ЛЮБИМЫЙ КОРАБЛЬ ПЕТРА «ИНГЕРМЛАНД»

ИНГЕРМАНЛАНДИЯ. Ингрия или Ижорская земля — страна по берегам Невы и по побережью Финсиого залива, входившая в состав Вотской или Водской пядины Новгородской земли. Относительно происхождения названия были два объяснения: или оно связано с именем князя Игоря (по Якимовской летописи — Ингорь), или с именем шведской царевны и супруги Ярослава Ингегерды, согласно сагам получившей во владение область старой Ладоги.

В 1702 году началось завоевание Ингерманландии Петром Великим, которое в 1704 году было уже закончено. Одновременно она стала формироваться в новую Ингерманландскую губернию. Но название это продержалось недолго, и уже в первые годы по учреждении губернии она стала именоваться Санкт-Петербургской, что окончательно утвердилось за ней росписью губерний 1719 года.

ЛЮБИМЫЙ КОРАБЛЬ ПЕТРА «ИНГЕРМЛАНД» был спущен на воду в мае 1715 года. Строили этот замечательный линейный корабль на адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге. В него вложил Петр Первый свой гений, свои знания, свои надежды и удивительную энергию.

Перед великим государем цель стояла ясная и огромная — создать русский флот, способный противостоять врагам. От этого зависел исход Великой Северной войны со Швецией, продолжавшейся более двадцати лет (1700-1721). И Русское государство во главе с Петром I достигло поразительных успехов в создании могущественного военно-морского флота. Русские научились уже строить линейные корабли и фрегаты не хуже голландцев и англичан, обходясь без помощи иностранцев.

Свидетельством этих успехов стал «Ингерманланд», 64-пушечный линейный корабль.

Над его чертежами работал сам Петр I. Адмирал только что созданного русского флота хотел иметь корабль, в котором бы высокие боевые свойства сочетались с отличной мореходностью. Не случайно поэтому для «Ингерманланда» был выбран III ранг — самых быстроходных, маневренных и в то же время мощных кораблей. В ХVIII веке все корабли делились на ранги: I ранг — 100-пушечные, II ранг — 90-80-пушечные, III ранг — 64-пушечные и IV ранг . — 54-пушечные. Пушки помещались на палубе вдоль бортов, в которых были отверстия — пушечные порты. Чтобы корабль был устойчив, легкие орудия ставили на верхних палубах, тяжелые — на нижних.

«Ингерманланд» имел мощное по тем временам артиллерийское вооружение — 64 орудия, отлитых специально для детища Петра. На нижнем деке (гондек) стояли 24-30-фунтовых орудия, на верхнем (опордек) — 24 — 16-фунтовых на шканцах — 14 — 4-фунтовых на баке (форкастель) — 2-4-фунтовых орудия.

Корабль имел внушительные для того времени размеры: длину — 52 м, ширину — 14 м, глубину трюма — 6 м. Оригинальна и нова была конструкция корпуса: строители отказались от традиционно крутой и высокой кормы. Шпангоуты поднимались от воды почти вертикально вверх, загибаясь вверху внутрь судна, — это гарантировало ему большую остойчивость. Такой корабль трудно было взять на абордаж — излюбленный тогда тип морского боя. Правда, завал шпангоутов уменьшал ширину верхней палубы, затрудняя управление парусами и действия канониров у орудий. Кроме того, в волну «Ингерманланд» серьезно качало с борта на борт.

Корабельный мастер Козенц под руководством Петра добился для «Ингерманланда» совершенного парусного вооружения. Высокие, прочные мачты и реи, изящный покрой парусов, пропорциональность всего рангоута и такелажа придали кораблю удивительную стройность и легкость. «Ингерманланд» олицетворял красоту и мощь юного русского флота.

Золотой штандарт Петра взвился на его мачте. Вице-адмирал российского флота выбрал «Ингерманланд» флагманом. В первом же плавания корабль показал великолепные мореходные качества — при свежем ветре он шел со скоростью 8 узлов — и завоевал окончательно сердце гениального флотоводца.

До 1721 года во всех кампаниях — 1716, 1717, 1718, 1719 и 1721 годов — над «Ингерманландом» развевался царский штандарт Петра Первого. Корабль неизменно шел во главе мощного русского флота навстречу долгожданной победе над Швецией.

30 августа 1721 года был заключен Ништадскнй мир. Окончание Северной войны отметили в Петербурге грандиозным морским парадом. Во главе линии кораблей стоял флагман российского флота «Ингерманланд». Принимал парад дедушка русского флота — ботик Петра. Здесь же вице-адмирал Петр Первый «в знак понесенных трудов в сию войну» был произведен в полные адмиралы.

Тип 64-пушечного линейного корабля оказался столь удачным, что просуществовал в русском флоте почти 70 лет — было построено по типу «Ингерманланда» более 60 кораблей. На них был совершен под командованием адмирала Сенявина первый дальний поход русского флота в Средиземное море.

А что же любимый корабль Петра? В 1721 году Петр приказал специальным указом хранить «Ингерманланд» для памяти потомства. После смерти императора около четверти века простоял корабль у стенки в Кронштадте. Позже правление царей-временщиков привело к полному упадку флота. Никому не было дела до петровских наказов. Корабль — драгоценнейшая реликвия — пришел в запустение, полузатонул, хоть и простоял еще лет пятнадцать. В 1764 году «Ингерманланд» был разобран.

И. ИВАНОВ

Реконструкция модели корабля «Ингерманланд» проводилась И. А. Ивановым в течение нескольких лет по подлинным чертежам, картинам, рисункам и гравюрам того времени.

Публикуемые рисунки сделаны автором по просьбе журнала и являются несколько упрощенной схемой подробных чертежей корабля.





ЧЕРТЕЖИ И ДЕТАЛИРОВКИ КОРАБЛЯ: 1 — княвдигед с носовым украшением; 2 — степс; 3 — крамбол; 4 — судовой колокол; 5 — руслени; 6 — усиленная обшивка (бархоут); 7 — ахтерштевень; 8 — перо руля; 9 — галерея; 10 — кормовые фонари; 11 — флагшток; 12 — спардек; 13 — бак; 14 — шканцы; 15 — барказ; 16 — утка; 17 — нагельная планка; 18 — кофель-планка; 19 — шпиль; 20-16-фунтовое орудие; 21 — 4-фунтовое орудие; 22 — входной люк; 23 — румпель и правило; 24 — 30-фунтовое орудие.

РАНГОУТ: 25 — бушприт; 26 — блинда-марс; 27 — мачта на бушприте; 28 — стеньга на бушприте; 29 — блинда-рей; 30 — бом-блинда-рей; 31 — фок-мачта; 32 — фор-марс; 33 — фор-салинг; 34 — фор-брам-стеньга; 35 — клотик; 36 — фока-рей; 37 — фор-марса-рей: 38 — фор-брам-рей; 39 — грот-мачта; 40 — эзельгофт фок-мачты; 41 — эзельгофт грот-мачты; 42 — грот-стеньга; 43 — грот-салинг; 44 — грот-брам-стеньга; 45 — грот-бом-брам-стеньга; 46 — грота-реи; 47 — грот-марса-рей; 48 — грот-брам-рей; 49 — бизань-мачта: 50 — грот-марс; 51 — бизань-марс; 52 — бизань-стеньга; 53 — «рюйс-салинг; 54 — крюйс-брам-стеньга; 55 — бизань-рей; 56 — бегин-рей; 57 — крюйс-марса-рей.

ПАРУСА И БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ: 58 — блинд; 59 — бом-блинд; 60 — фок; 61 — фор-марсель; 62 — фор-брамсель; 63 — грот; 64 — грот-марсель; 65 — грот-брамсель; 66 — бизань; 67 — крюйсель; 68 — блинда-шкот; 69 — бом-блинда-шкот; 70 — блинда-фал; 71 — бом-блинда-фал; 72 — фока-шкот; 73 — фока-фал; 74 — фока-нок-гордени; 75 — фока-бак-гордени; 76. — шпрюйт-фока-булини; 77 — фока-марс-шпрюйт-булини; 78 — фока-брам-шпрюйт-булинь;. 79 — фор-марса-гордени; 80 — фока-марс-нок-гордени; 81 — грота-шкот; 82 — гитовы.

СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ: 83 — фок-ванты; 84 — грат-ванты; 85 — бизань-ванты; 86 — фор-стень-ванты; 87 — грот-стень-ванты; 88 — крюйс-стень-ванты; 89 — - блинда-ванты; 90 — фока-штаг; 91 — грота-штаг; 92 — бизань-штаг; 93 — фор-стень-штаг; 94 — грот-стень-штаг; 95 — бизань-стань-штаг; 96 — фор-брам-штаг; 97 — грот-брам-штаг; 98 — крюйс-брам-штаг; 99 — грот-бом-брам-штаг; 100 — фор-стень-бакштаг; 101 — грот-стень-бакштаг; 102 — крюйс-стень-бакштаг; 103 — штаг-тали; 104 — тали.

БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ РАНГОУТА: 105 — грота-брасы; 106 — грота-марса-брасы; 107 — грот-брам-марса-брасы; 108 — грот-топенанты; 109 — грот-марса-топенанты; 110 — грот-брам-марса-топенанты; 111 — крюйс-топенанты; 112 — крюйс-марса-топенанты; 113 — блинд-топенант; 114 — дирик-фал.









Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1970, №2
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100