v_lenin_1.jpg



Флагман Енисея

Буксирный теплоход “Владимир Ленин”— один из тех речных тружеников, кому редко достаются лавры славы и всеобщего внимания. В его биографии, казалось бы, нет ничего героического. Но героической может быть и внешне неприметная трудовая судьба. Такая, как у флагмана енисейского флота, полвека честно служившего Родине в суровых, а подчас экстремальных условиях.

Пять мощных буксирных теплоходов —“Анастас Микоян”, “Первая пятилетка”, “Советская Сибирь”, “Комсеверопуть” и “Красноярский рабочий”—были построены в 1929—1930 годах в Германии, в городах Эмдене и Данциге фирмой “Шихау” специально для пополнения обветшавшего флота Сибири. Спроектированные под руководством и по техническому заданию инженера Н. М. Туркова, они предназначались для обеспечения Карских экспедиций и освоения прибрежной части Северного морского пути.

“Микоян” остался на Оби и впоследствии назывался “Россия”, “Первая пятилетка” ушла на Лену, а остальные оказались на Енисее. Они доставляли в Игарку экспортный лес, в Дудинку — продовольственные и промышленные товары: обеспечивали строительство Норильского комбината, помогали поднимать караваны судов через стремительные и коварные пороги.

Когда из состава Енисейского пароходства вычеркивали старый колесный буксир “Владимир Ленин” (который до революции одно время назывался “Модестом”), то его имя, как эстафету, решили передать новому красавцу теплоходу “Советская Сибирь”, ставшему флагманом енисейского флота.

Первым капитаном судна был Иван Лаврентьевич Перевалов. Это он вместе с механиком Сергеем Георгиевичем Плешковым провел судно из Данцига морским путем вокруг Скандинавии (Беломорско-Балтийского канала тогда еще не было). Почти два десятка лет проработал на теплоходе и другой механик — А. Г. Родионов. Все они оставили о себе добрую память, а их ученики еще работают в пароходстве.

Одиннадцать лет командовал флагманом капитан Михаил Алексеевич Чечкин. Начав работать на флоте с 12 лет, он прошел все речные науки. Речник с более чем полувековым стажем, он стал одним из первых комсомольцев на Енисее. А сегодня льды его любимой реки режет мощным форштевнем ледокол “Капитан Чечкин”...

До самого конца 60-х годов суда типа “Первая пятилетка” оставались не только самыми мощными на сибирских реках, но и отвечали всем новым требованиям судостроения. Старинные, из канадской сосны палубы, тщательно проолифенные и всегда вымытые, казались новыми.

Ласкала взгляд теплая медь дельных вещей и красное дерево планширей. И. только, пожалуй, резная отделка мореным дубом элегантной кают-компании да старомодные кресла и буфеты выдавали действительный возраст судна. Сколько же надо умения, любви, терпеливого старания, тяжелого физического труда, наконец, чтобы сохранить судно работоспособным, “с иголочки” в течение нескольких десятков лет; причем сохранить в труднейших условиях Севера, со слабой ремонтной базой, на тяжелой в навигационных условиях реке.

С началом весны уходил теплоход из Красноярского затона и буквально по пятам ледохода шел вниз по Енисею, спеша попасть в недоступные в другое время места, чтобы провести туда баржи. Выходил он и в полярные моря — для проводки судов с Оби на Енисей. Остальное время — между портами Маклаково — Игарка — Дудинка, рейсы по доставке леса и других грузов. Были и другие задания — например, проводка судов через Казачинский порог...

Скальные отвесы, выступающие причудливыми уступами, теснят друг друга, серая россыпь валунов у подножия скал дыбит яростные буруны, вертит тысячи водоворотов. Стесненное русло Енисея с грохотом мчит свои воды в слив — здесь проходит узкий и опасный фарватер. Таков порог. Обычно проводку осуществляет туер “Енисей”, который поднимается по тросу на лебедке, но и у него должны быть перерывы в работе.

Напрягаясь своими мощными дизелями, теплоход “Владимир Ленин” начинает маневрировать между камнями и бурунами слива, ведя на буксире баржи, танкеры, пассажирские суда. Люди толпятся на палубах, привлеченные грандиозным зрелищем и ревом воды. Конечно, пассажиры не догадываются, что капитан на буксировщике может не рассчитать, ошибиться... В 1898 году здесь же на одном из подводных камней был проломлен и затонул пароход “Модест”. Целый год пролежал он на дне Енисея, но был затем поднят и восстановлен. Только чудом в той аварии никто из пассажиров не погиб.

Последние гряды валунов остаются за кормой, стихает рев порога, исчезает из виду камень с названием “Модест”, рация приносит капитану сдержанное: “Спасибо за проводку!” И так рейс за рейсом, с раннего утра до позднего вечера! Нужно исключительное мастерство, знание возможностей своего теплохода, экипажа, знание реки, возможно, даже наличие “шестого чувства”, чтобы благополучно провести караван судов по крутым поворотам реки, миновать мели и быстрины не только в Казачинском пороге, но и на всем протяжении Енисея, от Ворогова до устья Тунгуски, чтобы миновать Осиновские пороги...

В 1970 году, в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина теплоходу “Владимир Ленин” была поручена необычная задача — сопровождать восстановленный пароход “Святитель Николай”, на котором в 1897 году следовал в ссылку в Шушенское будущий основатель Советского государства. Два этих судна, стоявшие рядом, символизировали собой неразрывную память поколений.

А. ПАВЛОВ, г. Я к у т с к

СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

Без сомнения, модель “Владимира Ленина”, компактная, с продуманной архитектурой, с хорошими ходовыми качествами, в меру насыщенная деталировкой, обязательно привлечет к себе внимание. Кроме того, по чертежам буксира можно построить однотипные, которые работали и на Оби, и на Иртыше, и на Лене.

Судовые устройства и дельные вещи типичны и до сегодняшнего дня не претерпели каких-либо конструктивных изменений — их можно увидеть не только на многочисленных фотографиях, но и в натуре.

ОКРАСКА. Подводные части теплохода и моторного катера, средняя полоса на трубе, внутренняя часть вентиляционных дефлекторов, нижняя часть спасательных кругов, государственный флаг, левый отличительный огонь — красные. Надводная часть корпуса, верх дымовой трубы, кормовая мачта выше трубы, якоря и цепи, прожекторы, буксирный гак и его направляющая, двигатель катера — черные. Надстройки, нижняя часть дымовой трубы, дефлекторы вентиляторов, мачты, буксирные арки, тамбур, внутренняя сторона фальшбортов, катеров и шлюпок, пиллерсы — желтые. Металлические палубы, правый отличительный огонь — зеленые. Световые люки машинного отделения, шпиль и брашпиль, буксирная лебедка, кнехты и киповые планки, вьюшки, трапы — шаровые. Ватерлиния, шлюпбалки, леера, шлюпки, катер выше ватерлинии, название на носу и корме, верхняя часть спасательных кругов, грузовые марки осадок — белые. Гребные винты, паровые гудки, котелок компаса, ручки, переговорные трубы, название в средней части корпуса, серп и молот на трубе — латунь. Нактоуз компаса, лючины трюмов, двери надстройки, фальшборт мостика палубы, кожух сектора руля — натуральный цвет дерева.





Чертежи для печати (5 листов)

Источник: "Моделист-Конструктор" 1991, №4
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100