ТРУЖЕНИК СИБИРСКИХ РЕК

1923 год, март... Просторный зал районного клуба небольшого якутского городка Киренска забит до отказа - здесь проходит съезд речников Ленского бассейна. В зале шумно, только что закончился доклад об итогах навигации. Она была нелегкой - годных пароходов всего двадцать пять, да и те, надо сказать, не для Лены: чтобы преодолеть могучее течение великой сибирской реки, нужны суда помощнее...

Проблема снабжения всем необходимым Якутии - огромного северо-восточного района нашей страны - оставалась нерешенной: пароходы, как идо революции, ходили туда четыре-пять раз в навигацию. Кроме того, открывался обширный золотоносный район в верховьях реки Алдан, нужно было вывозить пушнину и рыбу с низовьев Лены...

- Тише, тише, товарищи, - постучал по графину карандашом секретарь съезда Василий Моисеев и, когда зал поутих, сказал:

- Все мы, водники, знаем, как велики заслуги нашего вождя, товарища Ленина, перед всей страной. Вспомним, как он помогал нам, ленским речникам, направив в конце сентября 1921 года обращение к водникам, предложив «выполнить до закрытия навигации все перевозки водою продовольственных, воинских, топливных и прочих грузов, чтобы Советской республике выйти и на этот раз победителем».

- Напомню вам и о другой телеграмме Ильича - от 24 сентября 1921 года. Вот ее текст:

«Несмотря на признание ударности за Лензолотом и напряжение всех усилий центральных органов обеспечить район при краткости навигации по Лене всем необходимым для производительной работы, вверенные Вам органы не проявляют должной энергии и поддержки в этом деле. Все время получаются сообщения, указывающие на всевозможные препятствия и затруднения. Так, опять сообщается, что Иркгубисполком отдал распоряжение о выброске с судов грузов Лензолота, заключающихся в теплой прозодежде и технических материалах... Выброшенным грузам грозит опасность замерзнуть в пути. Предлагаем немедленно принять меры к продвижению указанных грузов и привлечению виновных и ответственности. Исполнение сообщите».

На съезде было предложено заочно избрать вождя международного пролетариата почетным речником.

Долго не стихали аплодисменты в зале, долго еще слышались возгласы: «Правильно!», «Ура!», «Да здравствует товарищ Ленин!».

Именем Ильича назвали первый же мощный пароход, собранный на ленских верфях.

По частям - с железной дороги гужом, на автомобилях и на тракторах - доставлялись материалы и уже готовые узлы традиционным путем от Иркутска до верхнеленского поселка. Качуг по Якутскому тракту, потом по Малышевскому до Жигалова, где должны были изготовить корпус парохода.

В Качуге огромные 22-тонные котлы перевалили на карбазы - неуклюжие деревянные сплавные посудины, и началось их неторопливое плавание до Киренска, где предстояла окончательная сборка. Вскоре из Жигалова прибуксировали уже готовый, склепанный корпус.

18 сентября 1930 года «Ленин» начал свою первую навигацию. Новый буксир вызвал огромный интерес речников: большие размеры, вертикальные паровые машины общей мощностью 500 сил (а вся суммарная мощность судов пароходства тогда составляла лишь

4000 сил). Крепкий ледокольный корпус, неплохие бытовые условия для экипажа, даже радиостанция - по тем временам еще большая редкость, на речном же судне вообще установленная впервые, - тогда все это было последним словом судостроения.

А в 1931 году Наркомвод решает перебросить пароход для работы на реке Колыме, чтобы организовать там регулярное судоходство.

Риск был велик. Северный морской путь по морю Лаптевых и Восточно-Сибирскому еще не разведан, никто не мог предугадать состояние льдов, узнать, какие там ветры, туманы...

Когда пароход был готов, капитан дальнего плавания Александр Павлович Бочек, назначенный руководителем экспедиции, вместе с начальником эксплуатации восточных районов В. Березиным встретились, чтобы еще раз обсудить ходовые качества парохода.

- Все прекрасно. Но оба руля слишком легкой конструкции, - говорил Бочек, - с ними пароходу входить в лед, а тем более давать задний ход невозможно. Значит, он должен идти только вперед!

На всякий случай продовольствия взяли на 14 месяцев. Тщательно подбирался состав команды: старшим лоцманом был назначен один из опытнейших судоводителей Лены, якут Афанасий Богатырев, ему помогали А. Марков и М. Пшенников. Речным капитаном был поставлен Иосиф Горовацкий - именно он вскоре повел по Колыме первое судно. В состав экипажа Бочек пригласил старшего механика С. Мазанку, старпома А. Белохова, радиста В. Вострякова.

22 августа в 16 часов «Ленин» дал в Якутске прощальный гудок. Забункеровавшись в поселке Сангар-Хая углем, пароход продолжил свой рейс.

На четвертые сутки случилось непредвиденное - пароход сел на мель. Казалось, мелководный перекат, преградив дорогу судну, перечеркнул идею плавания на Колыму. Однако люди не отступили, за борт были опущены стрелы и сваи. Понадобилось два часа напряженной работы, и буксир буквально на днище преодолел мелководье. Так, с трудом проталкиваясь, пароход с баржей-угольщицей 28 августа достиг Жиганска, а вечером того же дня прибыл в Булун.

Преодолев мелководную Быковскую протоку, 2 сентября в заливе Неелова судно встретилось с пароходом «Лена». Он должен был доставить срочный груз для зимовщиков метеостанции на Ляховских островах, но сильный шторм заставил его вернуться. «Ленин» взял груз с «Лены»: теперь вода подбиралась к бортовым лацпортам - так велика оказалась перегрузка. Вскоре все необходимое было передано метеорологам.

При свежем ветре и пасмурной погоде пароход взял курс на Колыму, идя вдоль берега на расстоянии около 10 миль. Через каждые 15 минут члены экипажа мерили глубину, данные ложились на карту, стирая «белые пятна», которые до сих пор были на этом маршруте. 11 сентября утром «Ленин» прошел Медвежьи острова. Опять пришлось работать с картой - «отодвигать» на юг береговую черту. К вечеру появился первый мелкобитый лед. Барометр начал падать, усилился ветер, шторм достиг силы в 6 баллов, а в 20 часов, уже в сумерках, «Ленин» повстречал сплошную массу тяжелого полярного льда.

Идти вперед в таких сложных условиях, особенно ночью, - дело рискованное. Положение сложилось критическое: вариантов только два - отступить, укрыться за Медвежьими островами и встать на зимовку или, несмотря ни на что, на не приспособленном для работы в полярных льдах буксире пробиваться вперед через глыбы льда.

В 2 часа ночи «Ленин» вступил в бой со стихией. Обстановка сложная - видимость всего 2-3 корпуса, тяжелые льды, ветер со снежной пургой.

Небольшие перемычки между крупными льдинами пароход разрушал успешно, экипаж пользовался любой возможностью, чтобы проскочить между льдами по свободной воде...

Неожиданно машины стали. Авария?! Потерять ход среди тяжелого движущегося льда означало верную гибель. Оказалось, заклинило льдинами винты; невероятный напор вот-вот сожмет борта, вода хлынет в помещения - тогда конец.

И тут из машинного отделения докладывают:

- Винты проворачиваем вручную, через десять минут дадим ход!

- Молодцы, машинная команда! - восклицает капитан Бочек.

И вновь закипает вода за кормой парохода, судно протискивается сквозь разводья, раздвигает белое крошево.

В 10 часов в вахтенном журнале отмечено резкое уменьшение размеров и количества льдин, а также изменение цвета воды: совсем близко река Колыма - ее влияние. И все же глубина лишь две сажени, метет пурга - дальнейшее продвижение слишком рискованно. Стали на якорь.

К полудню 12 сентября ветер все-таки разогнал тучи и мглу, и, к радости экипажа парохода, в трех-четырех милях впереди по курсу, словно мираж, возник корпус большого морского судна. Это был «Лейтенант Шмидт», доставлявший из Владивостока груз для жителей колымских районов.

«Ленин» был у цели. И в тот год не потребовались оленьи упряжки, чтобы перебрасывать продовольствие и другие товары в верховья Колымы, их перевез за несколько рейсов первый на этой реке пароход.

Сколько их потом было - рейсов - и по бурному морю, когда с караваном буксиров и барж «Ленин» шел к Колыме, ведя пополнение колымскому флоту, и по самой реке с грузами, морскими плотами-сигарами. Росли по берегам дотоле безлюдной реки поселки, новые города... Совершенствовался и флот - все мощнее и надежнее становились суда.

Проработав много лет на Колыме, пароход «Ленин» был возвращен на Лену и в 1961 году переоборудован в теплоход. Так началась вторая жизнь судна, которая продолжалась до 1971 года.

Велики заслуги этого буксира-труженика, и в память о нем в музее Ленского пароходства установлен штурвал с «Ленина». Он напоминает нам о далеких временах, когда совершались трудные, порой героические переходы, без которых невозможно было бы освоение богатейшего северного края.

А. ПАВЛОВ, г. Якутск

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАРОХОДА «ЛЕНИН»
Конструктивная длина, м - 50.0
Габаритная длина, м - 51.4
Ширина корпуса, м - 8,0
Габаритная ширина, м - 8,4
Высота борта, м - 3,5
Водоизмещение, т - 370
Мощность машины, л. с. - 500
Средняя осадка, м - 1,5
Максимальная осадка, м - 1,8

СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

При создании модели парохода «Ленин» следует иметь в виду, что борт, брашпиль, шпиль, грузовые лебедки, трапы, фальшборт, стопоры и палубные клюзы, буксирные арки, крыша радиорубки, комингс грузового трюма, нижняя половина надстройки до уровня фальшборта, кап машинного отделения, световые люки на главной палубе, кнехты и килевые планки, крышка люка и кожух румпельного отделения окрашивались в шаровый (темно-серый) цвет.

Ватерлиния, надстройка главной палубы выше уровня фальшборта, шлюпки снаружи, головки и дефлекторы вентиляторов, тамбуры, продуктовый ларь, шлюпбалки, расходный бак и теплый ящик на шлюпочной палубе, кормовая стенка радиорубки, грузовая мачта и стрела, нижняя часть антенны, лееры, две полоски на трубе (на одной надпись «ДС») были белыми.

В желтый цвет окрашивались стены рулевой рубки и радиорубки, внутренние поверхности шлюпок и катера, дымовая труба.

Черными были якорь, якорь-цепь, прожектор, верхняя часть антенны, камбузная труба (за рулевой рубкой), буксирный гак и направляющая гака, двигатель катера.

Подводная часть, пожарный инвентарь, кожух пожарного шланга, пожарный ствол, левый бортовой отличительный огонь, подводная часть катера имели красный цвет.

Правый бортовой огонь - зеленый.

Внутренняя полоска на трубе - голубой.

Нактоуз компаса, лючины трюма, двери рубки и радиорубки были деревянными, покрыты лаком.

Латунные гребные винты, паровой гудок, рында, паровая трубка к гудку, котелок компаса, наконечник пожарного шланга и ручки дверей не окрашивались.



Пароход «Ленин»: 1 - якорь Холла, 2 - гюйс-шток, 3 - штаги, 4 - фок-мачта, 5,7 - топовые огни, G - марс, 8 - клотиковый огонь, 9 - радиоантенна, l0 - ходовая рубка, 11 - дымовая труба, 12 - грот-мачта, 13 - буксирный гак, 14 - буксирная дуга, 15 - леерное ограждение, 16, 30, 38, 41 - дефлекторные трубы вентиляторов, 17 - перо руля (2 шт.), 18 - гребной винт и дейдвуд, 19 - киповая планка, 20 - кормовой шпиль, 21 - кнехты, 22 - ларь, 23 - световой люк машинного отделения, 24 - радиорубка, 25, 27 - спасательные шлюпки; 26 - шлюпбалка, 28 - ходовой огонь, 29 - грузовой трюм, 31 - паровой брашпиль, 32 - стопор Легофа, 33 - трап, 34 - грузовая стрела, 35 - грузовая лебедка, 36 - прожектор, 37 - компас с нактоузом, 39 - вентиляторная головка, 40 - катер.





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1986, №4
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100