ОРЕЛ ПЕРВЫЙ КОРАБЛЬ ПЕРВОГО АДМИРАЛТЕЙСТВА

С. ЛУЧИНИНОВ, инженер

«Орел» — первый русский двухпалубный военный корабль — был построен в 1669 году. Верфь заложили в селе Дединово, в 26 км от Коломны. Это место на левом берегу Оки при впадении в нее Москвы-реки стало первым русским адмиралтейством. Организатором постройки был выдающийся государственный деятель того времени О. Л. Ордин-Нащокин. Несмотря на большие трудности с материалами и с рабочей силой, корабль удалось спустить на воду меньше чем через год — 26 мая 1668 года. Однако достроить его не успели, и он зимовал на реке. Весной 1669 года работы были возобновлены. 25 апреля вышел указ о присвоении кораблю названия «Орел».

7 мая 1669 года не только «Орел», но и строившиеся одновременно яхта и два шлюпа были снаряжены и вышли в плавание к месту назначения в Хвалынское (ныне Каспийское) море. «Орел» был укомплектован экипажем из 20 матросов и офицеров и 35 стрельцов. В августе эскадра бросила якоря на астраханском рейде. В это время в Поволжье шла крестьянская война под предводительством Степана Разина. Астрахань была занята восставшими. Разинцы видели в эскадре оплот царской власти. Они захватили суда и сожгли их, опасаясь, что те будут использованы против восставших.

К сожалению, в архивах не сохранились чертежи «Орла». Однако имеются данные о размерах корабля: длина — около 25 м, ширина — около 6,3 м, осадка — 1,6 м. По этим весьма скудным данным были составлены чертежи «Орла». Известно, что корабль относился к определенному типу, широко известному в голландском кораблестроении XVII века. Это облегчило задачу. При разработке чертежей были приняты следующие размеры: длина по килю — 23,7 м, по ватерлинии — 25,5 m, ширина — 6,3 м; конструктивная осадка — 2,2 м.

Модель лучше строить в масштабе 1:100, тогда чертежи придется соответственно уменьшить. Она будет соответствовать по единой Всесоюзной классификации моделей судов VIII классификационной группе настольных моделей, классу Б, а по международной классификации «Навига»-С1. Если избрать масштаб 1:200, делать модель будет труднее, она классифицируется соответственно по классу А и С4.

Из-за насыщенности чертежа (рис. 1) не удалось на каждой мачте дать весь стоячий и бегучий такелаж: например, не показаны грота-штаги, грота-брасы и другие; их надо смотреть на той мачте, где они есть, и повторять на других. Грота-гитовы, обозначенные № 71, служащие для уборки парусов, надо делать на каждой мачте. С наветренной стороны не показаны бак-гордени, шкоты и другие снасти. На 2-3-й страницах цветной вкладки дана проводка снастей; ею нужно руководствоваться при постройке модели.

Внешний вид модели, ее копийность в значительной мере зависят от окраски. Мачты, палубу и фальшборт изнутри красить не нужно: пусть останутся цвета древесины. Только покройте их бесцветным лаком, чтобы защитить от пыли. Борт снаружи — коричневый; подводная часть — светло-серая, серо-желтая или черная (смоляная); последнее для русской постройки характернее, так, по-видимому, и был окрашен «Орел». Блоки, наверное, не красили, а если красили, то в светло-серый цвет. Стоячий такелаж всегда смолили, то есть он был черный. Бегучий — некрашенная пенька. Бархоуд, всевозможные релинги (перила), поручни, клюзы, княвдигед — черно-коричневые. Квартердек выше крюйс-русленей, транец — голубого или зеленого цвета. Фигуры орлов, львов покрываются бронзой «под золото»; марсы, чтобы они лучше выделялись и придавали кораблю щеголеватый вид, покройте светло-серой краской.

Непременно сделайте для модели футляр из плексигласа или обыкновенного стекла, который убережет ее от пыли.







1 — форштевень, 2 — парус нижний блинд, 3 — блинда-рей, 4 — бушприт, 5 — мачта на бушприте, 6 — парус верхний блинд, 7 — фок, 8 — фок-мачта, 9 — фока-рей, 10 — фор-марс, 11 — фор-марсель, 12 — фор-стеньга, 13 — фор-марса-рей, 14 — грот, 15 — грот-мачта, 16 — грота-рей, 17 — грот-марс, 13 — грот-марсель, 19 — грот-стеньга, 20 — грот-марса-рей, 21 — бизань-мачта, 22 — крюйс-стеньга, 23 — крюйсель, 24 — крюйс-марса-рей, 25 — бизань-рей, 26 — бизань, 27 — кормовые отличительные огни, 28 — ахтерштевень, 29 — галерея (штульцы), 30 — пушечные порты гондека, 31 — ванты, 31 — бегин-рей, 33, 34, 39, 45 — штаги, 35 — стень-ванты, 36,40 — брасы, 41 — булинь (грот-марса-булинь), 37, 42 — чиксы, 38 — юферсы, 45 — якорные клюзы, 47 — крамбол, 48 — становой якорь (2 шт.), 49 — бак, 50 — кабестан (шпиль), 51 — верхняя (главная) палуба, 52 — грузовые люки (и вентиляция), 53 — 6-веселькый баркас, 54 — руслени, 55 — входной люк, 56 — кофель-планка, 57 — румпель, 58 — главная ватерлиния, 59 — гон-дек, 60 — кормовой флагшток, 61 — ют, 62 — 6-фунтовая пушка (6 шт.), 63 — 3-фунтовая пушка (10 шт.), 64 — каменный балласт, 65 — киль, 66 — грузовой трюм 67 — усиленная обшивка (бархоуд). 68 — шпангоут, 69 — четырехлапый якорь, 70 — утка фока-шкота, 71 — грота-гитовы.



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1969, №10
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100