“ТАШКЕНТ” В БОЯХ И ПОХОДАХ

Судьбы кораблей сродни судьбам человеческим. Одному дано пройти долгий путь, не оставив после себя заметного следи, другому — еще при жизни стать легендой. Ко вторым по праву принадлежит лидер “Ташкент”. Всего год из его биографии пришелся ни Великую Отечественную. Но за столь короткий срок “голубой крейсер” — так называли его черноморцы — оставил за кормой 27 тысяч огненных миль, отконвоировал 17 транспортов, перевез 19 300 человек и 2538 т грузов, отразил десятки атак вражеской авиации, сбив 9 и повредив 4 фашистских самолета, потопил один вражеский торпедный катер, провел около сотни стрельб по береговым позициям, уничтожив 6 батарей и значительное количество живой силы противника... “Ташкент” стал одним из тех героических кораблей, которые закладывали фундамент нашей будущей Победы.

Обстановка, сложившаяся в первые месяцы войны, поставила перед Черноморским флотом совершенно неожиданные задачи. Быстрое продвижение немецко-фашистских войск на суше и практически отсутствие вражеских кораблей на море выдвинули на первый план необходимость снабжения частей нашей армии, а также их артиллерийской поддержки. Со всей наглядностью эти задачи определились во время героической обороны Одессы...

29 августа 1941 года в 15.40 командир лидера “Ташкент” капитан 3-го ранга В. Н. Ерошенко получил приказ Срочно вывести корабль в море. Задание было рискованным, но крайне необходимым: требовалось подавить вражескую четырехорудийную 155-мм батарею, державшую под обстрелом подходы к порту.

Находившийся в полной боевой готовности лидер незамедлительно снялся с якорей и 20 минут спустя занял позицию в 65 кабельтовых от цели. Заранее развернутый корректировочный пост корабля точно определил координаты неприятеля, штурман Еремеев и командир БЧ-2 Новик быстро произвели необходимые расчеты, и в 16.00 “Ташкент” открыл огонь. Через полторы минуты командир корпоста лейтенант Борисенко сообщил: “Залп упал в расположении противника!” Следуя шестнадцатиузловым ходом, лидер дал второй залп, затем третий... Спустя 10 минут ответила вражеская батарея, начав интенсивную стрельбу сразу из всех четырех орудий с интервалами в 15 секунд. “Ташкент” увеличил скорость и, не прекращая огня, начал маневрировать на противоартиллерийском зигзаге. В 16.34 два снаряда взорвались за кормой лидера и два перед форштевнем: это означало накрытие. В. Н. Ерошенко на полном ходу вывел корабль из зоны обстрела, одновременно приказав поставить дымзавесу. Затем, резко повернув на 180, “Ташкент” снизил скорость до 12 узлов и, скрывшись от противника за плотной пеленой дыма, вновь открыл огонь. Вскоре командир БЧ-4 лейтенант Балмасов доложил, что батарея отвечает уже лишь трехорудийными залпами, а интервалы увеличились до 25 секунд. Приободренные этим известием комендоры еще больше усилили интенсивность огня своих “стотридцаток”. В 17.30 корпост передал, что в расположении противника произошло несколько сильных взрывов, и вражеские орудия окончательно умолкли. Израсходовав 120 фугасных снарядов, корабль лег на обратный курс. Находившийся на мостике лидера командир Одесского отряда кораблей поддержки контрадмирал Д. Д. Вдовиченко объявил всему экипажу благодарность, а при входе в порт приказал передать на все корабли отряда семафор: “Учитесь стрелять и вести себя под огнем у моряков лидера “Ташкент”!”

Этот бой был уже не первым в “послужном списке” “голубого крейсера”. Но еще больше сражений ждало впереди. И были среди них не только победы. Немало тяжелых испытаний выпало и на долю “Ташкента”...

Наследующий день после успешного подавления батареи корабль опять вышел в море для обстрела побережья. Добраться до огневой позиции на этот раз не удалось. “Ташкент” атаковали три немецких бомбардировщика. На лидере сыграли воздушную тревогу, но вести эффективный огонь зенитчики не смогли — самолеты шли на высоте около 4000 м, вне досягаемости 37-мм автоматов. От близкого разрыва одной из бомб в правом борту образовалась пробоина площадью примерно 8 м. Был поврежден гидропривод руля, полностью затоплен 5-й кубрик и частично — 4-й. На полубаке образовался поперечный гофр шириной 300 мм, возникла опасность надлома корпуса. Тем не менее “Ташкент” продолжал маневрировать, уклоняясь от атак, и вести интенсивный заградительный огонь. В результате немцы сбросили все бомбы, так и не добившись прямых попаданий в корабль.

По приходе в Одессу водолазы осмотрели повреждения и выяснили, что необходим серьезный ремонт. Этой же ночью “Ташкент” в сопровождении эсминца “Смышленый” и двух катеров ушел в Севастополь. На Морском заводе его незамедлительно поставили в док.

Когда помпы откачали воду, глазам открылась жуткая картина. Кронштейны сели на гребные валы, киль оказался не только перебитым, но и вогнутым на полметра... По меркам мирного времени на устранение повреждений потребовалось бы как минимум 5 месяцев. Но инженер Морзавода П. И. Криницкий предложил выполнить ремонт прямо в доке, подняв корму домкратами, не снимая при этом гребные винты и не демонтируя валопроводы. Выигрыш во времени сулился колоссальный — плановый срок предполагалось сократить по меньшей мере втрое.

Предложение было принято, и работа закипела. Вместе с рабочими завода трудился и экипаж “Ташкента”. Так, краснофлотцы с помощью двадцати ручных гидродомкратов приподняли многотонную корму корабля, после чего начался ремонт валопроводов. Одновременно корпусники занялись устранением гофра в носовой части, а агрегатчики вместе с моряками взялись за контрольную переборку механизмов, получивших сильную встряску при взрыве. Работа не прекращалась ни на час, и в итоге удалось сделать почти невозможное — ровно через 45 суток “голубой крейсер” вновь вышел в море. Наряду с устранением повреждений корабелы смонтировали на “залеченной” корме лидера спаренную 76-мм артиллерийскую установку 39-К, снятую с недостроенного эсминца “Огневой”. Теперь он обрел возможность поражать воздушные цели на высоте до 6000 м.

В конце ноября лидеру “Ташкент” поручили важное задание — вместе с эсминцами “Сообразительный” и “Способный” отконвоировать к Босфору ледокол “Микоян” и танкеры “Туапсе”, “Сахалин” и “Аванесов”, направлявшиеся на Дальний Восток. Трехсуточный переход проходил в условиях жестокого десятибального шторма. Мокрый снег и дождь порой скрывали соседние суда, а стрелка кренометра достигала 40° , тем не менее поставленная задача была успешно выполнена.

Месяц спустя лидер готовился принять участие в прикрытии Керченско-Феодосийской десантной операции, но вскоре командование отменило приказ, решив использовать его для перевозок грузов в осажденный Севастополь.

Помощь сражающемуся городу на долгое время стала одной из основных задач Черноморского флота. В эту славную и трагическую главу истории Великой Отечественной войны имя “Ташкент” навечно вписано золотыми буквами. “Голубой крейсер” помнят и бойцы морской пехоты, доставленные на его борту в Севастополь, и воины Приморской армии, не раз ощущавшие могучую поддержку артиллерии лидера, и команды спасенных им транспортных судов. Защитникам города требовалось постоянно подвозить подкрепление, оружие, боеприпасы, горючее и продовольствие. И “Ташкент”, как никакой другой корабль, был пригоден для этой цели. Его скоростные и маневренные качества вкупе с мощным зенитным вооружением давали возможность успешно обороняться от вражеской авиации, а полный запас топлива, равный 1170 т, позволял каждый раз оставлять севастопольцам не менее его половины. Сравнительно просторные внутренние помещения могли принять значительное количество грузов. Так, в одном из рейсов в кубриках разместили около тридцати (!) железнодорожных вагонов боеприпасов — и это сверх уже имевшейся перегрузки в 700 т. Правда, оказавшись в штормовом море, корабль уже не смог всходить на волну, и масса обрушившейся на полубак воды продавила палубу в районе 1-го кубрика. Из образовавшихся щелей началась течь, но аварийная партия быстро справилась с повреждениями.

Каждый прорыв в осажденный город был постоянным поединком со смертью, когда судьба корабля в равной степени зависела от всех членов экипажа, от командира до рядового матроса. Чего стоит, например, героический прорыв из Севастополя в Новороссийск 27 июня 1942 года, когда “Ташкент” в течение четырех с половиной часов отражал групповой налет 86 вражеских бомбардировщиков. Фашистские самолеты сбросили на лидер 336 бомб, и лишь благодаря виртуозному маневрированию удалось избежать прямых попаданий.

Правда, от близких разрывов корабль все же значительно пострадал: у него заклинило руль, было затоплено первое котельное отделение. “Ташкент”, имея на борту 2300 эвакуированных севастопольцев и всевозможные грузы, среди которых находился и огромный рулон панорамы Рубо “Оборона Севастополя (1854—1855 гг.)”, через полученные пробоины принял более тысячи тонн воды, но продолжал яростно отстреливаться от врага. И ташкентцы выстояли. На помощь лидеру командование выслало пару Пе-2, которые сумели отогнать самолеты люфтваффе, а вскоре появились и вышедшие из Новороссийска корабли, в том числе эсминцы “Сообразительный” и “Бдительный”. Передав им раненых бойцов и мирных жителей, “Ташкент” своим ходом прибыл в Цемесскую бухту. За массовый героизм, проявленный во время последнего перехода, весь экипаж был представлен к правительственным наградам, а командиру В. Ерошенко и комиссару Г. Коновалову вручили ордена Ленина. 1 июля 1942 года корабль посетил командующий Кавказским фронтом маршал С. М. Буденный. В своем выступлении перед экипажем он сказал, что “...такими бойцами может гордиться вся наша армия”, и обещал ходатайствовать о присвоении “Ташкенту” гвардейского звания.

Но лидеру не суждено было поднять этот почетный флаг... На следующий день около 12 часов стоявший у Элеваторного причала корабль внезапно атаковали около 30 зашедших со стороны суши “юнкерсов”. “Ташкент”, получив два прямых попадания, лег на грунт. Из находившихся на борту 344 человек экипажа 76 погибли и 77 были ранены.

Возвратиться в строй “голубому крейсеру” больше не удалось. Водолазы, осмотрев корабль, сняли с него все ценное оборудование, в том числе и зенитную 76-мм артустановку, которая позже вернулась на намеченный к достройке “Огневой”. Сам же лидер так и остался лежать у пирса. Поднять его оказалось возможным только после освобождения Новороссийска, уже в 1944 году. Обследование показало, что восстанавливать корабль нецелесообразно — слишком тяжелы были повреждения. “Ташкент” отбуксировали в Николаев и после войны разобрали на металл.

...На граните мемориальной стены, воздвигнутой на площади Нахимова в возрожденном Севастополе, перечислены наиболее отличившиеся корабли, части и соединения армии и флота, оборонявшие город во время Великой Отечественной войны. Имя “Ташкент” там значится одним из первых,

Р. КАЗАЧКОВ



Лидер эсминцев

“ТАШКЕНТ”

В 30-е годы практически все основные морские державы мира развернули постройку эскадренных миноносцев увеличенных размеров и всевозрастающей боевой мощи. Со стапелей Англии, Франции, Японии, США, Италии крупными сериями сходили суперэсминцы, или, по принятой в СССР классификации,— лидеры.

Идея концентрации в легком боевом корабле возможно более мощного артиллерийского и торпедного вооружения оказалась весьма заманчивой и для молодого советского флота. Недаром первыми кораблями класса эсминцев оказались именно лидеры (типа “Ленинград”), во многом аналогичные французским “контрторпийерам”. Они, однако, не удовлетворяли современным требованиям, поэтому было решено заказать новый лидер в Италии, имевшей солидный опыт в строительстве кораблей этого класса.

Задание на проектирование, разработанное в 1933 году. было весьма жестким, особенно в отношении скоростных качеств (42,5 узла) и очень большой дальности плавания — 5000 миль двадцатиузловым ходом. За воплощение такого проекта могли взяться лишь самые крупные и хорошо оснащенные фирмы Италии. Наиболее выгодными для СССР были условия, предложенные “Одеро-Терни-Орландо” (ОТО) из Ливорно. Итальянцы обещали поставить готовый корабль с машинами и оборудованием, но без вооружения, которое предполагалось установить в Советском Союзе.

Строительство нового лидера, получившего название “Ташкент”, продвигалось скачками: периоды относительного затишья сменялись сумасшедшей гонкой.) Около двух лет ушло на разработку и окончательное согласовании проекта, а вот непосредственно в металле корабль был воплощен очень быстро — спуск на воду произошел 28 декабря 1937 года, спустя всего 11 месяцев после закладки 11 января того же года. Еще через три месяца провели ходовые испытание. “Ташкент” показан среднюю скорость 43,5 узла за 6 часов полного хода. Хотя в это время он не имел вооружения, водоизмещение превысила проектное на 200 тонн. Итальянцы немедленно сделали перерасчет, показав, что при проектной нагрузке можно было бы достигнуть 44,6 узла — лишь чуть-чуть меньше “мирового рекорда”, который много лет удерживал французский лидер “Террибль” (45,05 узла).

Для достижения столь высокой спорости потребовалось установить в небольшом корпусе “Ташкента” машины общей мощностью свыше 100 тыс. л. с.— больше, чем у многих крейсеров. Это было возможно только при максимальном облегчении мащинно-котельной установки, в которую входили два турбозуйчатых агрегата (ТЗА), состоящих из одной турбины высокого и двух турбин низкого давления каждый, и всего четыре котла (двадцатью годами раньше для достижения такой же мощности на английских линейных крейсерах “Рипалс” и “Ринауя” пришлось поставить по 42 котла!). Поскольку производство турбинной техники в Италии концентрировалось в руках фирмы “Ансальдо”—основного конкурента ОТО,— на лидере установили английские турбины Парсонса. Чтобы по возможности увеличить живучесть главной энергетической установки на совершенно лишенном бронирования и противоторпедной защиты корабле, она была выполнена в эшелонном варианте: с чередованием котельных и турбинных отделений. Однако подобное расположение вызывало необходимость иметь очень длинные (и потому уязвимые) валопроводы при значительной общей протяженности энергетической установки, занимавшей около половины длины лидера.



Вариант лидера “И” с четырьмя артиллерийскими башнями Б-2ЛМ (проект).



Лидер “Ташкент” по состоянию на 1942 год.

После удачных испытании машин постройка “Ташкента” замедлилась: для его дооборудования и приемки понадобился еще год. Только 18 апреля 1939 года на флагштоке подняли флаг ВМФ СССР, и вскоре новая боевая единица советскою флота взяла курс на Черное море. В Николаеве, на заводе имени Марти, корабль временно вооружили одиночными орудиями Б-13 калибра 130 мм в открытых щитах, поскольку двухорудийные башенные установки еще не были готовы. В сущносги. достройку “Ташкента” завершили лишь в июне 1941 года, буквально за несколько дней до начала войны, когда он получил запланированную артиллерию. Новые башенноподбные установки Б-2ЛМ оказались весьма удачными, и им была уготована долгая жизнь на эсминцах советского флота. Закрытые со всех сторон броневыми листами толщиной 8 мм, они развивали скорострельность до 10—12 выстрелов минуту, а комендоры могли работать при любой скорости хода и волнении, надежно защищенные от ветра и брызг.

В отличие от ряда лидеров иностранных флотов, например, английских типа “Трайбл” или японских “Акицуки”, конструкторы которых явно, увлеклась артиллерией в ущерб главному оружию эсминца — торпедам, “Ташкент” нес также и сильное торпедное вооружение; три трехтрубных аппарата в диаметральной плоскости и рельсы для: постановки мин.

Как это часто бывает, недостатки “Ташкента” были продолжением его достоинств. Высокая насыщенность наступательным вооружением просто не вставляла другого места для зенитной артиллерии, кроме навесного мостика вокруг второй трубы, где располагались шесть 45-мм полуавтоматических орудий, а ведь их легко было уничтожить единственным попаданием снаряда или бомбы. Сами сорокапятки оказались малопригодными для борьбы с современными пикирующими бомбардировщиками, против которых “Ташкент” был практически беззащитен — впрочем, как и большинство его зарубежных собратьев. Слабость зенитного вооружения постепенно устранялась: в июне 1941 года, одновременно с установкой башен, 45-мм пушки заменили 37-мм автоматами, а в августе того же года на лидере появилась спаренная 76-мм установка, снятая с недостроенного эсминца “Огневой”.

“Палкой о двух концах стало даже такое новшество, как полностью закрытая рубка. Чрезвычайно удобная для управления кораблем на большой скорости и в плохую погоду, она не позволяла командиру вести непрерывное наблюдение за авиацией противника, когда важна каждая секунда для своевременного маневра при уклонении от воздушной атаки.

В целом “Ташкент” был типичным кораблем для “большого флота”. Последний так и не был создан—помешала война. Исключительно быстроходный “аристократ моря”, имевший очень большую дальность плавания, с отличным наступательным вооружением, он мог бы служить быстроходным разведчиком при эскадре, лидером торпедных, атаках, быть незаменимым в схватках с вражескими эсминцами, однако вынужден был действовать в одиночку против авиации и войск на берегу — как раз против тех противников, для борьбы с которыми в последнюю очередь требовался корабль столь высоких боевых качеств. Но и в этих условиях “Ташкент” сражался достойно, а высокая скорость и большой запас топлива позволяли ему, перегруженному войсками, боеприпасами и эвакуированными, совершать девятичасовые рейсы между Новороссийском и Севастополем со средней скоростью пассажирского экспресса — свыше 50 км ч.

Несомненно, выдающийся образец кораблестроительной техники своего времени, “Ташкент” дал начало двум линиям “потомства”. В СССР первоначально предполагалось построить точно такой же корабль, но проект был несколько переработан, и лидеры типа “Киев” получили меньший запас топлива и, соответственно, меньшее водоизмещение, зенитное же вооружение на них усилили. Правда, до войны их не успели закончить, а после не достраивали.

Развитием проекта советского лидера стали и итальянские корабли, названные именами римских императоров и полководцев (головной — “Аттилио Реголо”). При их разработке фирма ОТО использовала полученный при создании “Ташкента” опыт, сохранив общую компоновку машин и многие другие его особенности. Итальянцы установили дополнительную башню главного калибра в корме (интересно, что аналогичный проект рассматривался и в Советском Союзе), но так и не смогли обеспечить броневую защиту своих “вождей Рима”, хотя по размерам те стали уже скорее небольшими крейсерами, чем эсминцами.

В. ЛЕОНИДОВ



СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

При постройке модели-копии “Ташкента” обратите внимание на несколько моментов. Прежде всего углы наклона гребных валов корабля были различными — это следствие эшелонного расположения машинно-котельной установки. Носовой ТЗА размещался под первым торпедным аппаратом (между шпангоутами № 89 и № 109), кормовой—под средним торпедным аппаратом и вспомогательной дальномерной рубкой (между шпангоутами № 137 и № 157). фундаменты турбин были одинаковой высоты, отсюда можно вычислить и уклон гребных валов. Правый вал, шедший от носового ТЗА, по сравнению с левым имел большую длину и выходил за пределы корпуса под меньшим углом к горизонту. Поэтому обводы в кормовой части корпуса были несколько асимметричными: обтекатели дейдвудных труб (так называемые “штаны”) имели разную длину: невидимая на чертеже “штанина” левого вала была короче правой примерно на 9 м.

Не совсем обычен для эсминца и теоретический чертеж: сравнительно полные обводы в носовой части создают подобие бульба, корма — круглая, яйцеобразная.

Корпус лидера клепаный, число шпангоутов — 232.

Внешний вид корабля, представленный на чертежах, относится к июлю 1941 года. Позже облик “Ташкента” несколько изменился: перестроены кормовой мостик и грот-мачта, антенна радиопеленгатора перенесена с рубки на фок-мачту, на корме появилась 76-мм спаренная артустановка.

Некоторые детали, заметные на фотографиях 1942 года, отличаются от своих изображений на проектных чертежах, однако неизвестно, были ли они такими изначально или изменены в ходе службы. Поэтому “спорные” элементы (подкосы крыльев мостика, крыша кормового КДП, трубопровод аварийного сброса пара у кормовой дымовой трубы, обвесы площадок на крыше ходовой рубки и кронштейны антенн на носовой трубе) показаны в двух вариантах: на общем виде аналогично заводской документации, а на деталировке — в соответствии с фотоснимками.

Окраска корабля: надводный борт и надстройки — светлосерые, с голубоватым оттенком; подводная часть и перо руля — зеленые; шпили, кнехты, киповые планки, верхняя часть дымовых труб — черные; гребные винты — бронзовые. Палуба, по-видимому, в начале войны была выкрашена в серый цвет, хотя точного подтверждения этому найти не удалось.

Б. КОЛОСОВ, инженер

Редакция выражает благодарность капитану 2-го ранга С. С. Бережному и читателям нашего журнала В. Березину и В. Скопцову за предоставленные материалы, использованные при подготовке настоящей публикации.

Чертежи разработал С. Сулига на основе материалов ЦГА ВМФ, ЦВММ и проектной документации фирмы ОТО.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИДЕРА “ТАШКЕНТ”

Дата вступления в строй — 22 октября 1940 г.
Водоизмещение, т: стандартное ............ 2893
нормальное проектное ......... 3216
на испытаниях ............ 3422
Размеры, м: длина максимальная ......... 139,8
по ватерлинии ......... 133,3
ширина по миделю .......... 13,7
средняя осадка (нормальная) ....... 4,0
Машинная установка: два ТЗА Парсонса по 51 000 л. с. с зубчатым редуктором, 4 котла Ярроу; общая мощность: проектная. .... 102 тыс. л. с. на испытаниях . . .
130 тыс. л. с.
Максимальная скорость, узлы: проектная ............. 42,5
на испытаниях ............. 43,5
Максимальный запас топлива, т ....... 1178
Дальность плавания с максимальным запасом топлива, двадцатиузловым ходом, миль ....... 5000

Экипаж, человек ............. 250

Вооружение: шесть 130-мм орудий Б-13 в трех двухорудийных установках Б-2ЛМ (масса установки 37 т, бронирование 8 мм; углы возвышения орудий 445—5; дальность стрельбы 139 каб., вес снаряда 33,5 кг, начальная скорость 870 м/с); система управления огнем фирмы “Галилео” (состояла из главного командно-дальномерного поста с двумя четырехметровыми дальномерами и запасного поста с одним таким же дальномером); шесть 45-мм полуавтоматических зенитных орудий (в 1941 году заменены на шесть 37-мм автоматов); шесть 12,7-мм пулеметов ДШК; три строенных торпедных аппарата калибра 533 мм; два бомбомета; мог нести от 80 до 110 мин, в зависимости от их типа.
В октябре 1944 года дополнительно установлена спаренная зенитная башенная установка 39К с двумя 76-мм орудиями с эсминца “Огневой”.



ЛИДЕР “ТАШКЕНТ” (ПО СОСТОЯНИЮ НА ИЮЛЬ 1941 ГОДА): 1 — бомбосбрасыватель, 2, 7, 38, 62 — киповые планки, 3, 39, 61 — кнехты, 4 — минные рельсы, 5 — тентовая стоика, 6 — ограждение гребного винта, 8 — горловина люка, 9, 57 — шпили, 10, 54 — сходные люки, 1) — артиллерийская башня Б-2ЛМ, 12—трап-балка, 13, 40—трапы, 14— вьюшка для троса, 15— грот-мачта, 16—оттяжка антенны, 17 — аварийный штурвал, 18 — машинный телеграф, 19 — пулемет ДШК, 20 — магнитный компас, 21, 36, 53 — кормовая, средняя и носовая надстройки, 22 — торпедный аппарат, 23 — кран для погрузки торпед и мин, 24 — торпедные рельсы, 25 — визир, 26 — нестабилизированная дальномерная рубка, 27 — вентиляционная колонка, 28 — световой люк, 29 — 37-мм автомат, 30— спасательный плот, 31 — кранцы 37-мм боезапаса, 32, 42 — шлюп-балки, 33 — шлюпочные ростры, 34, 43 — 8,5-метровая и 7.5-метровая моторные шлюпки. 35, 44 — дымовые трубы, 37 — выстрел, 41 — кран для постановки паравана, 45 — фок-мачта, 46 — прожектор, 47 — смотровой колпак штурманского визира, 48 — прибор управления торпедной стрельбой, 49 — репитер гирокомпаса, 50 — ходовой огонь, 51 — командно-дальномерный пост, 52 — радиопеленгатор, 55 — волнолом, 56 — колонка управления шпилем, 58 — стопор якорной цепи, 59 — вспомогательный шпиль, 60 — якорь Холла, 63 — гюйсшток, 64 — командирский моторный катер, 65 — параван-охранитель, 66 — скуловой киль, 67 — гребной винт, 68 — полубалансирный руль, 69 — кормовой флагшток.





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1989, №5,6
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100