НА ФИГУРНОМ КУРСЕ- МРС-80

МРС-80 - это малый рыболовный сейнер с силовой установкой мощностью 80 л. с. Проект таких судов появился в 50-е годы, когда перед народным хозяйством нашей страны встала задача резко увеличить производство рыбной продукции. Для ее решения потребовалось создание системы рыбозаводов и специального прибрежного рыболовного флота.

Этот сейнер был рассчитан на плавание с удалением от базы не далее 20 миль. Он мог вести лов как с помощью кошелькового невода, так и дрифтерным способом. Конструктивно судно представляло собой катер с полубаком. Стальной корпус набирался по смешанной системе. Носовая оконечность с уменьшенной шпацией набиралась по поперечной системе, а средняя и кормовая части имели продольные связи из полособульба № 5, два днищевых, один бортовой и два палубных стрингера, опирающихся на поперечные рамные шпангоуты, поставленные через две-три шпации. Толщина обшивки: горизонтальный киль - 6 мм, днище - 5 мм, борт - 4 мм, палубный стрингер - 5 мм, палуба - 4 мм.

Поперечные переборки разделяли корпус на пять отсеков: форпик, кубрик, машинное отделение, грузовой трюм и ахтерпик. Ахтерпик, в свою очередь, разделен двумя продольными переборками на румпельное отделение и две цистерны для пресной воды.

В машинном отделении устанавливался дизельный двигатель системы «Буккау-Вульф». С помощью двух угловых редукторов отбиралась мощность на сейнерную и сетеярусную лебедки, расположенные на палубе.

Шахта машинного отделения закрывалась съемной надстройкой, в которой размещались ходовая рубка, камбуз, гальюн и сушилка для рабочей одежды. На крыше монтировались путевой компас, колонка рулевого управления со штурвалом, шахта вьхлопа дизеля, продуктовый ларь, сетка флагов международного свода сигналов, дефлектор вентиляции и приборный щиток управления силовой установкой. На стенках располагался противопожарный инвентарь, а перед рубкой стоял ручной пожарный насос.

Якорное устройство состояло из двух якорей Холла, ручного брашпиля, винтовых стопоров, кат-балки и двух ложементов для крепления якорей по-походному. Якорные цепи пропускались через прорезанные в козырьке полубака клюзы. Швартовное устройство включало четыре кнехта n соответствующее число полуклюзов в козырьке и фальшбортах.

К промысловым устройствам относились: сейнерная площадка на корме, ярусная откидная площадка по правому борту, сейнерная лебедка, одновременно выполняющая роль грузовой, сетеярусная лебедка и система роульсов по правому борту. Грузовое устройства имело стрелу грузоподъемностью в одну тонну. Сейнер оснащался двухвесельной рабочей шлюпкой, принайтовленной к крышке грузового люка.

Экипаж судна состоял из 8 человек. Все они размещались в кубрике, оборудованном откидными койками, обеденным столом и световым люком. Радиосвязь с берегом обеспечивала переносная радиостанция типа «Урожай».

Сейнерами МРС-80 поначалу комплектовались рыболовецкие колхозы северо-запада СССР. В 1954-1955 годах были сделаны попытки перегнать несколько десятков таких сейнеров на Дальний Восток Северным морским путем. Кстати, об этом перегоне очень хорошо рассказано в романе В. В. Конецкого «Завтрашние заботы». Автор романа был капитаном одного из таких МРС. Перегон показал, что плавание на таких судах во льдах сопряжено с большим риском. Поэтому в 1956 году строительство МРС-80 было налажено на верфях города Николаевска-на-Амуре. Кстати, автору этих строк, тогда еще молодому специалисту, только-только окончившему Архангельский судостроительный техникум и назначенному мастером участка корпусного цеха, довелось принять участие в организации их производства. Эти суда строились передовым для того времени секционным методом.

Непросто далось освоение металлических самоходных судов Николаевской верфи. Ведь там делали лишь деревянные сейнеры. Но вскоре МРС-80 начали выпускать серийно, двумя потоками: секционно-блочным - на одном и блочным - на другом. И уже летом 1957 года первые суда были сданы заказчику.

МРС-80 полюбился рыбакам Дальнего Востока. Изящный, надежный, спроектированный на урвне требований того времени, он многие годы был основным сейнером флотов рыболовецких колхозов.

СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

Малый рыболовный сейнер МРС-80 - прекрасный прототип для постройки моделей-копий нескольких классов. В классе ЕН-500 модель лучше всего строить в масштабе 1:50, поскольку длина копии по техническим требованиям не должна превышать 500 мм. В таком масштабе длина корпуса составит 360 мм, а его водоизмещение окажется вполне достаточным для установки двигателя типа ДИ-1 и размещения плоской батареи типа 3336Л.

Хороша копия сейнера класса Р2А - радиоуправляемая модель фигурного курса в масштабе 1:25. В этом случав на модель можно установить электродвигатель типа МУ-30 с питанием от батареи аккумуляторов КНГ-3 или СЦС-5 с суммарным напряжением 12В. Модель такого класса, построенная в Архангельском Дворце пионеров и школьников, на областных соревнованиях по судомодельному спорту заняла первое место.

В классе ЕН-500 постройку лучше всего вести секционно-блочным методом, пользуясь рекомендациями, опубликованными в № 5 нашего журнала за 1984 год. В классе Г2А корпус предпочтительнее выклеить из стеклоткани на болванке или сделать наборным, с обшивкой из авиационной фанеры или плотного картона.

Б. ПАТРУШИН, г. Архангельск



1 - швартовный клюз козырька, 2 - привальный брус полубака, 3 - фор. штевень, 4 - якорный клюз, 5 - козырек, в - кат-балка, 7 - якорный огонь, 8 - антенна, 9 - тифон, 10 - штурвал. 11 - брашпиль, 12 - вдувной вентиля-тор, 13 - шахта схода в кубрик, 14 - рында, 15 - леерная цепь, 16 - леерное ограждение полубака, 17 - касса сигнальных флагов, 18 - машинный телеграф, 19 - нактоуз магнитного компаса, 20 - шахта выхлопа, 21 - дефлектор вытяжной вентиляции, 22 - провизионный ларь. 23 - трап на крышу рубки, 24 - блоки флаг-фалов, 25 - рей мачты, 26 - топовые огни, 27 - жесткие ванты мачты, 28 - стеньга мачты, 29 - гафель, 30 - блок флаг-фала, 31 - блок топенанта грузовой стрелы, 32 - Государственный флаг СССР, 33 - мачта, 34 - ступеньки трапа на мачте, 35 - грузовая стрела, 36 - сейнерная лебедка, 37 - шлюпка. 38 - штормовой полупортик, 39 - сейнерная площадка, 40 - ролик, 41 - топенант грузовой стрелы, 42 - блок грузовой стрелы. 43 - оттяжки грузовой стрелы, 44 - кильблок шлюпки, 45 - комингс грузового трюма, 46 - Швартовный клюз фальшборта, 47 - привальный брус, 48 - руль, 49 - винт, 50 - кронштейн гребного вала, 61 - плавник, 52 - дейдвудная труба, 63 - фальшкиль, 54 - дверь в камбуз, 55 - пожарный багор, 56 - откидная площадка, 57 - сетеярусная лебедка, 58 - швартовный кнехт, 59 - винтовой стопор. 60 - якорь Холла, 61 - световой люк кубрика, 62 - иллюминатор (защищенный), 63 - ступенька на полубак, 64 - елань, 65 - рубка, 66 - дверь, 67 - ступенька, 68 - скоб-трап, 60 - контрфорс фальшбортов, 70 - крышка люка грузового трюма. 71 - ролик штуртроса, 72 - цепь штуртроса, 73 - кожух штуртросоиой проводки, 74 - кап машинного отделения, 75 - дверь сушилки, 76 - ступенька в камбуз, 77 - штормовой леер, 78 - слань поста капитана, 79 - приборный щиток, 80 - якорная цепь, 81 - самоочищающийся иллюминатор, 82 - огнетушитель, 83 - дверной поручень, 84 - пожарный топор, 85 - шланг о брандспойтом.





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1987, №3
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100