Аэросани НКЛ-16/42

Первый вариант трехлыжных азросаней HKЛ-16, изготовленный в 1937 году под руководством главного конструктора Н. М. Андреева, выпускался промышленностью серийно в транспортном и санитарном исполнении. Усовершенствованная модель машины, выполненная по четырехлыжной схеме и получившая обозначение НКЛ-16/41, выпущена в 1940—1941 годах. С 1942 года эти сани в значительно улучшенном варианте выпускались под индексом НКЛ-16/42. О них наш рассказ.

Аэросани всех серийно выпускавшихся типов, в том числе НКЛ-16, НКЛ-16/41 и НКЛ-16/42, широко использовались на фронтах Великой Отечественной войны, особенно в зиму 1941/42 года. Они применялись для оперативной связи, доставки военных грузов, на них осуществлялись патрульные, десантные и боевые операции. При переброске десантов аэросани не только принимали бойцов с полным вооружением на борт, но и буксировали на специальных тросах 18—20 лыжников. В боевых условиях они по бортам буксировали прицепные волокуши, в которых размещались бойцы с пулеметом и второй номер расчета с необходимым боекомплектом. Кроме того, огонь из автоматов могли вести через открывающиеся в крыше корпуса люки сидящие в машине бойцы.

Скомплектованные аэросанные транспортные батальоны успешно выполняли многочисленные задания командования Советской Армии по разведке и связи, а также работали с подразделениями боевых аэросаней — НКЛ-26. Это позволяло не только проводить неожиданные для противника налеты для уничтожения живой силы, но и при необходимости оперативно высаживать десантные группы для закрепления захваченных у врага опорных пунктов и территорий.



Аэросани НКЛ-16/41 (редкий снимок военных лет)

Аэросани НКЛ-16/42 были выполнены — для увеличения внутреннего объема кабины и более удобного размещения бойцов — с бортами, имеющими наружную выпуклость. Это дало возможность расширить кабину (по сравнению с НКЛ-16/41) более чем на 100 мм, бензиновый бак разместить внутри корпуса в его задней части (он отделен от кабины съемной переберкой). Передняя часть корпуса (передняя стенка) скруглена. Амортизационные стойки стали длиннее, а узел их крепления был выполнен на кронштейнах, приваренных к стойкам моторной рамы. Это разгрузило корпус, так как его задняя часть при этой схеме не опиралась на амортизационные стойки, а была подвешена на стержнях моторной рамы, что повысило прочность корпуса. В остальном конструкция аэросаней НКЛ-16/41 и НКЛ-16/42 совершенно одинакова.

Корпус аэросаней состоит из деревянного каркаса — набора поперечных шпангоутов и продольных стрингеров — и обшит фанерой. В местах установки силовых узлов и крепления агрегатов машины вклеены усиливающие бобышки с фанерными внутренними кницами.

Переднее ветровое стекло разделено стойкой. По правому борту расположены два боковых оконных проема и застекленный проем в передней двери. По левому борту окно прорезано только в передней двери. Задняя дверь — более широкая, предназначена для посадки и высадки бойцов с вооружением и для загрузки машины ящиками с боеприпасами, бочками с горючим и т. п.

Все три двери корпуса навешены на выносные петли и запираются пружинными штыревыми замками, предотвращающими самопроизвольное открытие во время движения. Ручки обтекаемой формы установлены снаружи на поворотные оси замков.

В крышке корпуса выполнены два откидных люка: передний — справа от водителя (над соседним с ним местом), задний — по центру корпуса.

Все лыжи деревянные, взаимозаменяемые. Они Т-образной формы, открытого типа, с кронштейном-кабанчиком, изготовленным из углового железа, к стойкам приварена усиленная по краям втулка. Подошва лыж фанерная, окованная снаружи сталью. Лонжерон — верхнее продольное ребро лыжи — из сосновой доски, скреплен с подошвой металлическими угольниками и лапками, образованными стойками кабанчика.

На подошве лыж установлены металлические подрезы, обеспечивающие устойчивость хода аэросаней и предотвращающие заносы машины и боковое скольжение. Все лыжи снабжены тормозными механизмами ногтевого типа. Управление тросовое, одностороннее, раздельное. Левая тормозная педаль, укрепленная на полу в кабине водителя, приводит в действие тормоза задних лыж, правая педаль — тормоза передних.

Все лыжи имеют независимую подвеску. Втулками кабанчиков они кадеты на концы полуосей и закреплены специальными колпаками, которые фиксируются вставляемыми в отверстия в колпаке и полуоси валиками. Крепление полуосей к узлам корпуса выполнено на карданных сочленениях. Внешние концы полуосей у втулки кабанчика имеют ушки для подсоединения тяги управления, одновременно выполняющей роль разгрузочного подкоса.

В этом же месте на полуоси сделано и второе ушко для соединения с нижней стойкой амортизатора. Амортизаторы выполнены с двумя пружинами — основной и обратной. Верхние стойки амортизаторов оканчиваются шаровыми шарнирами и прикреплены к узлам их подвески накидными гайками. На аэросанях НКЛ-16/42 задние стойки имеют большую длину, чем передние.

Направление движения аэросаней и одновременный поворот всех лыж осуществляются рулевым колесом, размещенным с левого борта по ходу машины. Управление смешанного типа — тросовое и с помощью тяг.

Рулевое колесо посажено на рулевую трубу, на которой имеется барабан с канавками для намотки рулевого мягкого троса. На барабане трос фиксируется зажимным роликом. Далее трос через направляющие ролики идет к главному валу, расположенному на полу, в центре кабины аэросаней. Для уменьшения усилия при выполнении поворота в систему тросов введен двойной роликовый блок. Для этого на главном валу установлен одноплечий рычаг с колонкой роликов на его головке. Тросы проходят через этот блок и качающийся ролик, размещенный в хвостовой части корпуса. На главном валу, снаружи на бортах машины, установлены двухплечие сошки, к которым подсоединяются жесткие трубчатые тяги с вильчатыми резьбовыми наконечниками, связывающие сошки с полуосями подвески лыж. За счет резьбовых наконечников регулируется длина тяг и параллельность лыж по отношению к продольной оси машины. Для одновременного поворота лыж (а они должны поворачиваться в разные стороны) тяги с сошкой главного вала смонтированы следующим образом. Правая тяга управления передней лыжей крепится к верхнему ушку сошки, а правая задняя — к ее нижнему ушку.

С левой же стороны взаимное расположение к левой сошке обратное.

Скорость движения изменяется только за счет частоты вращения воздушного винта, то есть коленчатого вала двигателя. Для этого служит педаль «газа» — средняя педаль в кабине водителя (размещенная между тормозными педалями), которая соединена тросом с дроссельной заслонкой карбюратора двигателя.

В кабине водителя имеются два сиденья. Левое по ходу машины — водительское — регулируется под рост сидящего на нем человека, справа — пассажирское. Перед водителем располагается приборная доска с указателями приборов, тумблерами осветительных точек, замком зажигания с переключателем магнето двигателя, пусковым ручным магнето, воздушным насосом и воздушным трехходовым краном топливной системы и кнопкой электрического стартера пуска двигателя.

Стартер и генератор установлены на специальных кронштейнах слева и справа у нижних цилиндров двигателя.

Между втулкой воздушного винта и диском находится шкивок с проточенной в нем канавкой под клиновидный ремень. Этот ремень осуществлял привод генератора.

Выхлопные патрубки цилиндров — индивидуальные.

Они имеют на концах косые срезы, которые располагаются по потоку встречного воздуха. За счет среза при движении аэросаней происходит интенсивный отсос выхлопных газов, что улучшает очистку камеры сгорания и увеличивает ее наполнение свежей рабочей смесью.

Двигатель установлен на подмоторной раме, к кольцу которой он крепится специальными болтами. Рама представляет собой пространственную сварную ферму. В нижнем части она заканчивается двумя вильчатыми проушинами; ими она и крепится к ушкам силовых узлов корпуса. Спереди (по ходу аэросаней) к стойкам рамы приварены ушки, к ним подсоединены упорные подкосы рамы.

Упорные подкосы вторым концом также крепятся к узлам на корпусе, образуя еще две точки ее крепления. На подкосы ставится поперечная труба, на которую навешивается масляный бак. В бак заливается запас масла, необходимый для обеспечения работы двигателя.

Бензиновый бак фиксируется на специальных ложементах стальными лентами. Для затяжки лент в них имеются резьбовые муфты. Конструкция бака клепаная, из оцинкованного железа. Швы и заклепочные соединения пропаяны. Бак имеет горловину, закрывающуюся герметичной, навертываемой на резьбу пробкой.

На хвостовике коленчатого вала двигателя установлен двухлопастный деревянный воздушный винт. Лопасти на концах и по рабочей кромке имеют металлическую оковку. На двигатель винт крепится через промежуточную деталь — втулку винта. Сам винт зажимается болтами между фланцами втулки. Она устанавливается на конусный хвостовик коленчатого вала на шпонке, затягивается корончатой гайкой и шплинтуется.

Для обеспечения безопасности зона вращения воздушного винта защищена трубчатой фермой — ограждением винта. Ограждение окрашивается яркой красной краской.

И. ЮВЕНАЛЬЕВ





Рис. 4. Размещение органов управления в кабине водителя: 1 — сиденье, 2 — корпус, 3 — жгуты электрической проводки, 4 — счетчик оборотов коленчатого вала двигателя, 5 — откидное ветровое стекло, 6 — переключатель зажигания, 7 — указатель давления воздуха в топливном баке, 8 — указатель давления масла в системе, 9 — ручное пусковое магнето, 10 — воздушный насос, 11 — педаль тормозов задних лыж, 12 — педаль управления дроссельной заслонкой карбюратора (газом), 13 — колонка роликов; 14 — педаль тормозов передних лыж, 15 — тросы управления.

Рис. 5. Подогреватель воздуха на входе в карбюратор: 1 — патрубок крепления к цилиндру, 2 — фланец подсоединения подогревателя к карбюратору 3 — раструб, 4 — кожух, 5 — перегородка, 6 — патрубок выхода выхлопных газов.



Рис. 1. Внешний вид аэросаней НКЛ-16/42: 1 — буксирная скоба, 2 — кабан передней лыжи, 3 — фара, 4 — пружина, 5 — ветровое стекло, 6 — корпус, 7 — люк передний, 8 — люк задний, 9 — подкос моторной рамы, 10 — обтекатель масляного бака, 11 — ограждение воздушного винта. 12 — воздушный винт, 13 — выхлопные патрубки, 14 — мотор М-11, 15 — генератор, 16 — моторная рама, 17 — узел крепления задней амортизационной стойки на моторной раме, 18 — задняя амортизационная стойка, 19 — задняя лыжа, 20 — полуось лыжи, 21 — кабан задней лыжи, 22 — узел крепления полуоси на корпусе, 23 — бензобак, 24 — дверь кабины, 25 — сошка управления, 26 — тяги управления, 27 — дверь водителя, 28 — передняя амортизационная стойка, 29 — тормозной механизм, 30 — передняя полуось, 31 — лыжа, 32 — узел крепления передней амортизационной стойки на корпусе, 33 — карданный узел крепления полуосей.





Рис. 6. Схема управления лыжами аэросаней НКЛ-16/42: 1 — лыжа передняя, 2 — шарнирный узел крепления полуоси, 3 — рулевое колесо, 4 — барабан для намотки трога управления на рулевой трубе, 5 — рулевой трос, 6 — бортовые тросовые ролики, 7 — колонка роликов, 8 — ролик рычага привода главного вала управления, 9 — рычаг главного вала, 10 — ролик блока, 11 — задняя полуось, 12 — задняя лыжа, 13 — тяга управления задней лыжей, 14 — главный вал рулевого управления, 15 — сошка (левая), 16 — тяга управления передней лыжей, 17 — регулировочная вилка тяги.



Рис. 7. Лыжа и ее тормозное устройство: 1 — подрез, 2, — лента подреза, 3 — стяжные заклепки, 4 — фанерная обшивка лонжерона, 5 — лонжерон, 6 — стойки кабана, 7 — рычаг тормоза, 8 — ушко пружины, 9 — втулка кабанчика, 10 — усиливающий обод втулки, 11 — трос тормоза, 12 — угольник крепления лонжерона, 13, 14 — болтовое крепление, 15 — обратная пружина тормоза, 16 — тормоз, 17 — окно тормозного рычага, 18 — ось тормозного рычага, 19 — усиливающая накладка, 20 — болтовое крепление подреза, 21 — подошва лыжи (стальная), 22 — лента крепления подошвы, 23 — усиливающие продольные подкладки подошвы, 24 — подошва лыжи (фанерная).

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1977, №10
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100