«САМСОН», БРАТ «АВРОРЫ»

...Схватка была жестокой. Она длилась несколько суток. Так четко, самоотверженно и дисциплинированно, как в дни Моонзундских боев, экипажи еще никогда не действовали. Десять эсминцев и шесть тральщиков врага отправились «кормить рыб». Три линкора, четыре миноносца и три тральщика едва убрались. Трусливо бежали вслед за ними и остальные корабли германского флота.

Это было ответом балтийских моряков на призыв Ленина и решение своего съезда закрыть путь кайзеровскому флоту к революционному Петрограду.

Об эскадренном миноносце «Самсон» — герое Моонзундского сражения, корабле — участнике Великой Октябрьской социалистической революции — читайте в следующем номере журнала. Сейчас мы публикуем его чертежи, рассказываем об истории создания корабля и приводим краткие технические данные.

Эскадренный миноносец «Самсон» относится к серии кораблей типа «Новик». Свое название он получил в честь мифического героя Самсона, обладавшего необычайной силой. Этот корабль был создан русскими конструкторами и построен на Металлическом заводе в Петрограде. Срок его строительства был удивительно коротким: заложен в июле 1915 года, спущен на воду в июне 1916 года, а уже в декабре введен в строй (за рубежом аналогичные корабли строились не менее двух лет).

Создателям эсминца удалось в пределах относительно небольшого по размерам корпуса (длина 98,0 м, ширина 9,3 м. осадка 3,0 м, водоизмещение 1260 т) разместить весьма мощное вооружение: четыре пушки калибром 102 мм, два пулемета, три трехтрубных торпедных аппарата калибра 450 мм, корабль мог принять для постановки 80 мин заграждения. Экипаж эсминца — 150 человек.

Удачные обводы и мощные механизмы (две турбины по 15 тыс л. с.) позволили ему развивать скорость до 35 узлов. Корабль обладал хорошей мореходностью и дальностью плавания — 2800 миль (со скоростью 15 узлов).

В период первой мировой войны эсминцы типа «Новик» были самыми мощными по вооружению и самыми быстроходными по сравнению с кораблями этого класса других стран, в том числе и таких морских держав того времени, как Англия, Франция, Италия и Германия. Даже в годы Великой Отечественной войны они принимали активное участие в боевых действиях на всех наших морских театрах и превосходили по своим качествам многие зарубежные корабли данного класса более поздней, военной постройки.

* * *

Чертежи эскадренного миноносца «Самсон» подготовлены капитаном 2-го ранга В. НАУМЕНКОВЫМ по модели, хранящейся в Центральном ордена Красной Звезды военно-морском музее (Ленинград).

Модель «Самсона» изготовлена в мастерских музея под руководством одного из старейших сотрудников — Андрея Леонидовича Ларионова.

Основные проекции — «бок» и «план» — даны в масштабе 1:200. Деталировку, см. в следующем номере.



ПОСЛАНЕЦ ЦЕНТРОБАЛТА

И. ЧЕРНЫШЕВ

С Финского залива дул сырой, порывистый ветер, дыбивший темные волны на Неве. По небу неслись низкие клубящиеся тучи, из которых временами на Петроград, словно шрапнель, обрушивались залпы тяжелых дождевых капель.

Сумерки были наэлектризованы близостью необычайно важных событий, наполнены скрытым кипением огромных масс людей, готовых к немедленным решительным действиям. По пустынным улицам и набережным, примыкавшим к центру города, торопливо шагали отряды вооруженных рабочих, матросов и солдат.

На Неве, чуть ниже Николаевского моста, против его разводной части, замерла громада крейсера «Аврора». Дула его орудий уставились на темный, притихший Зимний дворец — туда, где доживало последние часы Временное правительство Керенского. За мостом, почти у самого дворца, встали тральщики с бортовыми номерами 14 и 15. Вдоль набережной Васильевского острова наготове застыли минные заградители «Амур» и «Хопер», посыльное судно «Зарница», сторожевик «Ястреб» и учебный корабль «Верный». В Морском канале против Лигово занял боевую позицию линейный корабль «Заря Свободы».

Из вечерней осенней мглы вырисовался силуэт эскадренного миноносца «Самсон». Высадив на набережную вооруженных матросов, он встал на якорь неподалеку от «Авроры». Рядом замер пришедший вместе с ним эскадренный миноносец «Забияка».

У Николаевского моста неторопливо прохаживались три моряка — революционный патруль. Широкоплечий, коренастый матрос с наганом на боку посмотрел на ближайший эсминец, прогромыхавший якорной цепью, и сказал:

— «Самсон»...

Второй, высокий, в бушлате, перекрещенном пулеметными лептами, поправил винтовку на плече н подтвердил:

— Он! Тот самый. Тоже пришел.

Третий, еще совсем молодой, с перебинтованной головой, поинтересовался:

— Почему «тот самый»?

— Потому что недавно он вместе с другими кораблями несколько суток дрался у Моонзунда. Почти против всего кайзеровского флота. Линкор «Слава» и эсминец «Гром» там и остались. На дне. Но гермáна в Финский залив так и не пустили.

— А чего это гермáн вдруг полез в Финский? Коренастый моряк удивленно посмотрел на забинтованного:

— Ты что, с того света?!

Молодой усмехнулся:

— Почти. Из госпиталя. Вчера сбежал.

— Ясно. Иван, объясни товарищу обстановку.

Высокий поднял воротник бушлата, остановился и взял молодого за бляху ремня.

— Дело, понимаешь, такое, браток. Генералы и адмиралы договорились с германскими и английскими, что немецкие войска попрут на Петроград, а кайзеровский флот войдет в Финский залив для поддержки. «Наши», мол, не станут сопротивляться, а англичане не будут мешать. Так они договорились задушить революцию...

— Вот гады!

— Точно! Поэтому Ленин обратился с призывом к балтийцам — закрыть путь кайзеровскому флоту, не пустить к революционному Питеру. Съезд моряков, созванный большевиками, принял решение: кайзеровский флот в Финский залив не пускать...

...На митинге экипажа «Самсона», происходившем иерея боями у Моонзунда, член Центробалта матрос Григорий Силин рассказал о съезде моряков Балтики и о призыве Ленина преградить путь германскому флоту в финский залив. В заключение он зачитал решение съезда:

— «...Ни одно из наших судов не уклонится от боя, пи одни моряк не сойдет побежденным на сушу... Флот исполнит свой долг перед революцией!» Так вот, я предлагаю присоединиться к этому решению и выполнить его во что бы то ни стало.

Поднялся шум, послышались выкрики: «А что, мы хуже других?», «Ясное дело — не пускать к Питеру!», «Не пускать!», «А что же временное и адмиралы?»

Вперед вышел Федор Зверев — вожак самсоновских матросов-большевиков — и чеканными фразами начал разъяснять контрреволюционную сущность Временного правительства и предательское поведение военного руководства.

— Судите сами. Чьи интересы они защищают? Чего они стоят? Министр Родзянко — а он такой, как и все, — говорит: «Буду рад, если Советы и флот погибнут, а Петроград будет взят немцами...»

Эти слова взорвали матросов. Раздались выкрики:

— Хватит митинговать! Надо идти! Разделаемся с Родзянкой и временным!

...Позднее офицеры кораблей, оставшиеся с матросами, отмечали, что так четко и самоотверженно, так дисциплинированно, как в дни Моонзундских боев, экипажи еще никогда не действовали.

В 20-х числах октября эскадренный миноносец «Самсон» прибыл в Гельсингфорс для ремонта. Экипаж набросился на газеты. Они имели самые различные направления и публиковали противоречивые сведения. Разобраться в них оказалось непросто. Но у матросов имелись свои вожаки, которым они доверяли, — большевики П. Е. Дыбенко, И. Д. Слад-ков, Т. И. Ульянцев. И был один человек, в которого особо верили, чей авторитет всегда оставался непоколебимым. Это Владимир Ильич Ленин. Большое впечатление произвела на всех самсоновцев его статья «Советы постороннего», в которой, говоря о вооруженном восстании с целью свержения власти буржуазии и установления диктатуры пролетариата, Ленин указывал: «В применении к России и к октябрю 1917 года это значит: одновременное, возможно более внезапное и быстрое наступление на Питер, непременно и извне, и изнутри, и из рабочих кварталов, и из Финляндии, и из Ревеля, из Кронштадта, наступление всего флота, скопление гигантского перевеса сил над 15-20 тысячами (а может и больше) нашей «буржуазной гвардии» (юнкеров), наших «вандейских войск» (часть казаков) и т. Д.».

Не меньшее впечатление на матросов произвели строки газеты «Известия Гельсингфорсского Совета депутатов армии, флота и рабочих» о том, что в борьбе против Временного правительства «мы не можем остаться только зрителями. По первому призыву Петроградского Совета мы должны бросить на помощь борющейся столице все наши вооруженные силы».

24 октября 1917 года состоялось совместное заседайте представителей судовых комитетов, Центробалта, Гельсимнфорсского Совета и областного комитета армии, флота и рабочих Финляндии, на котором председательствовал П. Е. Дыбенко. От эсминца «Самсон» делегатом на этом заседании был матрос В. Ф. Купревич (впоследствии президент Академии наук Белорусской ССР). Когда шло заседание, Дыбенко получил условную телеграмму: «Высылайте устав», означавшую приказание Военно-революционного комитета направить в Петроград корабли и отряды моряков в помощь восставшим.

Центробалт, несмотря на противодействие командования флота, приступил к выполнению приказания. Принятую резолюцию о поддержке восстания было поручено доставить в Петроград «Самсону».

Утром 25 октября (7 ноября) эскадренный миноносец «Самсон», взяв 130 моряков с линейного корабля «Республика», вышел вместе с другими миноносцами из Гельсингфорса в Петроград. На подходе к столице на «Самсоне» между мачтами экипаж натянул красное полотнище со словами «ВСЯ ВЛАСТЬ СОВЕТАМ!».

Вместе с десантом, поступившим в распоряжение Военно-революционного комитета, сошла на берег и часть экипажа «Самсона», которая под командованием комиссара Г. С. Борисова доставила в Смольный резолюцию и приветствие Центробалта. Оставшиеся на корабле находились в полной боевой готовности.

Вскоре после прихода в Петроград нарочный вручил В. Ф. Купревичу записку: «По сигналу с Петропавловской крепости открыть орудийный огонь по Зимнему дворцу. Крыленко». Немедленно все было приготовлено для выполнения приказания, но стрелять эсминцу не пришлось.

«Натиск революционных масс был настолько стремительным, — вспоминал В. Ф. Купревич, — что применение крайних мер не потребовалось. Поздним вечером из шестидюймового орудия крейсера «Аврора» прогремел холостой выстрел. Около 10 часов вечера... я вместе с другими матросами присоединился к отрядам, атакующим Зимний... сторона которого, обращенная к Адмиралтейству, освещалась прожекторами крейсера «Аврора» и эскадренного миноносца «Самсон»... «Самсон» находился все время в готовности, чтобы в любую минуту постоять за революцию. Большая часть экипажа принимала участие в штурме Зимнего и очищении правительственных учреждений от белогвардейцев. Не случайно моряки назвали «Самсона» братом «Авроры»...»

Большинство офицеров корабля восприняло революцию не так, как матросы. Поэтому многих из них команда по приходе в Петроград арестовала. Но лейтенанта Н. Н. Несвицкого, твердо вставшего на сторону народа, экипаж избрал своим командиром. И матросы не ошиблись в нем. Весной следующего года он привел во время Ледового похода «Самсон» из Гельсингфорса в Петроград. А затем, командуя эсминцем «Азард», 4 нюня 1919 года потопил новейшую подводную лодку L-55 английских интервентов. В 30-х годах Н. Н. Несвицкому, командовавшему крупным соединением кораблей, было присвоено звание контр-адмирала.

Одиннадцать кораблей Балтийского флота, вставшие 25 октября (7 ноября) 1917 года на революционную вахту в Петрограде и на подступах к нему, навечно вошли в летопись Октябрьского вооруженного восстания. Среди них корабли с такими символическими названиями, как «Аврора», «Заря Свободы», «Зарница», «Верный». Был среди них и «Самсон».

На долю эсминца «Самсон» выпала довольно долгая, около 30 лет, интересная служба. После революции он вошел в число действующих кораблей Балтийского флота и впоследствии стал называться «Сталин». В 1936 году совершил беспримерный переход из Кронштадта во Владивосток Северным морским путем и стал одним из немногочисленных кораблей боевого ядра зарождавшегося Тихоокеанского флота. В 1945 году принимал активное участие в войне против империалистической Японии.

...Да, очень метко моряки назвали «Самсона» братом «Авроры»: если «Аврора» символизировала рождение нового, светлого дня мировой истории человечества, то «Самсон» — силу, призванную защищать его мир и покой. Он выполнил это свое предназначение.



1 — флагшток, 2 — зенитная пушка, 3 — 102-мм орудие, 4 — прибор управления огнем, 5 — штурвал, 6 — компас, 7 — торпедный аппарат, 8 — шлюпбалка, 9 — вывод антенн, 10 — рундуки, 11 — вентилятор, 12 — прожектор, 13 — расходные баки, 14 — бачки питьевой воды, 15 — ростры, 16 — вентиляционные решетки, 17 — трапбалка, 18 — дальномер, 19 — люк, 20 — крышки канатных ящиков, 21 — цепной стопор, 22 — якорная цепь, 23 — битенг, 24 — шпиль, 25 — световой люк, 26 — кнехты, 27 — вьюшка для тросов, 28 — козырек над столом штурмана, 29 — пулемет, 30 — отличительный огонь, 31 — трап, 32 — опорная обойма шлюпбалки, 33 — мусорный рукав, 34 — обвод-предохранитель винтов, 35 — полукипы, 36 — спасательный круг, 37 — минные рельсы, 38 — выстрел, 39 — кормовой мостик, 40 — ограждение торпедных аппаратов, 41 — вентиляционные горловины цистерн, 42 — стопор якорь-цепи, 43 — клюзы, 44 — гюйсшток.







Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1975, №10, 11
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100