ГРОЗНЫЙ «КРАБ»

И. МАКСИМИХИН

ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ РУССКОГО ВОЕННОГО ФЛОТА

Последние дни марта 1904 года. Порт-Артур. Небо над рейдом и морем затянуто серыми тучами, моросит дождь. Адмирал С. О. Макаров ожидает, что в ночь на 31 марта японцы еще раз сделают попытку закупорить вход в гавань, где стоят русские броненосцы. Сам адмирал находится на крейсере «Диана», который с разведенными парами стоит на внешнем рейде. Мучительно долго тянется беспокойная ночь. В свете береговых и корабельных прожекторов все время показываются то огни, то силуэты каких-то судов, различить которые за пеленой дождя невозможно. Адмирал запрещает открывать по ним огонь, полагая, что это свои миноносцы, накануне посланные им на разведку к островам Эллиот... Он не догадывается, что это японцы ставят мины заграждения на внешнем рейде Порт-Артура...

С рассветом командующий Тихоокеанской эскадрой возвращается на флагманский корабль — броненосец «Петропавловск». Ему докладывают, что ночью миноносец «Страшный» героически погиб в неравном бою с шестью японскими кораблями, а вышедшему на помощь крейсеру «Баян» удается подобрать с воды всего четырех человек, и ему приходится вступить в бой с двумя японскими броненосцами и четырьмя крейсерами. На поддержку «Баяну» адмирал высылает в море «Аскольд», «Диану», «Новик» и пять миноносцев. Узнав, что на месте гибели «Страшного» ждут помощи еще несколько человек, Макаров приказывает командиру «Баяна» вести отряд в этот район. За «Баяном» на внешний рейд выходят броненосцы «Петропавловск», «Полтава» и крейсеры.

Тем временем на горизонте показывается неприятельская эскадра в составе девяти кораблей. Макаров приказывает повернуть на рейд, чтобы, соединившись с вышедшими из гавани «Пересветом» и «Победой», дать бой под прикрытием береговых батарей. Но этот бой не был дан: в 9 час. 39 мин. утра, сближаясь с противником, «Петропавловск» взорвался... В момент страшного взрыва, напоминавшего заглушенный залп башни 12-дюймовых орудий, над броненосцем вырос громадный, раза в два превышающий высоту мачт корабля, столб дыма и пламени. Следующий взрыв, более тихий, но довершивший гибель корабля, произошел через 3-4 сек. после первого. Из средней части броненосца в небо устремилась масса огня. Через мгновение произошел третий взрыв. Корабль стал быстро погружаться носом в воду. Через полторы-две минуты все было кончено: корабль скрылся в волнах... Погибло более 600 человек, включая адмирала Макарова и талантливого русского художника-баталиста Верещагина, который находился на корабле при штабе командующего. Причина гибели — мины заграждения, поставленные японцами накануне ночью на рейде Порт-Артура. Мины коснулся и броненосец «Победа», который, получив всего одну пробоину, остался на плаву...

Эти взрывы мин были настолько неожиданны, что на русской эскадре создалось впечатление, что ее атаковали японские подводные лодки. Возвращаясь в гавань, корабли вели бессистемный огонь в воду.

ЭТО НАЧАЛОСЬ В ОСАЖДЕННОМ ПОРТ-АРТУРЕ

Гибель флагманского корабля вместе с любимым адмиралом потрясла моряков русского военного флота. Она была воспринята русским народом как великое национальное горе. Многие понимали, что теперь все надежды на победу над японским флотом рухнули. Переживали гибель С. О. Макарова все патриоты России, и среди них техник путей сообщения Михаил Петрович Налетов, находившийся в то время в осажденном Порт-Артуре.

По своей профессии М. П. Налетов был далек от морских дел, но горячо любил флот и корабли. Сын астраханского служащего, вынужденный по семейным обстоятельствам бросить учебу в петербургском институте, М. П. Налетов сдал экстерном экзамены на техника путей сообщения. До начала русско-японской войны он работал на строительстве порта Дальнего. С детства Михаил Петрович увлекался механикой и еще в юности был известен петербуржцам как изобретатель велосипеда оригинальной конструкции и различных механических игрушек. Второе его увлечение — изготовление действующих моделей подводных лодок. Прекрасный знаток минного дела, он не мог не оценить эффективность гальванических мин заграждения для будущего русского флота.

Позже он писал:

«Первая мысль вооружить минами заграждения подводную лодку пришла мне в голову в день гибели (31 марта) броненосца «Петропавловск», взорвавшегося на японской мине, свидетелем чего я был. Взрыв двух японских броненосцев 22 мая на наших минах, поставленных у Порт-Артура, еще раз показал силу минного оружия и окончательно укрепил во мне мысль о необходимости создания нового типа боевого корабля — подводного минного заградителя. Такой корабль решал задачу постановки мин у неприятельских берегов и тогда, когда мы морем не владели».

Будучи человеком деятельным, М. П. Налетов решил строить подводный минный заградитель здесь же, в Порт-Артуре. Не получив поддержки у местного начальства, он начал строить новый корабль на свои скромные сбережения. На помощь ему пришли офицеры и матросы с кораблей Тихоокеанской эскадры. Осенью 1904 года оригинальный корабль водоизмещением 25 т, вооруженный четырьмя минами заграждения, удалось построить, спустить на воду и даже испытать на глубине 9 м. Однако дни Порт-Артура были уже сочтены. Японские войска вплотную подошли к крепости, снаряды их артиллерии уже рвались в гавани. В декабре, перед сдачей Порт-Артура, чтобы подводный заградитель не попал в руки врага, М. П. Налетов вынужден был разобрать и уничтожить его внутреннее оборудование, а корпус взорвать. За активное участие в обороне Порт-Артура изобретатель был награжден Георгиевским крестом.

Неудача, постигшая первый минный заградитель, не обескуражила изобретателя. Он сразу же предложил начать во Владивостоке постройку подобной лодки большего водоизмещения по собственному проекту, но, как и прежде, не получил поддержки у местных властей. Вернувшись в 1906 году в Петербург, Налетов в течение короткого срока детально разработал совершенно новый проект подводного минного заградителя водоизмещением 300 т, а в следующем году создал еще два варианта этого же проекта для кораблей водоизмещением 450 и 470 т. На основе последнего варианта, утвержденного Морским министерством, был создан окончательный проект заградителя водоизмещением около 500 т. И вот в 1909 году в Николаеве на заводе «Наваль» состоялась закладка корпуса корабля нового типа.

«КРАБ» ИНЖЕНЕРА НАЛЕТОВА

В самый разгар первой мировой войны, в июле 1915 года, у турецких берегов в районе Босфора стали появляться таинственные минные заграждения. Дозорные турецкие корабли и береговые наблюдательные посты в море никаких минных заградителей не обнаруживали. Мины продолжали появляться, вводя турок в заблуждение. В первых числах июля турецкие тральщики начали контрольное траление фарватеров у входа в Босфор. 3 июля 1915 года командующему турецким флотом доложили о полной ликвидации таинственного заграждения. Однако на следующий день на

«вытраленном» фарватере подорвалась возвращавшаяся в Босфор турецкая канонерская лодка «Иса — Рейс». И хотя она не погибла, турки были основательно взбудоражены: мины, поставленные с неизвестного корабля, затрудняли доставку морем угля и армейских соединений. Лишь через некоторое время, когда удалось наконец выловить одну из мин, турки поняли, что мины поставлены с подводной лодки специальной конструкции.

Мины были выставлены новым типом боевого корабля — первым в мире русским подводным минным заградителем. Этим заградителем был потаенный «Краб» инженера Налетова, заложенный в Николаеве в 1909 году.

За постановку этого заграждения командир лодки старший лейтенант Л. К. Феншоу был произведен в капитаны 2-го ранга, другие офицеры заградителя — П. А. Монастырев, В. В. Крузенштерн были тоже повышены в звании и получили георгиевское оружие, георгиевскими крестами и медалями был награжден почти весь экипаж заградителя.

За время войны «Краб» выставил не одно заграждение перед Босфором. 5 июля 1915 года германский крейсер «Бреслау», обходя заграждение, поставленное «Крабом», подорвался иа минах, поставленных в декабре 1914 года русскими надводными заградителями.

После своего первого похода заградитель выставил еще минное заграждение у Босфора для обеспечения безопасности перехода нового линкора «Императрица Мария» из Николаева в Севастополь. Летом 1916 года «Краб» вместе с подводными лодками «Нерпа» и «Тюлень», эсминцами «Пронзительный», «Гневный», «Беспокойный» и «Дерзкий» участвовал в постановке целого ряда новых заграждений у Босфора. Немцы и турки охотились за неуловимым заградителем с помощью самолетов, но потопить «Краб» они не смогли. 28 августа 1916 года заградитель два раза подвергался атакам с воздуха. В первый раз атаку помог отбить находившийся поблизости эсминец «Гневный», причем он попал снарядом в самолет, а в другой раз «Краб» успел вовремя погрузиться, и новая атака не удалась.

Из-за несовершенства керосиновых двигателей и неполадок в конструкции заградитель в конце 1916 года поставили на капитальный ремонт, но он так и не был завершен. Перед бегством из Севастополя в 1919 году английские интервенты затопили все находившиеся там русские подводные лодки, в том числе и «Краб». В 1935 году водолазам-эпроновцам удалось поднять его с глубины 50 м, и Налетов, живший тогда в Ленинграде, разработал проект восстановления и модернизации своего детища. Однако план его был признан нецелесообразным.

ОН БЫЛ ПЕРВЫМ В МИРЕ

Прошло более полувека с тех пор, как подводный минный заградитель «Краб» вышел на первую минную постановку к Босфору... Более четверти века минуло с того момента, как перестало биться сердце замечательного русского патриота и талантливого изобретателя Михаила Петровича Налетова. Но его имя не может быть забыто. М. П. Налетов по праву должен занять почетное место среди выдающихся изобретателей в области мировой военно-морской техники.

Действительно, по образцу небольшого подводного заградителя водоизмещением всего в 25 т с четырьмя минами, строившегося Михаилом Петровичем в осажденном Порт-Артуре, в короткий срок был создан подводный минный заградитель в 533 т с 60 минами, ставший боевой подводной лодкой!

Из иностранных держав Германия первая оценила важность изобретения М. П. Налетова: во время первой мировой войны немцы построили 212 подводных минных заградителей. На каждом из них насчитывалось от 12 до 18 мин. Лишь большие подводные заградители U-71 — U-80 имели по 36 мин и U-117 — U-121 — по 42-48 мин.

Но не только по количеству мин превосходил германские заградители наш «Краб». Немцы, ие зная устройства Налетова для постановки мин, создали свое, которое состояло из шести специальных колодцев, расположенных с уклоном к корме лодки под углом 24°. В каждом из таких колодцев помещалось по две-три мины. Верхние и нижние концы колодцев были открыты. При подводном ходе заградителя струи воды толкали мины к нижним отверстиям колодцев, что облегчало постановку мин. Следовательно, германские подводные заградители ставили мины «под себя». В силу этого они иногда становились жертвами собственных мин. Так погибли заградители UC-9, UC-12, UC-32, UC-44 и UC-42, причем последний заградитель погиб уже в сентябре 1917 года, то есть спустя два года после вступления в строй первых германских подводных заградителей такого типа.

Погибших германских подводных заградителей по этой причине, вероятно, было больше чем пять, так как часть их «пропала без вести», и не исключена возможность, что некоторые из них погибли на собственных мииах при их постановке.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Длина подводного минного заградителя «Краб» составляла 52,8 м, ширина — 4,3 м, осадка — 4,0 м, водоизмещение надводное — 512 т. подводное — 722 т. Двигателями для надводного хода служили четыре керосиновых мотора мощностью по 300 л. с. каждый, для подводного хода — два электромотора по 330 л. с. Скорость хода в надводном положении достигла 11 узлов, под водой — около 7 узлов. Предельная глубина погружения — 46 м.

Вооружение «Краба» — 60 гальваничесних мин заграждения, 4 торпеды (5100x450), 1 орудие (75 мм) и два пулемета.

Экипаж минного заградителя насчитывал 49 человек.

ОТ РЕДАКЦИИ

Чертежи модели первого в мире подводного минного заградителя «Краб» разработаны по архивным материалам старейшим советским моделистом капитаном дальнего плавания Иваном Алексеевичем Максимихиным, уже хорошо известным читателям нашего журнала. Работа проводилась под наблюдением кандидата технических наук инженера-капитана 1-го ранга Николая Александровича Залесского — автора наиболее полной и точной монографии об этом удивительном корабле («Краб» — первый в мире подводный заградитель». Ленинград, «Судостроение», 1967).

Учитывая, что технология изготовления модели «Краба» очень схожа с технологией модели подводной лодки «Пантера («МК», 1970. № 7), мы ее не публикуем.

Модель «Краба» может быть сделана действующей. Для этого обязательным условием должна быть небольшая остаточная положительная плавучесть.

Плавающую модель подводного минного заградителя можно сделать в Масштабе 1 :100 с микродвигателем ДП-10, работающим через редуктор на два винта. Можно изготовить ее и в масштабе 1 : 50. При этом ее водоизмещение составит примерно 4,5 кг. Это позволит в корпусе лодки разместить электромотор МУ-30 с 16 батарейками КБС.



1 — флагшток, 2 — гюйс, 3 — леерные стойки, 4 — леера палубные, 5 — якорь Холла, 6 — клюз, 7 — клюзовая труба, 8 — якорная цепь, 9 — стопор Легофа, 10 — якорный шпиль, 11 — кнехты, 12 — пулемет, 13 — кран-балка, 14 — люк палубный, 15 — пушка, 16 — волнорез, 17 — иллюминаторы, 18 — рубка, 19 — скоб-трап, 20 — топовый огонь, 21 — нактоуз компаса, 22 — штурвал, 23 — телескопическая мачта, 24 — входной люк рубки, 25 — ввод антенн, 26 — перископ, 27 — верхний кильватерный огонь, 28 — спасательный круг, 29 — вентиляционная труба, 30 — антенна, 31 — выхлопная труба керосиновых двигателей, 32 — вентиляционная труба кормовых отсеков, 33 — телескопическая мачта, 34 — киповая планка, 35 — кормовой флагшток, 36 — кормовой флаг, 37 — гакобортный огонь, 38 — минные амбразуры, 39. — перо руля, 40 — гребные винты, 41 — ограждение кормовых горизонтальных рулей, 42 — корпус, 43 — свинцовый балласт, 44 — ограждение носовых горизонтальных рулей, 45 — клюз-ниша подводного якоря, 46 — носовые торпедные аппараты, 47 — кормовые горизонтальные рули, 48 — кормовой палубный люк, 49 — средние шпигаты легкого корпуса, 50 — бортовые отличительные огни, 51 — стакан для кран-балки, 52 — палубный люк для загрузни торпед, 53 — носовые горизонтальные рулк; а — крышка амбразуры, б — якорь мины, в — мина, г — червячный вал.



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1971, №6
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100