РЕВОЛЮЦИИ ЭСКАДРА

15 октября 1917 года на линейном корабле - броненосце «Заря Свободы-большевики провели общее собрание команды и приняли резолюцию, в которой говорилось, что политика Временного правительства «...ведет к гибели нашу Родину и революцию. Помните, товарищи, - набатом звучали слова этого документа, - что время не ждет, каждый час промедления дает возможность правительству организовать вокруг себя контрреволюционные элементы, Довольно слов, нужно действовать».

Обстановка в Петрограде обострялась с каждым днем. Силы контрреволюции сосредоточивались в разных частях города. В те дни Центробалт принял ряд важных решений, направленных на защиту дела революции. По его инициативе все экипажи полностью обеспечили оружием, установили контроль за всеми средствами связи и наладили постоянную связь с Петроградским Военно-революционным комитетом. Кроме того, на кораблях и в береговых частях сформировали боевые отряды, готовые выступить по первому сигналу, а для усиления революционно настроенной команды крейсера «Аврора» направили 100 матросов из гвардейского экипажа.

Контрреволюционное Временное правительство дважды пыталось удалить из города «Аврору», которая находилась на ремонте у стенки судостроительного завода, под видом ходовых испытаний. Но Центробалт отклонял эти приказы. 23 октября (5 ноября) председатель судового комитета бронепалубного крейсера «Аврора» получил от Центробалта приказ: «Ни в коем случае не выходить из Петрограда».

За два дня до революции Центробалт принял обращение к Петроградскому, Кронштадтскому и всем Советам солдатских, рабочих и крестьянских депутатов. В нем говорилось: «Балтийский флот зорко следит за центром и колыбелью революции Петроградом. По первому зову Петроградского Совета наша мощь и наше оружие вместе с вами, преданными революции...» Четкая оценка сложившейся в Петрограде ситуации отражена в письме В. И. Ленина членам Центрального Комитета накануне восстания 24 октября (6 ноября). В. И. Ленин писал: «...Решать дело сегодня непременно вечером или ночью. История не простит промедления революционерам, которые могли победить сегодня (и наверняка победят сегодня), рискуя потерять многое завтра, рискуя потерять все».

С этого дня оперативная деятельность революционных комитетов рассчитывается уже не по дням, а по часам и минутам. Центробалт назначает трех комиссаров для контроля деятельности штаба флота. Поступает распоряжение Военно-революционного комитета Петроградского Совета экипажу крейсера «Аврора» быть в боевой готовности, восстановить движение по Николаевскому мосту, разведенному по приказу Временного правительства. Крейсер становится флагманом эскадры революции.

В тот же день в Смольный, где помещался Центральный Комитет РСДРП(б), были вызваны председатель судового комитета крейсера «Аврора» машинист А. В. Белышев и член комитета Н. И. Лукичев. Встреча с авроровцами состоялась в кабинете секретаря Центрального Комитета Я. М. Свердлова, который сообщил, что Военно-революционный комитет и его партийный центр решили назначить комиссаром «Авроры» Александра Викторовича Белышева. Тут же первому комиссару крейсера было вручено удостоверение.

Положение в Петрограде достигло кульминационной точки. 24 октября (6 ноября) из Кронштадта поступила подписанная председателем Центробалта Дыбенко телеграмма с приказом командам крейсера «Аврора» и заградителя «Амур» всецело подчиняться распоряжениям Военно-революционного комитета Петроградского Совета. В 24 часа этого же дня из штаба Кронштадтского сводного отряда, находившегося на минном заградителе «Амур», в штаб командующего флотом Балтийского моря пошла новая зашифрованная радиограмма: «Жду устав. Сведений нет никаких». Она означала приказ о присылке боевых кораблей в Петроград для участия в вооруженном восстании.

Вахтенные журналы того времени за 25 октября (7 ноября) фиксируют, как выполняется ответственный приказ Центробалта - отправить в Петроград следующие корабли:

8.40 - сторожевое судно «Ястреб»;

9.00 - эскадренный миноносец «Деятельный»;

9.15 - эскадренные миноносцы «Самсон» и «Меткий»;

9.40 - эскадренные миноносцы «Забияка» и «Мощный»;

10.10 - учебное судно броненосец «Заря Свободы»;

10.30 - минный заградитель «Амур»;

11.00-минный заградитель «Хопер»;

12.30 - госпитальное судно-яхта «Зарница»;

17.50 - учебное судно «Верный».

Ночью в 3 часа 30 минут 25 октября (7 ноября) у Николаевского моста встали крейсер «Аврора» и два тральщика № 14 и 15, также находившиеся в Петрограде. Утром в 10 часов учебное судно эскадренный броненосец «Заря Свободы», на котором была установлена крупнокалиберная и дальнобойная артиллерия, вошло в Морской канал и бросило якорь у пикета № 14 против станции Лигово.



К 14 часам из Кронштадта пришел минный заградитель «Амур», он отдал якоря рядом с «Авророй». В полдень появились «Хопер» и яхта «Зарница». Во второй половине дня прибыло стороже-вое судно «Ястреб», доставившее оружие и боеприпасы. Оно стало рядом с «Хопром», а в 19.00 рядом с флагманом эскадры бросили якоря «Забияка» и «Самсон». Последним подошло учебное судно «Верный». 25 октября (7 ноября) в распоряжении Петроградского Военно-революционного комитета было 11 боевых кораблей и свыше 10 тыс. матросов. Вместе с матросами крейсера «Аврора», других кораблей и частей, находившихся в Петрограде, они приняли непосредственное участие в Октябрьском вооруженном восстании.

Великая Октябрьская социалистическая революция вступила в завершающую фазу, успех дела решали минуты. Революционная эскадра кораблей Балтийского флота располагала разнообразной артиллерией - дальнобойными орудиями крупного калибра, скорострельными пушками и пулеметами - всего было 127 стволов, готовых поддержать отряды штурмующих Зимний дворец. Кронштадтские моряки, высадившиеся с кораблей, заняли мосты, Смольный институт, Петропавловскую крепость. Это произошло утром 25 октября (7 ноября).

А уже в 10 часов было опубликовано обращение Военно-революционного комитета при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов «К гражданам России!», написанное Лениным. В нем говорилось: «Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского правительства, это дело обеспечено. Да здравствует революция рабочих, солдат и крестьян!» Текст воззвания был доставлен на крейсер «Аврора» и немедленно вручен старшему радиотелеграфисту Алонцеву для передачи в эфир с позывными «Всем! Всем! Всем!». Во второй половине дня восставшие захватили Мариинский дворец. Приближался штурм Зимнего дворца - оплота контрреволюционного Временного правительства.

Части петроградского гарнизона и Красной гвардии к вечеру были в полной готовности. Матросы ожидали лишь приказа Военно-революционного комитета. В 21 час 45 минут на Петропавловской крепости вспыхнул красный фонарь. С крейсера «Аврора» и крепости были сделаны выстрелы - сигнал к атаке.

Выстрел из 6-дюймового бакового орудия крейсера «Аврора» произвел комендор Евдоким Павлович Огнев.

26 октября (8 ноября) в 0 часов 35 минут комиссары эскадренных миноносцев «Самсон» и «Забияка» посылают в Центробалт радиограмму. В ней сообщалось: «Прибыли 19 час. Все в наших руках». Это означало, что Зимний дворец взят. Великая Октябрьская социалистическая революция победила! Россия возвестила всему миру о начале новой эры в истории человечества - эры коммунизма.

С. ЛУЧИНИНОВ

Тактико-технические данные кораблей Балтийского военно-морского флота, стоявших на Неве в ночь с 24 на 25 октября 1917 года.



КРЕЙСЕР 1-го РАНГА «АВРОРА»: водоизмещение - 7600 т, длина 126,8 м, ширина - 16,7, осадка - 4,9 м, скорость - 19 узл.



МИННЫЙ ЗАГРАДИТЕЛЬ «ХОПЕР»: водоизмещение - 1100 т, длина - 64,9 м, ширина - 8,8, осадка - 3,36 м, скорость - 10,5 узл.
УЧЕБНОЕ СУДНО «ВЕРНЫЙ»: водоизмещение - 1287 т, длина - 68,3 м, ширина - 12,2, осадка - 4,0 м, скорость - 10,8 узл.
ГОСПИТАЛЬНОЕ СУДНО-ЯХТА «ЗАРНИЦА»: водоизмещение - 1180 т, длина - 71.9 м, ширина - 9,1, осадка - 4,5 м, скорость - 14,0 узл.
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ «ЗАБИЯКА»: водоизмещение - 1610 т, длина - 98,0 м, ширина - 9,3, осадка - 3,3 м, скорость - 35 узл.
ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «ЗАРЯ СВОБОДЫ»: водоизмещение - 10 тыс. т, длина - 118,9 м, ширина - 23,7, осадка - 8,5 м, скорость - 12,75 узл.



ТРАЛЬЩИК «№ 14»: водоизмещение - 140 т, длина - 38,1 м, ширина - 6,1, осадка - 1,8 м, скорость - 10 узл.
ТРАЛЬЩИК «№ 15»: водоизмещение - 140 т, длина - 39,0 м, ширина - 6,4, осадка - 1,7 м, скорость - 13 узл.
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «ЯСТРЕБ»: водоизмещение - 1150 т, длина - 54,8 м, ширина - 8,5, осадка - 4,75 м, скорость - 12,5 узл.
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ «САМСОН»: водоизмещение - 1610 т, длина - 98,0 м, ширина - 93, осадка - 3,3 м, скорость - 35 узл.
МИННЫЙ ЗАГРАДИТЕЛЬ «АМУР»: водоизмещение - 2926 т, длина - 98,3 м, ширина - 14,0, осадка - 4,7 м, скорость - 17,3 узл.



Источник: "Моделист-Конструктор" 1977, №11
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100