ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ ПАРУСНОГО ФЛОТА

И. ИВАНОВ, Москва

Последняя серия военных парусных кораблей Черноморского флота была спущена на воду в России во второй половине XIX века. «Двенадцать апостолов», «Париж», «Великий князь Константин» — трехдечные линейные корабли — воплотили в себе последние достижения мирового парусного судостроения. Талантливый русский корабельный инженер Степан Иванович Чернявский строил их по инициативе и под наблюдением главного командира Черноморского флота адмирала М. П. Лазарева, который внес много новшеств в конструкцию линейных кораблей. Был усовершенствован набор корпуса, его обводы, введена закругленная корма, изменен угол наклона форштевня, усилена артиллерия. Корабли стали более мореходными и маневренными.

В 1841 году со стапелей в Николаеве сошел «Двенадцать апостолов», в 1849 — «Париж», а в 1852 — «Великий князь Константин». Это были огромные парусные корабли водоизмещением более 5500 т, длиной 63 м, шириной 18 м. Большие размеры давали возможность установить максимальное количество орудий на кораблях, которые получили по классификации того времени первый, то есть 120-пушечный, ранг. Фактически на них было установлено по 130 орудий. Не только количество, но и огневая мощь пушек делали корабли этой серии самыми сильными в мире. Специально были отлиты 68-фунтовые орудия с бомбами ударного действия. Они стояли на нижних палубах и предназначались для разрушения корпусов вражеских кораблей. Установленные на носу и корме, 36-фунтовые длинные пушки должны были обстреливать преследуемые или преследующие суда. С верхней палубы 36-, 24-и 18-фунтовые пушки-карронады поражали неприятельские команды.

Несмотря на огромные размеры, корабли имели совершенные обводы и изящный корпус. Большая площадь парусов, стройный рангоут и крепкий такелаж позволяли им развивать скорость 10 узлов. Корабли были очень красивы. Недаром замечательный русский художник-маринист И. К. Айвазовский на восьми картинах изобразил «Двенадцать апостолов».

По боевой подготовке «Двенадцать апостолов» под командованием В. А. Корнилова был ведущим кораблем Черноморского флота. Введенная Корниловым система тренировки и обучения личного состава корабля стала образцом для всего русского военного флота. Благодаря ей морские артиллеристы достигали высокой скорострельности и меткости. Например, из 68-фунтовых орудий могли производить в среднем по одному выстрелу в минуту. По тем временам это была рекордная скорострельность. Морская выучка офицеров и матросов достигла такого совершенства, что огромные корабли ходили даже при свежем ветре предельно сомкнутой линией.

18 ноября 1853 года корабли этой серии участвовали в знаменитом сражении при Синопе — последнем бою парусных военных флотов. Трехдечные 120-пушечные линейные корабли составляли ядро русской эскадры. Огонь их орудий за двадцать минут сжег лучшие корабли турецкого крейсерного флота. Турки сражались отчаянно, но русские бомбы производили на их судах страшные разрушения: разрывались внутри корпуса, вызывали пожары и взрывы пороховых камер.

Синопский бой имел большое значение для развития военного кораблестроения. Стало очевидно, что из-за возросшей мощи артиллерии парусный деревянный корабль отжил свой век.

Синопская победа — лебединая песня парусного военного флота.

Когда объединенные силы Турции, Англии, Франции и других союзных с ними держав осадили в 1854 году Севастополь, команды этих замечательных кораблей построили на берегу батареи и установили орудия со своих кораблей, чем усилили оборону. Батареи носили названия «Двенадцатиапостольской», «Парижской» и т. д. Защищая на суше Севастополь, они вписали немеркнущие страницы в историю русского военного флота.

Реконструкция модели корабля «Двенадцать апостолов» проводилась автором в течение нескольких лет по подлинным чертежам строителя корабля капитан-лейтенанта Чернявского, картинам и рисункам Айвазовского и литографиям Прохорова.

Публикуемые рисунки являются несколько упрощенной схемой подробных чертежей корабля, сделанных автором.

ОКРАСКА МОДЕЛИ

Борта, фальшборт и крышка пушечных портов покрываются черной краской, полоса пушечных портов — чисто белей, внутренняя часть фальшборта — темно-зеленой, подводная часть корпуса — в цвет,

имитирующий медную обшивку. Носовое и кормовое украшения красятся под цвет золота. Мачты и реи делаются белыми, бугеля мачт и рей — черными, настил палубы должен иметь естественный цвет дерева.

Подробно о технологии изготовления парусного корабля можно прочитать в № 4 «МК» за 1968 год на стр. 38.



1 — княвдигет с носовым украшением; 2 — крамбол; 3 — коечные сетки; 4 — руслени; 5 — боканец; 6 — иллюминаторы орлоп-дека; 7 — пушечный порт гон-дека; 8 — пушечный порт мидепь-дека; 9 — пушечный порт опер-дека; 10 — пушечный порт квартор-дека; 11 — ют; 12 — парадный трап; 13 — кормовая галерея; 14 — фор-стеньги-стаксель; 15 — кливер; 16 — бом-кливер; 17 — фок; 18 — фор-марсель; 19 — фор-брамсель; 20 — фор-бом-брамсель; 21 — трисель; 22 — грот; 23 — грот-марсель; 24 — грот-брамсепь; 25 — грот-бом-брамсель; 26 — крюйсепь; 27 — крюйс-брамсель; 28 — крюйс-бом-брамсель; 29 — бизань; 30 — лиселя; 31 — фок-мачта; 32 — фор-марс; 33 — фор-стеньга; 34 — фор-салинг; 35 — фор-брам-стеньга; 36 — бом-утлегарь; 37 — утлегарь; 38 — эзельгофт бушприта; 39 — бушприт; 40 — мартин-гик; 41 — фока-реи; 42 — фор-марса-реи; 43 — фор-брам-рей; 44 — фор-бом-брам-рей; 45 — грота-рей; 46 — грот-марса-рей; 47 — грот-брам-рей; 48 — грот-бом-брам-рей; 49 — бегин-рей; 50 — крюйс-марса-рей; 51 — крюйс-брам-рей; 52 — крюйс-бом-брам-рей; 53 — бизань-гафепь; 54 — бизань-гик; 55 — лисель-спирты; 56 — световые люки; 57 — входные люки: 58 — 36-фунтовая пушка; 59 — карронады 24-фунтовые; 60 — боканец; 61 — ящик для сигнальных флагов; 62-68 — фунтовое бомбическое орудие; 63 — блоки; 64 — штурвал; 65 — нактоуз; 66 — штаги; 67 — ванты; 68 — фордукы; 69 — рама; 70 — бизань-марс; 71 — рыбины; 72 — эзельгофт; 73 — бугель; 74 — грот-мачта; 75 — чиксы; 76 — лонг-салинги; 77 — грот-стеньга; 78 — шлюпбалки; 79 — кренометр.











Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1968, №12
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100