"ДОРОГА ЖИЗНИ" ВОСЕМНАДЦАТОГО

П. ВЕСЕЛОВ

Это было время, когда решался вопрос о самом существовании молодой Советской Республики...

В те далекие от нас дни страна задыхалась в огненном кольце блокады: в Мурманске и Архангельске высаживались англо-французские и американские войска, с востока наступали белогвардейцы Колчака и восставший корпус белочехов, в Приморье хозяйничали японцы. Войска кайзеровской Германии вторглись на Украину, заняли Ростов и Крым и приближались к Новороссийску. К Царицыну, захватив Дон и Кубань, вплотную подошла «добровольческая» армия Деникина. От Гурьева к Волге двигалась уральская белоказачья армия...

Шел тысяча девятьсот восемнадцатый год...

Волга... С надеждой смотрела на нее вся Советская Республика - в невыносимо трудных для страны обстоятельствах эта водная магистраль приобрела громадное экономическое, политическое и стратегическое значение. Могучая русская река стала своего рода «дорогой жизни: в центральные районы страны доставлялись по ней продовольствие и нефть, а в противоположном направлении - военные грузы.

Это прекрасно понимали враги Советского государства, стремившиеся перерезать жизненно важную для республики транспортную артерию.

Партия большевиков объявила социалистическое Отечество в опасности.

ПЕРЕД РЕШАЮЩЕЙ СХВАТКОЙ

Анализируя создавшуюся военную обстановку, Советское правительство пришло к выводу, что на Волге и Каспии необходимо создать крепкий, боеспособный флот.

Основной базой для организации и вооружения Волжской военной флотилии стал Нижний Новгород (ныне г. Горький). В середине июня 1918 года туда командировали чрезвычайного уполномоченного Народного комиссариата по морским делам, члена ВЦИК, отважного моряка-балтийца, пламенного большевика-организатора Николая Григорьевича Маркина. Прибыв на место, он сразу же развернул кипучую деятельность по созданию Волжской военной флотилии. Из коммерческого флота отбирались суда, имевшие хорошие машины и крепкие корпуса, и направлялись в затоны для ремонта и вооружения. Одновременно формировался и личный состав флотилии.

Тем временем обстановка усложнилась. Казань заняли белочехи, для врага оказался открытым путь на форпост Москвы - Нижний Новгород.

Совнарком принял решительные меры для усиления Восточного фронта, для чего с Западного фронта туда перебросили часть войск. Большие надежды возлагались и на коммунистические рабочие отряды.

Ядро Волжской военной флотилии должны были составить миноносцы «Прочный», «Прыткий» и «Ретивый». С Балтики нз Волгу им предстояло пройти через шлюзы Мариинской системы. Когда корабли задержались а Рыбинске, Ленин 23 августа телеграфировал: «Приказываю самым срочным порядком закончить погрузку орудий, снарядов и угля и незамедлительно следовать в Нижний. Работа эта должна быть выполнена в самый кратчайший срок. Местный Совдеп и советские организации должны оказать полное содействие. Каждая минута промедления ложится тяжелой ответственностью и повлечет соответствующие меры по отношению к виновным».

Приказ Ленина был оперативно исполнен: через четыре дня миноносцы уже участвовали в боях. Они значительно усилили боевую мощь только что созданной флотилии, само их присутствие подняло моральный дух ее личного состава. Для Волжской военной флотилии начались боевые, полные отваги и героизма дни. С 5 сентября у Верхнего Услона развернулись решительные бои за Казань. Корабли флотилии подбили бронепоезд, уничтожили две вражеские батареи и потопили одно белогвардейское судно.

В это тревожное для социалистического Отечества время в Нижегородский губком партии обратился старпом пассажирского парохода «Князь Юрий Суздальский» А. С. Леонтьев. Его предложение - создать отряд волгарей-добровольцев с передачей им какого-нибудь судна, на котором они могли бы воевать, - встретили там с большим одобрением. Н. Маркин посоветовал поискать корабль по близлежащим затонам.

Пока шла запись добровольцев, Леонтьев со своим прежним сослуживцем боцманом С. Беловым объехали на катере все затоны вблизи Нижнего и в конце концов наткнулись в устье реки Сейм на буксирный винтовой теплоход «Матвей Башкиров», скрытый рачительным хозяином «до лучших времен» у крутого берега.

Судно было построено на Коломенском заводе в 1915 году и отработало всего две навигации. При водоизмещении в 570 т его длина составляла 57,6, ширина 8 и осадка 1,8 м. Массивный корпус и высота борта в 3 м делали буксир вполне пригодным для предстоящих походов. Два четырехтактных дизеля суммарной мощностью 600 л. с. позволяли развивать скорость около восьми узлов.

На другой же день «Матвей Башкиров» был отбуксирован в доки завода «Теплоход», где началась работа по подкреплению корпуса и палубного настила, навешивалась броня, перебирались механизмы двигателей. Затем, уже своим ходом, буксир перешел к Сормовскому заводу, где на нем были установлены 100- и 75-мм дальнобойные морские орудия, дальномер и тяжелые пулеметы.

На общем собрании экипажа по случаю зачисления корабля в состав Волжской военной флотилии А. С. Леонтьев сказал:

- Товарищи! Мы теперь и волгари и краснофлотцы. Наша канонерка вступает в состав боевых кораблей Волжской военной флотилии. Через несколько дней мы отправляемся на фронт. Но идти в бой на корабле с именем купца на борту ни честь, ни совесть не позволяют... Есть предложение дать судну новое имя. Мы хотим назвать его «Волгарь-доброволец».

Предложение было единодушно принято.

«ВОЛГАРЬ» ВСТУПАЕТ В БОЙ

10 сентября моряки Волжской флотилии совместно с частями Красной Армии нанесли сокрушительный удар по Казани. Город атаковали с трех сторон. После двухчасового ожесточенного боя противник был разбит и бежал.

«Приветствую с восторгом блестящую победу Красных Армий», - телеграфировал в Казань Владимир Ильич Ленин.

Победа у Казани стала переломным моментом в дальнейших боевых операциях на Средней Волге и Каме.

За месяц ожесточенных боев Красная Армия в тесном взаимодействии с Волжской военной флотилией освободила от белогвардейцев ряд городов на Каме. 10 октября наши части вошли в Самару. Волга вновь стала советской.

14 октября «Волгарь-доброволец» покинул нижегородский рейд и взял курс на Каму. Буквально на следующий же день корабль принял боевое крещение: по «Волгарю» со стороны села Кимбарка неожиданно открыли орудийно-пулеметный огонь белогвардейцы. Вахтенный передал А. Леонтьеву приказ комфлота Ф. Раскольникова выбить белых.

Поднявшись на мостик, Леонтьев сразу понял - надо действовать решительно. И вот тут в первый раз показала себя боевая мощь «Волгаря-добровольца». После нескольких метких выстрелов морских орудий белые не выдержали и побежали.

Два десятка краснофлотцев высадились на берег. Это была их первая десантная вылазка. В результате быстротечной стычки «Волгарь-доброволец» захватил необычный трофей - огромную баржу с десятью тысячами пудов ржи и целый паром с только что выпеченным хлебом.



Оставив баржу под надежной охраной представителей местной власти и забрав печеный хлеб с парома на свою палубу, канонерка быстрым ходом направилась в Сарапул. Там ей сразу же пришлось принять участие в смелой и дерзкой операции по спасению узников, заключенных в «барже смерти».

Отступая под натиском Красной Армии, готовясь оставить Сарапул, белогвардейцы загнали пленных красноармейцев, партийных, советских работников в трюм баржи и отвели ее вверх по Каме к пристани Гальяны. Командование Волжской военной флотилии решило во что бы то ни стало спасти смертников.

Чуть забрезжил рассвет, миноносцы «Прыткий», «Прочный» и «Ретивый» подошли к Гальянам. Баржу с пленными охранял небольшой буксирный пароход. С головного миноносца, на котором находился комфлота Ф. Раскольников, был передан приказ: «По распоряжению адмирала Старка возьмите баржу на буксир и следуйте в Сарапул». Ничего не подозревавший капитан белогвардейского буксира выполнил этот приказ, и баржа со смертниками, охраняемая нашими миноносцами, пошла вниз по Каме. Хитрость как будто удалась - со стороны белых не было сделано ни одного выстрела. Но у капитана буксира возникло подозрение: уж очень необычно вели себя матросы на миноносцах. Пароход дал несколько тревожных гудков, на нем обрубили буксир, и судно попыталось уйти. Но куда ему было тягаться с миноносцами!.. Баржа между тем оказалась брошенной на плесе.

Вот тут-то и подоспел «Волгарь-доброволец». Баржа была буквально взята на абордаж: команда канонерки ворвалась на нее и разоружила охрану.

...Первые бои принесли необходимый опыт экипаж/ боевого судна. Он очень скоро пригодился и при участии в составе флотилии в боевых стычках с белыми, и при переброске воинских частей, и при высадке под огнем десантов Красной Армии.

НА БОРЬБУ С КОЛЧАКОМ

Трудно начался для молодой республики и новый, 1919 год. Еще в декабре 1918-го части Колчака захватили Пермь. Здесь им удалось сформировать большую, хорошо вооруженную флотилию, и, как только вскрылась Кама, белые армии двинулись вниз по реке с намерением выйти на Волгу.

Весной одна из армий Колчака заняла Уфу, потом Бугульму и Бутуруслан. В это же время белые овладели Воткинским заводом, захватили Ижевск и Сарапул. Возникла реальная угроза объединения двух белогвардейских соединений - Колчака и Деникина.

«Все на борьбу с Колчаком» - призвал народ Центральный Комитет РКП(б). Волжская военная флотилия, в составе которой находилось двадцать вооруженных судов, плавучая батарея и соединение морской авиации, усиленно довооружалась и ремонтировалась в Нижнем Новгороде. Перед флотилией была поставлена задача: парализовать действия белогвардейских кораблей и оказывать всемерное содействие частям Красной Армии в отпоре колчаковским полчищам.

В ночь с 27 на 28 апреля, когда на Волге еще кое-где шел лед, часть кораблей Волжской флотилии, чтобы опередить противника, направилась на Каму. Вслед за ними в составе второго дивизиона канлодок 11 мая ушел и «Волгарь-доброволец». И уже 14 мая он принял участие в боевой операции у села Соколки, при слиянии реки Вятки с Камой.

Было около восьми часов утра, когда на судах флотилии заметили колчаковские канонерки. Они вышли из-за поворота реки и крадучись спускались к устью Вятки. Леонтьев, посоветовавшись с лоцманом Кирюхиным, приказал отойти к затопленному весенним паводком луговому яру. Это была самая удобная для стрельбы позиция.

Старший комендор носового 120-мм орудия (за время ремонта сумели заменить 75-мм пушку на более мощную) Петр Колташев открыл прицельный огонь. Третий снаряд, выпущенный им из носового орудия, попал в идущий передовым вражеский корабль.

За штурвальной рубкой взметнулось пламя, затем вспучилось облако густого дыма и пара. Потеряв управление, судно поплыло по течению и вскоре затонуло. Остальные спешно повернули назад.

Командование флотилией высоко оценило решительные действия красных моряков: Леонтьев был награжден Почетной грамотой Реввоенсовета республики, а комендор Колташев - именными часами.

Через несколько дней «Волгарь-доброволец» принял участие в операции под селом Котловка.

Вот что вспоминал об этом бое сам А. Леонтьев:

«Для того чтобы сбить белых с прочно занятых позиций около села Свиногоры, Советское командование приняло решение: высадить в глубоком тылу врага десантный отряд моряков под командованием И. Кожанова...

На десантные суда «Достоевский», «Бухара» и «Обь» было посажено около 600 моряков-пехотинцев и 70 кавалеристов, а также погружена трехдюймовая полевая батарея...» '

В 3.45 утра 24 мая отряд кораблей Волжской военной флотилии, среди которых был «Волгарь», и пароходов с десантниками снялся с якорей. Шли без огней, в абсолютной тишине. Это позволило беспрепятственно пройти 12 километров. И только у самой Кот-ловки белые увидели наши корабли и открыли по ним огонь. Артиллерия отряда немедленно подавила батарею противника. Десант был благополучно высажен.

На улицах села завязался жаркий бой. Красноармейцы и военные моряки стремительной атакой сокрушили белогвардейцев.

Котловская десантная операция сыграла решающую роль в исходе бое- за Каму и Вятку. От Котловки и Елабуги началось отступление адмирала Колчака. Его войска покатились назад до Перми, а потом и дальше в Сибирь...

«Волгарь-доброволец» с боями дошел до города Осы, а затем вернулся для неотложного ремонта двигателей в Нижний.

Жаркой оказалась для экипажа канонерки и навигация 1920 года: в низовьях Волги действовало немало бандитских отрядов, и борьба с ними была одной из основных задач «Волгаря-добровольца». Но к лету 1921 года вооруженные контрреволюционные группы были в основном разгромлены, и боевому судну пришлось возвращаться к своей мирной профессии. Оно водило баржи с нефтью по Каспию, работало как буксир на Астраханском рейде.

А когда в годы Великой Отечественной войны гитлеровские полчища рвались к Сталинграду, «Волгарь» вновь встал в строй. На Заячьем острове близ Астрахани на нем вновь установили орудия и крупнокалиберные пулеметы. Кораблю было поручено важное и опасное дело - подвозить горючее и боеприпасы защитникам волжской твердыни.

Отгремели залпы победного салюта, и «Волгарь-доброволец» вновь на мирной трудовой вахте - теперь он уже штабной корабль диспетчерской и лоцманской службы в Астраханском порту.

В 1967 году, в канун 50-летия Великого Октября, по просьбе ветеранов Волжско-Каспийской флотилии и по решению министерств морского и речного флота «Волгарь-доброволец» становится кораблем-музеем - памятником гражданской войны.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ КАНОНЕРСКОЙ ЛОДКИ «ВОЛГАРЬ-ДОБРОВОЛЕЦ»

Основные размерения, м:
длина наибольшая - 57,68
ширина - 8,0
высота борта на миделе - 3,05
осадка - 1,8
Водоизмещение, т - 570
Мощность двух дизелей, л. с - 600 Скорость, км/ч - 18

СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

По нашим чертежам и рисункам вы сможете сделать модель канонерской лодки «Волгарь-доброволей» в том виде, какой она была в 1918 году. Вооружение на тот период: одно 75-мм орудие в носу, одно 120-мм орудие в корме и шесть пулеметов системы «максим».

Окрашивать модель надо следующими цветами: корпус ниже ватерлинии, перо руля и противопожарные ведра - красным (под цвет свинцового сурика), надводный борт корпуса, надстройки, дымовую трубу и вооружение - серым (шаровым), главную палубу, палубу надстройки, крышу капа и рубки - коричневым (под цвет железного сурика), ватерлинию - белым, кнехты, якоря, стопора и клюзы - приглушенным черным, свайку, багор и сходню покройте мебельным лаком.



1 - якорь Холла, 2 - рында, 3 - штаг, 4 - паровой брашпиль, 5 - 75-мм орудие, 6 - спасательный круг, 7 - топовый огонь, 8 - мачта, 9 - гафель, 10 - ванта, 11 - ходовая рубка, 12 - водонапорный бак, 13 - свисток, 14 - дымовая труба, 15 - форсовая трубка, 16 - гаковый огонь, 17 - шлюпка "ял-4", 18 - поворотная шлюпбалка, 19 - буксирный гак, 20 - трап, 21 - ограничитель буксирного троса, 22 - пулемет системы "максим", 23 - тамбур, 24 - швартовный клюз, 25 - 120-мм орудие, 26 - якорный палубный клюз, 27 - цепной стопор Легофа, 28 - люк, 29 - наметочный огонь, 30 - крестовый кнехт, 31 - люк, 32 - противопожарные ведра, 33 - надстройка первого яруса, 34 - трап, 35 - бортовой отличительный огонь, 36 - переговорная труба, 37 - S-образная заваливающаяся шлюпбалка, 38 - лодка, 39 - иллюминатор, 40 - буксирный бугель, 41 - пожарный рукав, 42 - ларь, 43 - свайка, 44 - багор, 45 - привальные брусья, 46 - гребной винт, 47 - перо руля, 48 - корзинка со швартовным концом, 49 - наметка, 50 - портик, 51 - трап, 52 - швартовный кранец, 53 - трап, 54 - вентиляционный раструб, 55 - машинный фонарь, 56 - крышка светового фонаря, 57 - поддержка гака, 58 - верстак с тисками, 59 - сходня, 60 - кап, 61 - световой фонарь, 62 - бронещит.





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1981, №11
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100