Архив журнала Моделист-Конструктор
ШЛЮП «МИРНЫЙ»В этом году исполняется 165 лет со дня отправления первой русской антарктической экспедиции в составе двух военных кораблей: шлюпа «Восток» под командованием капитана 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена и шлюпа «Мирный» под командованием лейтенанта М. П. Лазарева.
В нашем журнале за 1968 год в № 4 были опубликованы чертежи шлюпа «Восток». А теперь мы помещаем материалы, относящиеся к шлюпу «Мирный». Они помогут вам воспроизвести легендарный русский корабль.
Чертежи шлюпа разработаны художником-маринистом Е. В. ВОЙШВИЛЛО.
Не раз мореплаватели пытались проникнуть в неизведанные земли в водах Антарктики. История отметила рейсы мужественных английских мореплавателей Кука и Фюрно. В 1772-1775 годах на двух кораблях «Резолюшен» и «Адвенчур» они совершили плавание вокруг предполагаемого материка, открыли остров Южная Георгия, трижды пересекли Южный полярный круг и... Кук наотрез отверг существование Южной Земли, вернее, считал, что если она и есть, то недостижима. Авторитет выдающегося английского мореплавателя был настолько велик, что почти полвека никто не делал новых попыток отправиться на поиски Антарктиды.
Ответить на вопрос существует ли в конце концов. Большая Южная Земля взялись отважные русские моряки.
16 июля (4-го по старому стилю) 1819 года антарктическая экспедиция в составе двух кораблей вышла из Кронштадта. Началось одно из замечательных плаваний в истории Великих географических открытий.
Плавание проходило в невероятно тяжелых условиях, особенно в водах Антарктики, когда штормы, снегопады, обледенения и туман при жестоких морозах сопровождали корабли более ста дней.
Несмотря на невероятные лишения и мужественное преодоление всевозможных опасностей, грозивших кораблям и их экипажам, экспедиция увенчалась исключительным успехом. Проведенные исследования позволили с полной очевидностью установить существование огромного материка и сверх того открыть двадцать девять ранее неизвестных островов и назвать их русскими именами.
Более двух лет шлюпы находились в плавании, было пройдено под парусами расстояние, в два с лишним раза превышающее длину экватора. 5 августа 1821 года корабли встали на Кронштадтском рейде.
|
Командир шлюпа «Мирный», знаменитый впоследствии флотоводец М. П. Лазарев, в одном из своих писем другу А. А. Шестакову, описывая плавание в антарктических водах, с гордостью резюмировал: «Каково ныне русачки наши ходят!»
Первая русская экспедиция вошла в анналы Великих географических открытий, и ее значение особенно ощутимо в наше время, когда Антарктида превратилась в международную научную лабораторию, в которой исследуются возможности шестого континента. Ведущая роль в этом деле принадлежит станциям Советского Союза и среди них двум: «Восток» и «Мирный», названным в честь славных шлюпов.
КАКИМ ОН БЫЛ?
На Олонецкой верфи в Лодейном поле близ Петербурга в 1818 году строилось для флота вспомогательное судно «Ладога». Стремясь ускорить отправление высокоширотной экспедиции в Антарктиду, решили не строить новое судно, а использовать «Ладогу». При включении судна в состав военно-морского флота ему дали новое название «Мирный» и сразу же приступили к перестройке. Работами руководил командир «Мирного» М. П. Лазарев. Наделкой штульцев у шлюпа удлинили кормовую часть, на форштевне поставили княвдигед, дополнительно обшили корпус дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Корпус тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменен дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на кораблях военно-морского флота.
Шлюп «Мирный» был трехмачтовым двухпалубным кораблем, вооруженным 20 пушками: шестью 12-фунтовыми (калибр 120 мм) и четырнадцатью 3-фунтовыми (калибр 76 мм). Экипаж насчитывал 72 человека.
Размеры шлюпа «Мирный» согласно чертежу № 21, хранящемуся в Центральном государственном архиве ВМФ в Ленинграде, следующие: длина 120 футов (36,6 м), ширина 30 футов (9,15 м), осадка 15 футов (4,6 м). Эти размеры после перестройки судна несколько увеличились, то же относится и к водоизмещению «Мирного».
|
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К РАБОТЕ...
еще раз полюбуйтесь цветным рисунком будущей модели шлюпа «Мирный». Такой она будет, когда вы ее построите. Затем обратитесь к чертежам. На рисунке 1 изображен самый главный из всех теоретический, состоящий из корпуса, на котором показаны очертания шпангоутов (носовые пронумерованы буквами), бока, изображающего боковой вид шлюпа, и полушироты трех ватерлиний. Кроме теоретического чертежа, здесь показан план верхней палубы, фальшборт и разрез по диаметральной плоскости с показом бака передней части палубы шлюпа до фок-мачты, шкафута между фок- и грот-мачтами и, наконец, шканцев между грот- и бизань-мачтами. Там же показаны некоторые детали, установленные на верхней палубе. На рисунке 2 показано парусное вооружение всех трех мачт: фок, грот, бизань. На рисунках в верхней части страницы показаны детали рангоута. И наконец, на рисунке 3 помещен боковой вид модели со всеми парусами, корма и нос с украшением, артиллерия, пушечные порты, схема сборки штульцев, накладка вант- и грот-штагов. На всех трех рисунках помещена масштабная линейка, которая позволит выполнить рабочие чертежи в том масштабе, в котором вы задумаете строить модель.
УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПОСТРОЙКИ, ОКРАСКИ И СБОРКИ МОДЕЛИ
Наиболее подходящим материалом для изготовления корпуса и всех его деталей будет сухая, мелкослойная, без сучков и других пороков древесина. Его можно делать наборным или из склеенного из досок бруса.
Следующим этапом работы является изготовление рангоутов, надстроек палубного корабельного оборудования, устройств, дельных вещей, артиллерии, размещенных на верхней палубе. Все это также рекомендуется делать из древесины.
Паруса шьются из тонкой белой материи, выкраивают их по чертежам (рис. 3). Для стоячего и бегучего такелажа используются нитки.
При постройке модели в масштабе 1:100 довольно трудно выдержать масштаб такелажа соответствие толщин снастей. Надо руководствоваться правилом: чем выше, тем тоньше должны быть нитки, имитирующие тросы. Грот-штаги 1,0 мм, грот-брам-топенанты 0,1-0,2 мм. Усугубляется эта задача еще и тем, что далеко не просто сделать блоки и юферсы.
В масштабе они получаются крохотными. Для их изготовления нужен ювелирный токарный станок. По этой причине приходится упрощать проводку снастей и имитировать блоки и юферсы.
Прежде чем приступить к сборке модели шлюпа «Мирный», надо покрасить корпус и все детали. Окрашивать следует с помощью пульверизатора, кисти для этой цели не подходят, особенно для деталей. Краски могут применяться любые, желательно быстросохнущие. После первой окраски и когда краска хорошо просохнет, рекомендуется отшлифовать наждачной бумагой, не оставляющей на поверхности рисок царапин, после этого окрасить еще раз, что повысит качество покрытия. Черной краской окрашивают борта, включая и фальшборт, планширь, гакаборт, штульцы, княвдигед, решетку гальюна, боканцы, руслени, шперы стеньг, брам и бом-брам-стеньг, все реи с коками, марсы, салинги, все эзельгофты, шлюпки, коечные сетки, фонари, юферсы, боковые стенки пушечных полупортиков на верхней палубе, вант-путенсы, путенс-ванты, крышу колокола, обделку трубы камбуза, якорь, бугеля бушприта, ватер-булинг, кат-балку, бугеля лиселей, перты, крамбол и кнехты, бугеля на топах мачт, бугеля якоря, петли пушечных портов и весь стоячий такелаж. В белый цвет окрашиваются мачты до марса, чиксы и шкалы, бугеля на мачтах, топы мачт, стеньг, брам-стеньг, бом-брам-стеньг (флагшток), бушприт до ээельгофта, бисы бушприта, полоса на борту, крышки пушечных портов, оконные переплеты. В темно-зеленый цвет окрашивается внутренняя часть фальшборта. В ярко-красный окрашиваются: щит на эмблеме орле, боковые стенки пушечных портов и их крышки изнутри. Бронзируется под золото эмблема «Орел», кантики княвдигеда, кантики на штульца и кормовой раковине. Пушки покрываются темно-зеленой бронзой или черной краской. Подводная часть корпуса окрашивается желтой краской с добавлением бронзового порошка, чтобы имитировать медные листы, которыми был обшит шлюп «Мирный». Протравливаются бейцем кофель-нагельные планки, утки, кнехты, люки, решетки, штурвал, трапы, станки пушек.
Не окрашиваются палуба, лисель-спирты, стеньги, брам-стеньги, бом-брам-стеньги, гик, гафель, трисель-мачта, шлюпки внутри, штоки якорей, утлегарь, бом-утлегарь.
Изготовление корпуса и рубок, румпеля шлюпок, дельных вещей, якорей, рангоута и его многочисленных деталей потребует много стараний и времени. Так как всяких деталей модели очень много, непременно проверьте, все ли вы сделали, все ли узлы, такие, например, как бушприт, грот-мачта, фок-мачта и т. п., имеют полный комплект деталей. Полезно для этих целей составить спецификацию перечень деталей; сразу же выяснится, чего не хватает.
Примерный порядок сборки модели шлюпа «Мирный» рекомендуется такой: 1) собрать корпус, приклеить киль, форштевень, ахтерштевень, дейдвуд, зеркало кормы, руслени, поставить нижние юферсы, штульцы, княвдигед, установить бушприт и навесить руль; 2) провести ватерлинию, вбить все обуха для бакштагов, затем собрать гальюн с решеткой, установить эмблему, вклеить галсбоканцы; 3) вклеить все палубные детали, люки, решетки, установить штурвал, киль-блоки барказа и мачтовые кнехты; 4) установить палубу; 5) собрать утлегарь и бом-утлегарь, собрать мачты, приклеить чиксы, марсы, бугеля, на которых уже навешаны отмеренные по шаблону ванты с вант-юферсами на концах, установить стеньги, стень-ванты обтянуть еще до установки мачт; 6) затем установить собранные мачты, обтянуть стоячий такелаж мачт и бушприта; 7) вооружить реи, ввязать все блоки, перты, бугеля лисель-спиртов, бейфуты; 8) поднять до места нижние реи фока, грота и бизани-бегин-рея, навесить на гардели и борги топенанты, закрепить бейфуты; 9) провести брасы (бегучий такелаж рангоута), то же проделать с марса-реями, гиком и гафелем; 10) пришнуровать паруса, швы имитировать карандашными линиями, прямые паруса кроить только параллельно верхней кромке, поставить лисель-спирты и якоря; 11) установить шлюпки на боканцы, протянуть бегучий такелаж парусов; 12) поднять флаг и вымпел.
Модель можно оставить без парусов. Такой она изображена на цветном развороте. Это позволит лучше видеть рангоут, его детали и такелаж.
Построенная модель позволит вам принять участие на выставке. Если длина модели будет более 254 мм, то она классифицируется согласно правилам соревнований ДОСААФ СССР по группе настольных моделей VII класса «Б», если модель миниатюрная, длиной менее 254 мм VIII класса «А». По классификации международной организации НАВИГА, в которую входят судомоделисты Советского Союза, модель длиною менее 254 мм классифицируется С4, более 254 мм С1.
С. ЛУЧИНИНОВ
|
Корпус: 1 киль; 2 форштевень; 3 галс-боканцы; 4 гальюн; 5 крамбол; 6 подъякорная подушка; 7 кофель-нагельные планки и кнехты; 8 утки; 9 роульсы; 10 люки; 11 боканцы-шлюпбалки; 12 бархоут; 13 руслени; 14 8-весельный баркас на киль-блоках; 15. шлюпка правого борта; 16 шлюпка левого борта; 17 кормовая шлюпка; 18 бортовой трап; 19 офицерский туалет. |
Рангоут, стоячий и бегучий такелаж: 20 бом-утлегарь; 21 утлегарь; 22 блинда-рей; 23 бушприт; 24 ватер-вулинги; 25 фока-реи; 26 фор-марса-реи; 27 фор-брам-рей; 28 фор-трисель-гафель; 29 грота-реи; 30 грот-марса-рей; 31 грот-брам-рей; 32 грот-трисель-гафель; 33 бегин-рей; 34 крюйс-марса-рей; 35 крюйс-брам-рей; 36 бизань-гафель; 37 бизань-гик; 38 ватер-штаги; 39 ватер-бакштаги; 40 штаги; 41 нижние ванты; 42 стень-ванты; 43 фордуны; 44 путенс-ванты; 45 топенанты; 46 брасы; 47 гитовы; 48 булини; 49 риф-сезни; 50 шкоты; 51 галсы; 52 дирик-фалы. |
Паруса (буквы в кружках): А бом-кливер, Б кливер, В форстеньги-стаксель, Г фор-стаксель, штормовой парус показан пунктиром, Д фок, Е фор-марсель, Ж фор-брамсель, 3 фор-трисель, И грот, К грот-марсель, Л грот-брамсель, М грот-трисель, Н крюйс-марсель или крюйсель, О крюйс- брамсель. П бизань или контр-бизань. С, У марса-лисель, Т, Ф брам-лисель.
Чертежи для печати
|