шашечками на борту. Снуют челноком по точно выверенным маршрутам, трудятся без устали с утра до ночи. На капоте каждого надпись: «Латвия» и эмблема: «РАФ»...



Микроавтобусы. Машины в нынешних условиях, когда улицы становятся все более и более тесными, когда неторопливые троллейбусы и мощные сочлененные автобусы волей-неволей замедляют свою среднюю скорость, просто необходимые.

Не в этом ли причина бурно растущей популярности РАФов, все увеличивающейся потребности в них: сколько ни выпусти машин с конвейера, все моментально уйдут на трассы.

Есть у РАФов и уйма других «профессий», о них позже, а пока отметим главную особенность этих машин, занимающих промежуточное положение в транспорте между рейсовыми автобусами и такси, — соответствие транспортной насыщенности сегодняшних дорог. И по скорости, которую надежно обеспечивает мощный «волговский» двигатель, и по маневренности (малыш РАФ может протиснуться в самые узкие улочки), и по экономичности: та же машина, что и привычное такси, а везет в три раза больше пассажиров.

Не сразу пришли конструкторы автомобилей к идее городского микроавтобуса, подобного РАФу. Потребность в нем стала особенно ощущаться в 50-е годы, когда быстрый рост выпуска автомобилей поставил впервые в нашей стране в повестку дня вопрос о наиболее рациональном использовании все более заполненной транспортом проезжей части. В микроавтобусах нуждались и учреждения, и хозяйственные предприятия (имеется в виду полугрузовая модификация для перевозки мелких партий грузов), и даже спортивные организации. Одним из вариантов поиска был микроавтобус «Юность», созданный в те годы молодыми конструкторами ЗИЛа на базе машины класса «люкс» ЗИЛ-111. Однако массовым он не стал, да и не мог стать: слишком дороги были «исходные материалы».

Нуждались в подобной малогабаритной, вместительной и комфортабельной машине и такси: зачем гонять в один конец, по одному установившемуся маршруту 10—11 легковушек, когда всех пассажиров сможет увезти одна! Москвичи помнят первые «маршрутки», появившиеся на улицах столицы. Это были комфортабельные семиместные ГАЗ-12, следовавшие по строго определенным маршрутам с постоянным потоком пассажиров. Практика показала, однако, что для такси и эти машины неудобны, да и дороговаты.

И вот тогда-то в Риге на базе авторемонтных мастерских и родился первый РАФ, положивший начало новой ветви отечественного автостроения. Произошло это ровно двадцать лет назад.

Тогда здесь еще не было завода в современном понимании этого слова. В не очень-то приспособленном помещении, во многом вручную строили молодые латвийские энтузиасты первые десять машин. Их дебют состоялся в дни Московского всемирного фестиваля молодежи и студентов. И дебют успешный. Простые, удобные, быстрые машины с эмблемой РАФ (Рижская автомобильная фабрика) сразу покорили и водителей и пассажиров.

И пошло! Скоро РАФы стали попросту вездесущими. Скромные, непритязательные с виду микроавтобусы возили почту и продукты, сопровождали самолеты на аэродромах и разведывательные партии в полевых изысканиях, с их появлением облегченно вздохнули работники «Скорой помощи», потому что в кузове РАФа можно было оборудовать все необходимое для экстренной-помощи попавшему в беду человеку, ими воспользовались театры, радио, телевидение, — словно неутомимый Фигаро, РАФ поспевал всюду. И конечно же, он прочно занял свое место в такси. Практически, сохранив комфортабельность и скорость легковой машины, микроавтобус оказался выгоднее ее по многим показателям.

Шло время, микроавтобус понемногу модернизировался. Но Горьковский автозавод перешел на выпуск новой модели, ГАЗ-24, и старина РАФ остался без «сердца» — двигателя. Впрочем, это никого не смутило, потому что энтузиасты РАФа исподволь готовились к такой перспективе и у них давно созрела идея новой машины, вполне отвечающей и современным требованиям, и выпускаемой номенклатуре изделий.

Не секрет, что собирать новый микроавтобус на старых производственных площадях было уже невозможно. Да в этом и не было нужды: неподалеку от Риги, в Елгаве, уже высились корпуса нового завода с конвейерными линиями, с современной технологией, с высокоточными и производительными станками.

Отсюда и идет теперь на магистрали страны новый РАФ с индексом 2203, родившийся еще в старых рижских мастерских.

Первые сто машин вышли из заводских ворот в преддверии XXV съезда КПСС. Сейчас их уже многие тысячи: свыше десяти тысяч микроавтобусов в год дает заводской конвейер. И, судя по многочисленным отзывам, приходящим на завод, их качество заслуживает всяческих похвал. Новый РАФ тоже выпускается в различных модификациях, некоторые из них представлены в этом номере. Нет сомнения, что сфера его применения будет с годами еще шире. Кстати, одна из задач, над которой работают сейчас конструкторы РАФа, формулируется так: разработать серию автомобилей для обслуживания Московской олимпиады. Помимо обычных, в туристском варианте, надо предусмотреть и автобусы со специальными отсеками для перевозки спортпринадлежностей, машины для судей. Разрабатываются автопоезда для гостей олимпийской деревни. Наконец, едва ли не самая интересная с дальним прицелом создаваемая конструкция — электромобиль, которому предстоит сопровождать марафонцев: въезд на дистанцию автомобилям с обычным бензиновым двигателем строго запрещен.

Вот такое, коротко говоря, прошлое, настоящее и ближайшее будущее у РАФа, машины, девизом которой конструкторы избрали два слова: «комфорт» и «скорость».

Что же такое сегодняшний РАФ с конструкторской точки зрения, чем он отличается от своего старшего брата?

О внешних формах говорить не будем: приведенные здесь рисунки и фотографии позволяют судить и о его нынешних очертаниях, и о том, насколько улучшено остекление салона, обзорность из кабины водителя, отделенной от пассажирской стойками и поручнями. Не меньшие изменения произошли внутри: салон получился гораздо просторнее и комфортабельнее, в варианте такси прибавилось за счет этого еще два места. Гораздо более эффективно работает и вентиляция кабины — в старых машинах она в летнее время вызывала нарекания пассажиров. Удобнее стали кресла, красивее отделка.

Более мощный двигатель в сочетании с мягкими подвесками (задний мост от ГАЗ-24, передний — оригинальной конструкции) обеспечил и более высокую скорость и плавность хода. Попросту говоря, в машине теперь удобнее ездить, а срок службы микроавтобуса возрос чуть ли не в полтора раза.

Все эти качества, собранные воедино, особенно выгодно отличают РАФ-2203 от его предшественника, когда речь идет о санитарном варианте: теперь здесь можно разместить все, что необходимо для экстренной помощи человеку.

И наконец, последнее, о чем следует сказать, — это эксплуатационная надежность новой машины, достигнутая благодаря продуманной компоновке силовых элементов кузова и высокой технологии сборки всей машины. Недаром РАФ «Латвия» выдвинут на присвоение государственного Знака качества.

Загляни на Фотозарисовки путешествий



КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Габариты, мм:
длина — 4980
ширина — 2035
высота (без нагрузки) — 1970
База, мм — 2630
Колея колес, мм
передних — 1474
задних — 1420
Низшая точка автобуса (при полной нагрузке), мм — 180
Наименьший радиус поворота по колее переднего колеса, м — 5,9
Свес, мм:
передний — 1150
задний — 1125
Двигатель:
рабочий объем цилиндров, л — 2,445
мощность максимальная при 4500 об/мин, л. с. — 98
Максимальная скорость, км/ч — 120
Окраска кузова микроавтобуса может быть изменена в соответствии с требованиями недавно принятого ГОСТа на автомобили спецслужб.

СОВЕТЫ МОДЕЛИСТУ

Рисунки и фотографии, помещенные в тексте, показывают некоторые из возможных вариантов применения автомобиля для специальных целей. Кроме того, он может быть переоборудован в дорожную лабораторию, сельскую кинопередвижку, фургон для перевозки малогабаритных грузов и т. д. Моделисты по своему усмотрению выберут тип кузова, наилучшим образом отвечающий классу строящейся модели. Настольные (не участвующие в ходовых испытаниях) модели могут быть выполнены с полным копированием салона автомобиля-прототипа. Для радиоуправляемых и электромоделей лучше выбрать вариант типа фургон или «скорая помощь», которые имеют «непросматриваемый» салон и позволяют разместить радиоаппаратуру или аккумуляторы (батареи) питания электродвигателя модели.

Кузов автомобиля-прототипа несущий, цельнометаллический, вагонного типа. Главным силовым элементом является его основание. В сборе представляет собой жесткую ферму из нескольких заранее собираемых узлов, соединенных затем с помощью контактной точечной электросварки, а в отдельных местах швы усилены дуговой и газовой сваркой. Аналогичную технологию могут применять и моделисты, делая отдельные панели и узлы кузова из белой жести и соединяя их затем пайкой мягким припоем. Деление кузова на панели показано на рисунке 4. Эта же технология годится при изготовлении кузова из пластмассы. Выдавливая отдельные панели с помощью матрицы и пуансона, соединяют их затем с помощью соответствующего клея.

Салон имеет четыре одностворчатые двери, каждая из которых подвешена на двух установленных впотай петлях, одна из дверей — задняя — открывается вверх. Для входа и выхода пассажиров служит дверь в правой боковине. Задняя дверь обеспечивает подход к багажному отделению, расположенному в пассажирском салоне за задним сиденьем, к люкам топливного бака в полу, к шоферскому инструменту и принадлежностям, к запасному колесу. Двери кабины водителя (рис. 1) имеют наклонную переднюю стойку и снабжены поворотными форточками. Изнутри двери закрыты обивочной (декоративной) панелью, обтянутой синтетическим моющимся материалом, соответствующим цвету кресел. Наружные ручки от легкового автомобиля «Москвич-408». Они неподвижно закреплены на внешних панелях дверей.

Все сиденья салона не отличаются по конструкции друг от друга. Они состоят из подушки и спинки, собранных на штампованных каркасах. В качестве упругого элемента применяется латокс или пенополиуретан специального состава, обивка выполняется из легкомоющихся качественных кожзаменителей. Размещение кресел в салоне маршрутного такси показано на рисунке 3. Передние сиденья отличаются от сидений салона более широкой подушкой и спинкой. Они легкосьемные и монтируются на брызговиках передних колес. Водительское сиденье (рис. 6) имеет регулировку наклона спинки и изменение положения вдоль оси кузова. Все сиденья снабжены приспособлениями для установки ремней безопасности.

Передняя подвеска автобуса по конструкции аналогична подвеске автомобиля ГАЗ-24. Основное отличие заключается в рулевом приводе.

Задний мост и его подвеска также аналогичны ГАЗ-24. Карданный вал в отличие от легкового автомобиля из двух частей и имеет промежуточную опору (подшипник). Конструкция вала показана на рисунке 12.

Несколько слов о рабочем месте водителя и его оборудовании и приборах. Расположение органов управления автобуса показано на рисунках 5, 7.

Клавиша включения звукового сигнала установлена в спицах рулевого колеса. Рычажок переключателя указателей поворота расположен слева на рулевой колонке. При включении указателей поворота на щитке приборов справа загорается мигающая контрольная лампочка зеленого цвета. Выключение указателей поворота и контрольной лампы происходит автоматически при выходе автомобиля из поворота на прямую. Рычаг переключения передач расположен справа от водителя в полу кабины. При включении заднего хода включается освещение сзади автобуса.

Для желающих воспроизвести приборный щиток со всей световой сигнализацией приводим описание ее работы. На панели приборов имеется контрольная лампа перегрева воды в радиаторе, которая загорается красным светом при температуре более 104—109°, контрольная лампа красного цвета, загорающаяся при включенном ручном тормозе и включенном зажигании (для забывчивых водителей), контрольная лампа дальнего света фар (светит синим светом, расположена в спидометре), контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки двигателя, загорающаяся красным светом при снижении давления в системе смазки двигателя нижа 0,4—0,8 кг/см2, контрольная лампа указателя поворотов (красного цвета), контрольная лампа, сигнализирующая о выходе из строя части раздельного привода тормозов, а также имеется контрольная лампа аварийной сигнализации тормозов. Расположение сигнальных контрольных лампочек показано на общем виде приборного щитка (см. рис. 7).





Кузова автобусов общего назначения красятся на заводе синтетическими эмалями ярких сочных цветов: красный, оранжевый, «золотое руно» (желто-коричневый), светло-салатовый и т. д. Санитарные машины окрашены в кремовый (белый) цвет и имеют широкую красную полосу по всему периметру. Автомобили ГАИ желтые с синей полосой, расположенной как у «скорой помощи».



Рис. 1. Микроавтобус РАФ-2203 «Латвия» (санитарный вариант): 1 — боковое зеркало заднего вида, 2 — знак «скорой помощи», 3 — место под домкрат, 4 — жалюзи, 5 — красная полоса — надпись белого цвета, 6 — диск колеса, 7 — кузов, 8 — задний бампер, 9 — задняя фара, 10 — аптечка и инструментальный шкаф, 11 — поручень, 12 — спинка сиденья, 13 — сиденье (серый цвет), 14 — декоративная решетка отопителя.



Рис. 2. Место водителя: 1 — уплотнитель (черный), 2 — рукоятка переключения передач, 3 — рулевая колонка, 4 — панель приборов, 5 — щиток панели приборов (черный), 6 — поручень (серый), 7 — чехол капота (черный), 8 — коврик брызговика (черный).



Рис. 5. Органы управления: 1 — ножной переключатель света, 2 — переключатель указателей поворота, 3 — воздухоотводы обогрева стекол дверей, 4 — рукоятка насоса обмыва ветрового стекла, 5 — рулевое колесо, 6 — рукоятка жалюзи радиатора, 7 — то же жалюзи отопителя, 8 — рычаг переключения передач, 9 — рукоятка тормоза стоянки, 10 — ручка воздушной заслонки карбюратора, 11 — педаль акселератора, 12 — педаль рабочих тормозов, 13 — — включатель зажигания и стартера, 14 — педаль сцепления.

Рис. 7. Расположение приборов: 1 — амперметр, 2 — индикатор указателя поворотов, 3 — индикатор включения тормоза стоянки, 4 — индикатор перегрева воды в радиаторе, 5 — индикатор дальнего света фар, счетчик пройденного пути и спидометр, 6 — индикатор аварийного давления масла в системе смазки двигателя, 7 — индикатор аварийной сигнализации тормозов, 8 — индикатор рабочих тормозов, 9 — бензиномер, 10 — панель приборов, 11 — включатель стеклоочистителя, 12 — центральный переключатель света, 13 — указатель давления масла в системе смазки двигателя, 14 — включатель реле аварийной сигнализации, 15 — включатель противотуманных фар, 16 — переключатель света стоянки, 17 — включатель фонаря световой сигнализации, 18 — включатель преобразователя, 19 — указатель температуры воды, 20 — индикатор световой сигнализации, 21 — индикатор включателя преобразователя, 22 — ручка включения отопителя обогрева ветрового стекла, 23 — ручка включателя отопителя салона.



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1977, №8
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100