“СИБИРСКИЙ СТРЕЛОК”

14 февраля 1918 года В. И. Ленин подписал декрет Совета Народных Комиссаров об образовании Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Через несколько дней, предательски нарушив условия Брестского мира, германское командование отдало приказ о начале военных действий. Разрозненные части старой армии и плохо вооруженные отряды Красной гвардии не смогли .остановить врага. Вскоре немцы заняли южный берег Финского залива и создали угрозу Ревелю.

Кайзеровские войска стремились к Петрограду. И для достижения своей цели им необходимо было уничтожить или захватить основные силы Балтийского флота, базировавшиеся в западной части Финского залива. Но мощные минно-артиллерийские позиции по-прежнему надежно прикрывали путь к столице. Немцы убедились в этом еще осенью 1917 года, во время Моoнзундского сражения: тогда они так и не добились желаемого результата и понесли тяжелые потери. Теперь же появилась реальная возможность ликвидировать основное ядро флота, захватив его базы с берега. Замысел Советского правительства — перевести корабли в Кронштадт через скованные льдом воды залива — был столь дерзким и неожиданным, что ряд авторитетных морских специалистов посчитал его утопией. И для этого были самые серьезные основания.

Путь флоту преграждали тяжелые льды и вражеские батареи. Большинство кораблей стояло с разобранными для зимнего ремонта машинами. Многие моряки по призыву Советского правительства воевали на фронтах гражданской войны, несознательные члены экипажей разошлись по домам. В результате численность личного состава кораблей равнялась всего 50% штатной. Значительная часть офицеров Балтики, убежденных монархистов, после Октябрьской революции покинула флот, а из тех, что остались, далеко не все поддерживали Советскую власть. Так, при попустительстве офицеров белофиннам удалось захватить ледоколы “Сампо”, “Тармо” и “Волынец”. Предпринимались попытки вывести из строя остальные ледоколы.

И всё-таки решение перевести флот из Гельсингфорса на тыловую позицию в восточной части Финского залива было принято. В феврале 1918 года качался знаменитый Ледовый поход — первая стратегическая операция советского флота.

В особенно трудном положении оказались эсминцы. Некомплект экипажей на кораблях этого класса достигал катастрофических размеров. Например, на “Уссурийце” вместо штатной численности 100 человек фактически имелось 22, а на “Забайкальце” — всего 12 человек. Причем наиболее остро ощущалась нехватка комсостава: бегство офицеров приобрело массовый характер. Некоторые из них при этом старались поживиться за счет государственного имущества. Скажем, командиры эсминцев “Самсон” и “Страшный” исчезли, прихватив с собой содержимое корабельных касс. И такие случаи были далеко не единичными.

В этих условиях огромную роль сыграла мобилизующая работа большевиков. Благодаря ей из Кронштадта и Петрограда в Гельсингфорс организованными отрядами прибыли сотни добровольцев — в основном моряки торгового и военного флотов. Многие из них пробивались на главную базу с боями, повергая в бегство заслоны белофиннов, пытавшихся преградить им дорогу, И в результате приказ Ленина был выполнен: ни один крупный боевой корабль не достался врагу. Последними, уже в апреле 1918 года, буквально под дулами орудий входивших в Гельсингфорс германских линкоров “Позен” и “Вестфален” гавань покинули эсминцы и транспорты третьего отряда. Среди них находился и эскадренный миноносец “Сибирский стрелок” — корабль, которому была уготовлена поистине удивительная судьба. Ледовая обстановка в Финском заливе в то время была тяжелой. Судам отряда пришлось идти друг за другом почти Вплотную — чтобы фарватер не успевало забить льдом. Однако корабли все разно время от времени затирало. Особенно досталось экипажу “Сибирского стрелка”. Тонкая обшивка корпуса эсминца не смогла выдержать напор льда, и в образовавшиеся пробоины хлынула вода. Машинное отделение оказалось полностью затопленным, к тому же от удара об льдину произошло смещение гребного вала. Только благодаря поистине героическим усилиям моряков молодого Красного Флота корабль удалось спасти. Вместе с “Сибирским стрелком” в Кронштадт прибыли и все остальные корабли, хотя многие из них также получили серьезные повреждения.

“Сибирский стрелок” относился к серии минных крейсеров (с 1907 года их стали называть эскадренными миноносцами), постройку которых финансировал “Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования”. Моряки называли их “добровольцами”. Пожалуй, это были лучшие русские эсминцы с поршневыми паровыми машинами.

Их проект разработали конструкторы завода “Вулкан” по тактико-техническому заданию главного корабельного инженера Санкт-Петербургского порта генерал-майора Д. В. Скворцова. В марте 1905 года на верфях Гельсингфорса и Або состоялась торжественная церемония закладки четырех минных крейсеров, последних из семейства “добровольцев”. Головной корабль этой серии получил название “Генерал Кондратенко” — в память о герое обороны Порт-Артура, погибшем на фортах крепости в декабре 1904.года. Три других назвали в честь подразделений русской армии, отличившихся в боях с японцами: “Сибирский стрелок”, “Охотник” и “Пограничник”. Все они вступили в строй Балтийского флота в мае — августе 1906 года, а в 1910-м их свели в полудивизион особого назначения (ПОН) 1-й минной дивизии. Командовал ею бывший командир прославленного крейсера “Новик” капитан 1-го ранга Н. О. Эссен, награжденный золотым оружием “За храбрость”. Боевая активность миноносцев благодаря опыту и настойчивости Эссена резко возросла: даже зимой корабли стали выходить в штормовое море, что незадолго до того считалось абсолютно невозможным.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
эсминцев полудивизиона особого назначения (по данным 1914 г.)

 

“Сибирский стрелок”

“Генерал Кондратенко”

“Охотник”

“Пограничник”

Проектное водоизмещение, т

615

615

615

615

Водоизмещение - “в нормальном грузу”, т

около 750

Длина, м: наибольшая

75.23

75,23

75,23

75,23

по ГВЛ

72,03

72,03

73,20

72,03

Ширина, м: наибольшая

8,20

8,20

8,20

8,15

по ГВЛ

8,20

8,20

8,20

S.20

Углубление на ровном киле, м

около 2,60

Индикаторная мощность машин на приемных испытаниях, л. с.

7734

7762

8100

7565

Наибольшая скорость на приемных испытаниях, узлы

25,48

25,10

25,05

25,48

Дальность плавания при нормальном запасе топлива (191 т), мили; полным ходом

1000

800

800

886

15-узл. ходом

2220

2300

2300

2400

Диаметр циркуляции на полном ходу, каб.

5

4

4

5

Экипаж, чел.

по 5 офицеров, 4 кондуктора и 86 нижних чинов

Артиллерийское вооружение

по 2 — 102-мм орудия с длиной ствола 60 калибров, 2 — 47-мм “салютные” пушки и 4 трехлинейных пулемета

Наибольшая дальность стрельбы орудий ГК, каб.

50

45

45

55

Скорострельность орудия ГК, выстр./мин.

12

12

12

12

Боезапас на одно орудие ГК

217

219

219

200

Минное вооружение: 450-мм торпедных аппаратов (запас торпед)

3(9)

3(6)

3(6)

3(6)

наибольшее число мин заграждения (в перегруз)

42

42

42

41

Расположение марок на дымовых трубах

вверху носовой трубы

посередине носовой трубы

вверху обеих труб

посередине обеих труб

Примечание: первоначально корабли были вооружены двумя 75-мм и шестью 57-мм пушками, однако уже в 1909—1910 годах артиллерию полностью заменили. .В 1915—1916 годах было добавлено третье 102-мм орудие, а боезапас увеличен до 496 выстрелов на ствол. Тогда же на, “Пограничнике” и “Сибирском стрелке” сняли 47-мм пушки. .

Первый месяц войны с Германией прошел в ожидании прорыва неприятельского флота в восточную часть Финского залива. Когда стало ясно, что прорываться к Петрограду немцы не собираются, Эссен решил активизировать минно-заградительные операции в южной и юго-восточной частях Балтийского моря. Эти районы имели для Германии особое значение: именно здесь пролегал единственный путь подвоза припасов и стратегического сырья из Швеции.

Утром 31 октября 1914 года полудивизион особого назначения покинул рейд у острова Вердер и направился к Мемелю — передовой базе кайзеровского флота. К вечеру усилился ветер, размах бортовой качки резко возрос. Хрупкие корпуса миноносцев то и дело сотрясались под натиском волн. Заливало палубы, грозя смыть за борт людей и приготовленные к постановке мины. На одном из кораблей сорвало водонепроницаемые чехлы и брезент, предохранявший смертоносный груз от воды. Положение становилось угрожающим — начал таять сахар в предохранителях некоторых мин, что делало весьма опасным их постановки. Но тем не менее все 105 мин были установлены — и это несмотря на существеннее ухудшение погоды и сильную качку. Закончив труднейшую боевую работу, полудивизион в полном составе благополучно вернулся в Моонзунд.

Постановка мин оказалась исключительно удачной — на них вскоре подорвался и затонул германский броненосный крейсер “Фридрих Карл”. Его гибель кайзеровское командование приписало атаке подводной лодки — настолько невероятной казалась мысль о русском минном заграждении у своих же берегов.

Всего с октября 1914 года по февраль 1915-го миноносцы полудивизиона выставили 490 мин, на которых, помимо броненосного крейсера, подорвались и пошли на дно два транспорта и два тральщика противника; несколько других кораблей, в том числе гидроавиатранспорт, получили серьезные повреждения.

Эсминцы-"добровольцы" стали настоящими “рабочими лошадками" войны — на плечи их экипажей легла самая тяжелая “черновая” служба: минные постановки, дозоры, противолодочная оборона. Пожалуй, по активности использования из всего Балтийского флота с ними могли соперничать только знаменитые “новики".

Наступил 1917 год. Хотя корабли минной дивизии, в которую в конце войны вошли и “добровольцы”, находились вдали от революционного Петрограда, их экипажи хорошо знали о всех событиях, происходящих там. В ответ на просьбу Ленина в Петроград направлялись отряды революционных моряков, которые приняли участие в штурме Зимнего дворца. Правда, в их числе не было матросов с “Охотника”: этот эсминец 13 сентября 1917 года подорвался на мине и затонул почти со всем экипажем.”

После Ледового похода подавляющее большинство краснофлотцев отправились на фронты гражданской войны, а все три оставшихся эсминца типа “Охотник” были сданы а порт на хранение. Два из них — “Пограничник” и “Генерал Кондратенко” — так и не вступили больше в строй: в 1924 году их восстановление признали нецелесообразным, и корабли пустили на слом.

Иначе сложилась судьба “Сибирского стрелка”. В сентябре 1925 года его разоружили, переименовали в “Конструктор” и в качестве опытового судна передали “Особому техническому бюро”. Корабль использовался для испытаний новых образцов минно-торпедного оружия и систем управлении огнем. А в августе 1931 года на “Конструкторе” проводились испытания системы радиоуправления торпедными катерами, разработанной под руководством В. И. Бекаури.

В качестве канонерской лодки “Конструктор” участвовал в боях с белофиннами в 1939—1940 годах.

А когда грянула Великая Отечественная, старый эсминец вновь стал боевым кораблем. В августе 1941 года он вступил в строй как сторожевой корабль Ладожской военной флотилии.

В ходе подготовки к боевым действиям на корабле полностью заменили артиллерийское вооружение: установили три новых 100-мм орудия и две 45-мм полуавтоматические зенитные пушки; несколько пулеметов дополняли ПВО эсминца.

“Конструктор” оказался наиболее сильно вооружённой единицей флотилии и стал ее флагманом. Начались героические будни. Корабль обстреливал занятое противником побережье, сопровождал конвои в Ленинград м вывозил эвакуированных из города, отбивая ожесточенные налеты гитлеровской авиации. Враги называли корабль “черным крейсером” и охотились за ним.

4 ноября 1941 года “Конструктор” стоял на рейде у Осиновецкого маяка, принимая на борт эвакуируемых ленинградцев. В сгущавшихся сумерках никто не заметил, как из облаков вынырнул вражеский бомбардировщик. Раздался глухой взрыв. В корабль попала 250-килограммовая авиационная бомба. “Конструктор” сильно содрогнулся, погас свет. Находившиеся на верхней палубе видели, как в одно мгновение отвалилась наружная обшивка и носовая часть с тремя спрессованными палубами повисла в воде. Корабль начал погружаться. Вся вахта первого котельного отделения погибла на боевых постах. Героическими усилиями экипажу удалось подкрепить переборку 2-го машинного отделения и приостановить поступление воды. Это дало возможность снять уцелевших пассажиров. На борту осталось 16 человек во главе с командиром, капитаном 3-го ранга Купидоновым, и комиссаром, политруком Анохиным. “Конструктор” удалось спасти благодаря мужеству и умелым действиям моряков. Нельзя не назвать имена героев — мичманы Новиков и Струнов, боцман Хохлов, старшины и матросы Иванов, Терехов, Волков, Мельченко, Марушин, Посмечаев, Тараканов, Мохов, Шахрай, Круглов, Лисов. Кормой вперед сильно поврежденный корабль попытались отбуксировать в бухту Морье. Но вскоре затопленная носовая часть задела грунт. Снять корабль с мели не удалось. 25 ноября 1941 года во время шторма носовую часть оторвало, и “Конструктор” вместе со льдами отнесло к берегу.

Казалось бы, корабль погиб, но оставшиеся в живых члены экипажа не хотели с этим смириться. Помощник командира лейтенант М. Ф. Пантелеев, инженер-механик воентехник 1-го ранга П. А. Можейко задумали на первый взгляд невероятное: восстановить почти полностью уничтоженный 1 эсминец. По деревянным шаблонам на Ижорском заводе изготовили Новую укороченную на 5 метров носовую часть, доставили в Осиновец и там собрали. Работами руководил инженер завода В. Е. Чаевский. Часами трудились в ледяной воде водолазы, и к весне корабль был восстановлен.

13 апреля 1943 года он вновь вошел в строй кораблей Ладожской флотилии. И снова пушки эсминца-ветерана громили позиции захватчиков. :

Отгремели бои на берегах Ладоги, и “Конструктор” вернулся к своей довоенной профессии. 3 января 1945 года его 1 переоборудовали в опытовое судно.

И только спустя 12 лет, когда корпус и машины “Конструктора” были изношены до предела, его сдали на слом.

Так закончилась история эскадренного миноносца “Сибирский стрелок” — ветерана четырех войн, прослужившего Родине более 50 лет.

А. ТИМОФЕЕВ

Масштаб общего вида 1:150, масштаб деталировки 1:100.





Эскадренный миноносец "Сибирский стрелок”: 1 — рым, 2 — гюйсшток, 3 — катбалка, 4 — якорь Холла, 5 — 102-мм орудия, 6 — размахи ручной подачи снарядов и цепи Галля, 7 — брезентовный обвес .мостика, 8 — фок-мачта, 9 — антенна радиотелеграфа, 10, 15 — кожухи дымовых труб, 11 — тентовый леер, 12 — тентовая стоика, 13 — фор-стеньга, 14 — оттяжка, 16 — грот-стеньга, 17 — грузовая стрела, 18 — ял, 19 — грот-мачта, 20 — дефлекторы машинного отделения, 21 — минный (торпедный) аппарат, 22 — штурманская рубка, 23 — кормовой мостик, 24 — вельбот, 25 — шлюпбалка. 26 — флагшток, 27 — государствнный герб России, 28 — ограждение гребных винтов, 29 — кнехты, 30 — штуртросы, 3) — сходной тамбур в кондукторскую каюту, 32 — сходной тамбур в офицерский отсек, 33 — палубные иллюминаторы офицерской кают-компании, 34 — леерная стойка, 35 — леерное ограждение (трос), 36 —световой люк машинного отделения, 37 — вентиляционные люки котельного отделения, 38 — киповая планка, 39 — стеллажи коечных сеток, 40 — 47-мм пушка Гочкиса, 41 — шкаф для коек, 42 — радиотелеграфная рубка, 43— леерное ограждение (трубка), 44 — дефлектор вентиляции, 45 — паровой шпиль, 46 — битенг, 47 — вьюшки, 48 — привальный брус, 49 — палубные люки, 50 — горловина угольной ямы, 51 — спасательный круг, 52 — фальшборт, 53 — кожух румпеля, 54 — минные рельсы, 55 — компас, 56.— прожектор, 57 — аварийный штурвал, 58 — ящик с сигнальными флагами, 59 — машинный телеграф. 60 — штурвалы, 61 — боевая рубка, 62 — пелорусы гирокомпаса, 63 — фонарь бортового отличительного огня, 64 — сеточное ограждение, 65 — опора шлюпбалки, 66 — ростры, 67 — мина заграждения образца 1898 года, 68 — пулемет, 69 — брейд-вымпел начальника дивизиона (поднимался на грот-стеньге), 70 —вымпел, 7! — флаг контр-адмирала, 72 — флаг вице-адмирала, 73 — флаг адмирала (Андреевский флаг), Все адмиральские флаги поднимались на фор-стеньге.





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1988, №2
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100