ПОДВИГ “БРИЛЛИАНТА”

В. КОММУНАРОВ, капитан 1 ранга

У советских моряков много славных традиций. Одна из них заключается в том, что имя геройски погибшего корабля или отслужившего свой век прославленного ветерана отдается новому кораблю, принимающему вахту по охране морских рубежей нашей Родины.

Сегодня мы рассказываем о судьбе корабля с названием “Бриллиант”...

“...Для отдания воинских почестей героизму, мужеству и самоотверженности моряков-пограничников на местах их героических боев установить координаты мест боевой славы:

а) широта 68°45'C, долгота 42°55'В — место гибели пограничного сторожевого корабля “Жемчуг” 11 августа 1941 года при несении боевого дозора;

б) широта 76°09'02С, долгота 87°47'В — место гибели пограничного сторожевого корабля “Бриллиант” 23 сентября 1944 гада при конвоировании советских транспортов.

Моряки-пограничники до конца выполнили свой воинский долг. Корабли погибли, но не спустили перед врагом военно-морской флаг”.

(Из приказа командующего Краснознаменным Северным флотом)

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ КОРАБЛЬ?

Сторожевой корабль уходил в необычный поход — поход к координатам боевой славы. Красив современный “Бриллиант”. Красив и грозен. Всему его облику присуща основательность боевой крепости и в то же время стремительность и легкость.

Как известно, при закладке корабля в его киле оставляют маленькую полоску серебра с его названием и датой закладки. Таков обычай. С килевой планки начинается корабль. А экипаж?

Нашим кораблем командует капитан II ранга Борис Николаевич Добряков. Его экипаж принял на свои плечи не только доброе имя и славные дела предшественников, но и ответственность за продолжение их боевых традиций.

Сколько нелегкого будничного труда, следов которого не найдешь теперь ни в каких официальных документах, вкладывает дружный экипаж, чтобы вдохнуть жизнь в сложнейшие приборы и механизмы, чтобы сердце корабля забилось в такт с сердцами тех, кто стоит на ходовом мостике, у реверсов, пультов управления и генераторов. И душой всех начинаний выступают коммунисты и комсомольцы.

Встав на почетную вахту в честь 65-летия Пограничных войск, экипаж третьего “Бриллианта” взял на себя новые обязательства по совершенствованию боевой и политической подготовки,

И это будет в традициях первого сторожевика с тем же названием, принявшего свой последний бой за несколько дней до полного освобождения Советского Заполярья...

БОЕВАЯ ХРОНИКА “БРИЛЛИАНТА”

“Я принял “Бриллиант” в январе 1938 года, — вспоминает капитан 1 ранга в отставке Б. И. Чернышев. — Строила его наши замечательные комсомольцы, он так и числился — молодежный... Это был хорошо вооруженный, быстроходный по тому времени корабль типа БТЩ. Возвышенный полубак, низко стелющийся над водой ют. На полубаке орудие с длинным стволом — “сотка”, кроме того, три 37-мм автомата и шесть пулеметов. Радовало нас и штурманское оборудование: гирокомпас, новинка тех лет — радиопеленгатор, электролаг и электрическое рулевое управление”,

Первое по-настоящему боевое крещение корабль получил в финскую кампанию, участвуя в проводке транспортов с войсками и техникой, поддерживая огнем высадку десанта в Лиинахамари.

...1941 год, первый бой с фашистами. Экипажу “Бриллианта” пришлось вступить в него задолго до дня, который мы считаем датой начала Великой Отечественной войны. Свидетельствуют документы: “...30 мая 1941 года “Бриллиант” нес службу по охране границы в районе губы Орлоака. В 20 часов 25 минут наблюдатель корабля по курсу 76° на расстоянии 2—3 км обнаружил неизвестный самолет. На корабле сыграли боевую тревогу, открыли огонь...” Самолет попытался атаковать сторожевик, но плотный огонь зенитчиков вынудил его уйти. Дважды еще пришлось в тот день пограничникам отражать атаки фашистских стервятников.

22 июня 1941 года. Боевая тревога подняла всех на ноги в 3 часа 50 минут, и когда из-за сопок вынырнул вражеский бомбардировщик, его встретили сильным зенитным огнем. Самолет попытался прорваться к кораблям, но задымился и упал в море.

Это была первая победа экипажа “Бриллианта” над врагом.

— В начале войны сторожевых кораблей на Северном флоте было немного, и это возлагало большую ответственность на пограничные суда, так как они с успехом могли выполнять функции противолодочных кораблей, — рассказывает бывший командир отряда, контр-адмирал в отставке А. И. Дианов. — Поэтому и легла на них основная тяжесть службы в боевом дозоре, в поиске подводных лодок, охране и сопровождении союзных конвоев. Достаточно напомнить, что только в 1941 году нами было уничтожено семь подлодок и десять самолетов врага. И здесь я особо хотел бы отметить экипаж “Бриллианта”.

...12 июля 1941 года в 19 часов 48 минут наблюдатели обнаружили бурун подводной лодки. Сторожевик полным ходом устремился к месту ее погружения, начал бомбометание. От первого залпа глубинных бомб на поверхности воды появились масляные пятна. После второго произошел сильный подводный взрыв. С лодкой было покончено.

Военный совет Северного флота объявил благодарность экипажу “Бриллианта”.

...14 июля 1941 года пограничные корабли “Бриллиант” и “Жемчуг”, эскортировавшие караван наших транспортов в районе губы Савихи, обнаружили еще одну немецкую подводную лодку. Корабли прошли над ней и сбросили несколько глубинных бомб. Они разорвались точно над лодкой и рядом с нею. Субмарина разломилась, и отдельные ее части были выброшены на поверхность.

На рассвете 17 июля 1941 года фашистские горно-егерские дивизии начали отчаянное наступление вдоль дороги Печенега — Мурманск. Завязались жестокие бои. Гитлеровцы стремились во что бы то ни стало захватить полуострова Средний и Рыбачий и выйти к Кольскому заливу: их конечной целью был Мурманск

Через сутки для поддержки наших войск, оборонявших Средний и Рыбачий, пришли эсминец “Смерч” и пограничные корабли “Бриллиант” и “Айсберг”. Шесть часов вели они огонь по врагу, подавили несколько артиллерийских и минометных батарей, накрыли большое скопление пехоты. Атаки фашистов, стремившихся прорваться через хребет Муста-Тунтури, были отбиты. Поддержанные огнем корабельной артиллерии, части Красной Армии остановили дальнейшее продвижение врага и сорвали его планы.

Выполнив задание, наши корабли начали отходить. В это время появилось более сорока фашистских пикирующих бомбардировщиков. “Смерч” и “Айсберг” успели уйти в полосу тумана. “Бриллиант” не успел, и весь удар пришелся на него...

В вахтенном журнале легла торопливая запись: “Атакованы бомбардировщиками противника. Пикируют по три одновременно, фронтом. Сбросили несколько бомб. Одна бомба разорвалась по носу, в 50 метрах, вторая—в 40 метрах, третья сзади по корме в 70 метрах... От сильных взрывов весь корабль накрыло водой, грязью, осколками... От сотрясения в магистралях питьевой воды открылась течь...

Самолеты атакуют волна за волной... Ведем ураганный огонь из орудий и ДШК. На исходе боеприпасы...”

Два часа длился неравный бой, в течение которого “Бриллиант” отразил восемь массированных атак с воздуха, сбив при этом Ю-87. Потерь в личном составе не было, на базу корабль вернулся своим ходом.

Опыт первых боев закалил моряков. Забывая об отдыхе, в редкие минуты затишья они ремонтировали материальную часть, латали пробоины в корпусе, готовились к новым испытаниям.

...Это случилось 12 мая 1942 года, когда “Бриллиант” стоял на якоре Иоканьского рейда. Три “юнкерса”, углубившись в тундру, зашли со стороны солнца и внезапно появились над сторожевиком. На корабль полетели бомбы.

Экипаж героически отражал атаки. Осколки оставляли рваные раны на корпусе корабля. Моряки отчаянно боролись с огнем, но спасти корабль было невозможно. Вода поступала в трюм через пробоины у ватерлинии. Откачивать ее было нечем... “Бриллиант” неумолимо погружался в ледяную пучину. Экипаж вынужден был оставить корабль.

За отвагу и мужество в этом бою правительственных наград были удостоены старший лейтенант Добрик, лейтенант Гаврилов, старшина 1-й статьи Волков, краснофлотцы Гальцов, Кочнев и многие другие.

Четыре месяца спустя водолазы подняли “Бриллиант” с морского дна. Более 800 пробоин насчитали только в левом его борту. Израненный сторожевик отбуксировали в Архангельск и поставили на ремонт. “Бриллиант” готовили к новым боям с врагом.

ЦЕНОЙ ЖИЗНИ

Перевернем самую героическую и вместе с тем самую трагическую страницу биографии первого “Бриллианта”.

Об этом не поведают последние записи вахтенного журнала, лишь в памяти очевидцев последние минуты жизни, последний подвиг экипажа.

...22—24 сентября 1944 года из моря Лаптевых через пролив Вилькицкого к Диксону шел конвой в составе четырех тральщиков, семи кораблей охранения и транспортов, груженных боезапасом и продовольствием для фронта.

23 сентября в 1 час 13 минут командир “Бриллианта” старший лейтенант М. С. Махоньков доложил по радио, что обнаружил вражескую подводную лодку. Корабли охранения плотным кольцом окружили транспорты, не давая возможности поразить их. Тем временем субмарина искала хоть какую-нибудь брешь, чтобы нанести стремительный удар по охраняемым судам.

Торпеда! Светящийся след от нее первым обнаружил сигнальщик с “Бриллианта”. Смертоносное веретено шло стороной—оно было нацелено на транспорт “Революционер”, где находился штаб конвоя.

Махоньков не раздумывал, “Бриллиант” увеличил скорость и...

Когда тишина вновь воцарилась над морем, в охранении ордера шло шесть кораблей. Экипаж седьмого принял смерть, чтобы уйти в бессмертие... О тех незабываемых мгновениях рассказывает капитан 1 ранга в отставке Б. Валинский, бывший командир СКР-23 “Рубин”:

— Когда мы подошли к месту гибели корабля, то увидели на воде большое соляровое пятно, две шлюпки, залитые водой, несколько пробковых матрацев и деревянные обломки. Людей не было. На итоговом разборе похода по поводу гибели “Бриллианта” все офицеры высказали единое мнение: “Махоньков, заметив след торпеды, направленной в транспорт, преградил ей путь бортом своего корабля. Обладая хорошей маневренностью и большим запасом скорости по сравнению с той, которой шел конвой, “Бриллиант” мог легко уклониться от торпеды, но тогда она поразила бы транспорт с грузом для фронта. И коммунист Махоньков принял решение”.

В точку координат боевой славы третий “Бриллиант” вышел на рассвете. Звучит сигнал большого сбора. За минуту до подхода к священному месту включается сирена, приспускается флаг. Корабль ложится в дрейф, начинается митинг, посвященный перекличке поколений моряков-пограничников Заполярья.



ПОГРАНИЧНЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ “БРИЛЛИАНТ”

И вот наступает волнующая минута. Командир “Бриллианта” и его комсорг заполняют склянки морской водой: отныне они станут дорогими реликвиями в Музее боевой славы бригады и в ленинской каюте корабля, напоминанием о тех, кто не дожил до Победы, кто отдал свою жизнь ради жизни и счастья других. И вслед за Б. Добровым, который от имени экипажа произносит слова клятвы на верность партии и народу, над морем троекратным эхом разносится:

— Клянемся!

Третий “Бриллиант” снимается с дрейфа, совершает прощальный круг и берет курс к родным берегам...

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПСК-29 “БРИЛЛИАНТ”

Длина наибольшая, м . . . 67,5
Ширина, м ........ 7,3
Осадка, м ........ 2,2
Водоизмещение, т . . . 600/1000
Скорость, узл ...... 16,8
Мощность дизелей, л. с. . 2Х1100
Экипаж, чел. ....... 68

ВООРУЖЕНИЕ

артиллерийское: 1 102-мм орудие, 3 37-мм зенитных морских пушки, 2 12,7-мм пулемета на турелях;
минное: рельсы и кормовой скат;
бомбовое: 2 -лотковых бомбосбрасывателя, 2 бомбомета;
химическое: 6 морских больших дымовых шашек (МБДШ) в корзинах.



ПОГРАНИЧНЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПСК-29 “БРИЛЛИАНТ”: 1 — гюйс-шток со штаговым огнем и буксирным клюзом, 2 — леерное ограждение, 3 — шпиль, 4 — 102-мм орудие, 5 — рында, 6 — антенна радиопеленгатора, 7 — главный магнитный компас, 8 — дальномер, 9 — топовый огонь (белый), 10 — сигнальный прожектор, 11 — пограничные огни (два зеленых), 12 — фок-мачта, 13 — клотиковый огонь (два красных и один белый), 14 — лучевая радиоантенна, 15 — световая крышка (15 шт.), 16 — световой фонарь носового машинного отделения, 17 — спасательный круг (8 шт.), 18 — аварийный пластырь, 19 — тифон, 20 — кожух дымовой трубы, 21 - световой фонарь кормового машинного отделения, 22 — грот-мачта, 23 — верхний кильватерный огонь (белый), 24—флагманский огонь (белый), 25—брейд-вымпел командира соединения кораблей пограничных войск, 26 —.военно-морской флаг кораблей пограничных войск, 27 — прожектор, 28 — трап, 29 — зенитные артиллерийские установки (3 шт.), 30 — глубинные бомбы (16 шт.), 31 — корзина для МБДШ (морских больших дымовых шашек) (2 шт.), 32—МБДШ (6 шт.), 33—ходовой гакабортный огонь (белый), 34 — нижний кильватерный огонь (белый), 35 — якорный гакабортный огонь (белый), 36 — флагшток, 37 — перо руля, 38 — гребные винты (2 шт.), 39 — кронштейн гребного вала, 40 — гребной вал, 41 — якорь Холла, 42 — горловина элеватора снарядов, 43 — репитеры гирокомпасов (2 шт.), 44 — буксирный рым, 45 — минные скаты (2 шт.), 46 — лотковый бомбосбрасыватель (2 шт.), 47 — минные рельсы, 48 — бомбометы (2 шт.), 49 — вьюшка для стального троса, 50 — люки (6 шт.), 51 — кранцы первых выстрелов, 52 — кормовая надстройка, 53 — пожарный рукав (4 шт.), 54 — двери (9 шт.), 55 — кранцы первых выстрелов (2 шт.), 56 — сходня, 57 — ростры, 58 — шлюпки ял-6 (2 шт.), 59 — поворотные шлюпбалки (4 шт.), 60 — кнехты (8 шт.), 61 — киповые планки (8 шт.), 62 — ванты, 63—трапы (2 шт.), 64 — трап, 65 — 12,7-мм пулеметы (2 шт.), 66 — привальный брус, 67 — фут-штоки (2 шт.), 68 — ходовой мостик, 69 — вьюшки (2 шт.), 70 — вентиляционные головки (14 шт.), 71 — световой фонарь кубрика, 72 — палубные цепные клюзы (2 шт.), 73 — люки (2 шт.), 74 — стопор Легофа (2 шт.), 75 — якорные палубные клюзы (2 шт.), 76 — контроллер шпиля, 77 — ящик с сигнальными флагами, 78 — машинный телеграф, 79 — штурвал, 80 — приборы (2 шт.), 81 — бортовые отличительные огни (правый зеленый, левый красный). Поз. 77—80 на стр. 13,









ОКРАСКА МОДЕЛИ

Красят модель в следующие цвета: корпус ниже ватерлинии, перо руля, противопожарный инвентарь и половину спасательного круга — красный (под свинцовый сурик); надводный борт корпуса, мачты, надстройки, дымовую трубу, двери, крышки люков, кранцы первых выстрелов, штурманское оборудование и шпиль с контроллером — серый (шаровый); главную палубу и палубы надстроек — коричневый (под цвет железного сурика); ватерлиния, ноки мачт и рей, бортовой номер — белый, кнехты, якоря, стопора, шпиль, киповые планки, козырек дымовой трубы, дымовые шашки и глубинные бомбы —приглушенный черный; сходню, деревянный настил палубы и решетки покрыть мебельным лаком. На спасательных кругах пишется название корабля — “Бриллиант”.

РАЗМЕРЕНИЯ И МАСШТАБЫ МОДЕЛИ

 

Масштабы

Основные элементы

1 :50

1 :75

1 :100

1 :150

1 :200

Длина, мм

1350

900

675

450

337

Ширина, мм

140

93

70

46

35

Осадка, мм

44

29

22

14

11

Водоизмещение, кг

5,28

1,56

0,66

0,19

Время прохождения 50-метровой дистанции (масштабная скорость), с

45

55

60

75

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1983, №5
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100