Архив журнала Моделист-Конструктор
КРАТКИЙ МОРСКОЙ СЛОВАРЬ
Содержание
Абордаж тактический прием ведения морского боя времен гребного и парусного флота. Корабли сходились борт о борт, затем сцеплялись, и начинался рукопашный бой.
Андреевский флаг флаг русского военного флота, введенный Петром I. Представляет собой белое полотнище с синим крестом из двух перекрещивающихся по диагонали полос.
Арбалет лук с ложем, по которому скользила стрела. До введения артиллерии на судах ставили большие арбалеты, тетивы которых натягивали воротом. Малые арбалеты являлись ручным оружием. Стрелы к ним были как обычные, так и с зажигательной смесью.
Ахтерштевень кормовая оконечность корабля в виде рамы, составляющая продолжение киля.
Бак надстройка в носовой части палубы, идущая от форштевня и называемая иногда полубаком. На парусных судах баком называлось все пространство верхней палубы от форштевня до фок-мачты.
Бакштаги снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, дымовые трубы, шлюпбалки и т. д.
Баллер ось вращения руля, скрепленная с пером руля.
Балясина точеный реек, служащий ступенькой у штормтрапа.
Банка деревянная доска, служащая для укрепления шлюпки, а вместе с тем сиденьем для гребцов; место между двумя смежными бортовыми орудиями на парусных кораблях.
Барказы самые большие шлюпки, имеющие от 14 до 22 весел и парусное вооружение. Служат для перевозки большого числа команды, тяжелых грузов и высадки десантов.
Батоксы кривые, получаемые от пересечения поверхности судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости.
Бегин термин, относящийся к нижнему рею на бизань-мачте, к его брасам и топенантам (бегин-брас, бегин-топенант).
Бейфут кусок троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживается в обхват у мачты или стеньги. У нижних реев бейфуты бывают стальными, с вертлюгами.
Бизань косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхнюю шкаторину которого шнуруют к гафелю, а нижнюю растягивают по гику бизань-шкотом. Слово «бизань» прибавляется к названиям всех частей рангоута, такелажа и парусов, крепящихся на бизань-мачте. Исключение составляет нижний рей, когда на бизани, кроме косого паруса, есть прямые паруса. Такой рей будет называться «бегин-рей», а к деталям рангоута, находящимся выше марсовой площадки и на стеньгах, добавляется слово «крюйс».
Бизань-мачта задняя мачта у судов, имеющих три мачты и более.
Бикгед переборка в носовой части парусных судов, у которых бак не доходит до форштевня.
Бимсы поперечные связи судна, служащие для поддержания палуб; соединяют противоположные бортовые ветви шпангоутов и придают судну поперечную прочность.
Битенг чугунная или стальная литая полая тумба, установленная на палубе на пути движения якорной цепи. Якорную цепь обносят вокруг битенга, что уменьшает скорость отдачи якоря.
Блинд прямой парус на блинда-рее под бушпритом. Не употребляется с конца XVIII века.
Блинда-гафель отводы, горизонтально укрепленные у нока бушприта для разноса стоячего такелажа (утлегарь и бом-утлегарь бакштагов).
Блинда-фал снасть, с помощью которой поднимался блинд. Блинда-фал основывался двумя одношкивовыми блоками: один на середине блинда-рея, а другой у топа бушприта.
Блоки простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей и парусов. На судах употребляют блоки трех видов: металлические, деревянные с оковкой и деревянные без оковки. Существует много разнообразных блоков, которые различаются по назначению, форме и числу шкивов.
Боканцы старинное название шлюпбалок. На парусных судах с прямым вооружением небольшие выстрелы в носовой части, на концах которых укреплены блоки для тяги фока-галсов.
Бом слово, прибавляемое к названиям всех парусов, снастей, рангоутных деревьев и такелажа, принадлежащих к бом-брам-стеньге.
Брам слово, прибавляемое к названию всех парусов такелажа и снастей, принадлежащих к брам-стеньге.
Брамсель третий прямой снизу парус. К названиям брамселей добавляется название стеньги, к которой они принадлежат; например, на фок-мачте фок-брамсель, на грот-мачте грот-брамсель и т. д.
Брам-стеньга рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги и идущее вверх от нее. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте брам-стеньгам присваиваются дополнительные наименования: на фок-мачте фор-брам-стеньга, на грот-мачте грот-брам-стеньга, на бизань-мачте крюйс-брам-стеньга.
Брасы снасти бегучего такелажа, укрепленные на ноках реев и служащие для поворачивания реев в горизонтальной плоскости. Брасы получают дополнительные названия от реев, которые они поворачивают; например, брасы для поворачивания фока-рея будут называться фока-брасами, для поворачивания фор-марса-рея будут называться фор-марса-брасами и т. д.
Брашпиль якорная машина для подъема якорей с горизонтальным валом в отличие от шпилей, имеющих вертикальный вал. Есть несколько видов брашпилей: ручные, паровые и электрические.
Брейд-вымпел широкий короткий вымпел, поднимаемый на грот-мачте командирами соединений, дивизионов и командирами отрядов кораблей.
Бугель кольцо или обруч, набитый на некоторые части рангоута. Служит для скрепления отдельных частей рангоута либо для крепления к ним такелажа, блоков.
Бушприт горизонтальный или наклонный круглый брус, выдающийся с носа судна. Бушприт служит для отнесения центра парусности от центра тяжести судна и увеличения вращательной силы кливеров и частично для укрепления фок-мачты. На больших судах бушприт делается составным: продолжением бушприта является утлегарь, а продолжением утлегаря бом-утлегарь.
Вант-путенсы стальные цепи или полосы, нижний конец которых крепят снаружи к борту судна, а верхний закладывают за нижние юферсы. Не смешивать с путенс-вантами.
Ванты снасти стоячего такелажа, которыми укрепляют мачты, стеньги и брам-стеньги. Ванты принимают название тех частей рангоута, которые они поддерживают. Расположены с боков и несколько сзади мачт.
Ватер-бакштаги снасти стоячего такелажа бушприта, раскрепляющие его в горизонтальной плоскости и идущие к обоим бортам судна.
Ватервейсы толстые деревянные брусья палубного настила, идущие по бортам вдоль всего судна. Служат для продольного крепления судна и стока воды.
Ватер-вулинг крепление бушприта с форштевнем. В старом парусном флоте делались тросовыми или цепными. На coвременных парусных судах заменены железными бугелями и скобами.
Ватерлиния кривая, получаемая при пересечении поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью, параллельной уровню воды.
Ватер-штаги стоячий такелаж бушприта, удерживающий его снизу.
Вельбот морская шлюпка с одинаковыми острыми обводами носа и кормы.
Волноотвод невысокая стенка из листовой стали; ставится в носовой части судна и предохраняет верхнюю палубу от заливания водой во время хода судна.
Вооружение судна установка на парусном судне рангоута, такелажа, парусов и снабжение всем необходимым для выхода в море.
Выбленки ступеньки вант, которые вяжут специальным узлом. По выбленкам команда взбегает по марсам и реям для постановки или уборки парусов.
Вымбовка деревянный рычаг, служащий для вращения шпиля вручную.
Выстрел рангоутное дерево, укрепленное снаружи борта судна против фок-мачты и служащее для разноса шкотов или другого такелажа.
Вьюшка тросовая барабан с дисками и зубчатой передачей; предназначен для наматывания троса и его хранения на судах.
Гак стальной или железный крюк, применяемый для различных целей; имеет большое количество разновидностей.
Гардель снасть бегучего такелажа на судах с прямым парусным вооружением, служащая для подъема нижних реев или гафелей.
Гафель рангоутное дерево, подвижно укрепленное на мачте под углом. К гафелю пришнуровывают верхнюю шкаторину косого паруса. На современных судах на гафеле поднимают флаг, а ночью гафельные огни.
Гельмпорт отверстие в корме судна, через которое проходит баллер (ось) руля. Выше гельмпорта баллер руля проходит через гельмпортовую трубу.
Гик рангоутное горизонтальное дерево, укрепленное на мачте, по которому растягивают нижнюю шкаторину трисселя или бизани. От них гик и получает свое дополнительное название: бизань-гик, грот-трисель-гик и фор-трисель-гик.
Гика-топенант снасти, накладывающиеся на конец гика и служащие для поддержания его в горизонтальном положении.
Гика-шкот снасть бегучего такелажа; крепится на нок гика, служит для постановки гика с растянутым по нему парусом в положение, необходимое при различных курсах парусного судна.
Гинцы небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-нибудь снасть.
Гитовы снасти бегучего такелажа, служащие для уборки прямых парусов, для подтягивания к середине рея их шкотовых углов на косых парусах; с помощью гитовов подтягивают заднюю шкаторину к гафелю.
Главная палуба третья снизу палуба на больших судах торгового флота.
Глубина трюма расстояние от верхней кромки бимса верхней палубы до внутренней обшивки у кильсона.
Гон-дек см. Дек.
Горловина круглое или овальное узкое отверстие для вентиляции водонепроницаемых отсеков и прохода человека. Горловины закрывают стальными водонепроницаемыми крышками с винтовыми задрайками.
Гребной вал ось, вращающая гребной винт, колеса или крыльчатый движитель.
Грот прямой парус, самый нижний на грот-мачте (вторая мачта от носа судна); слово, прибавляемое к названиям парусов и всех частей рангоута и такелажа, связанных с грот-мачтой и ее стеньгами.
Гюйс флаг, поднимаемый на носу военных кораблей первых двух рангов только во время стоянки на якоре. Гюйс поднимается ежедневно одновременно с подъемом кормового флага и спускается с заходом солнца. Гюйс являлся также флагом морских фортов и крепостей. Гюйс военных кораблей СССР представляет собой красное полотнище, в середине которого показана белым контуром красная звезда с серпом и молотом в центре.
Гюйсшток деревянный или металлический шест, на котором поднимается гюйс.
Дедвейт полная грузоподъемность судна, выражаемая в весовых метрических тоннах.
Дейдвуд кормовая оконечность судна в подводной его части между ахтерштевнем и килем.
Дейдвудная труба стальная или чугунная труба, через которую гребной вал выходит из корпуса судна наружу. Для того чтобы вода через нее не попадала внутрь, в трубе ставятся сальники.
Дек палуба парусных военных кораблей. Верхняя открытая палуба, которая делится на бак, шкафут, шканцы и ют, называлась «квартер-дек», следующая называлась «опер-дек», еще ниже «мидель-дек», затем «гон-дек», еще ниже «орлоп-дек», или «кубрик», и «трюм». По количеству деков с расположенными на них орудиями, не считая верхней открытой палубы, корабли разделялись на двух- и трехдечные.
Дельные вещи литые, кованые и другие части и детали оборудования судна. К дельным вещам относятся: кнехты, утки, погоны, киповые планки, винтовые талрепы, леерные стойки, иллюминаторы, тентовые стойки, крышки люков, рымы, клюзы и т. д.
Дирик-фал снасть бегучего такелажа, служащая для подъема искового конца гафеля.
Дефлекторы специальные приборы, служащие для целей вдувной и втяжной вентиляции. Простейшим является дефлектор с раструбом, представляющий собой вертикальную трубу, проведенную в вентилируемое помещение и заканчивающуюся наверху комингсом. На комингс надевается поворотный раструб, устанавливаемый в любое положение по направлению к ветру.
Драйреп снасть для подъема марса-рея.
Драйреп-блок одношкивовые блоки, привязываемые к марса-рею, через который проходит драйреп.
Единорог русское артиллерийское орудие, длинная гаубица. На флоте стреляли бомбами.
Каземат бронированное помещение на корабле, в котором устанавливаются орудия.
Камбуз место для приготовления пищи на судне.
Канат якорный так называют якорную цепь.
Канатный ящик помещение на судне, в котором укладываются якорные цепи становых якорей.
Кильблоки две подставки из дерева, вырезанные по форме днища шлюпки. На них устанавливают шлюпки.
Кильватерные огни служат для правильного держания ночью в кильватер впереди идущему кораблю. Устанавливаются на грот-мачте и над гакабортным огнем. Освещают дугу горизонта до 10°, поэтому видны только кораблю, следующему в кильватер.
Кильсон продольная связь на судах с одинарным дном, соединяющая днищевые части шпангоутов. В зависимости от своего расположения по ширине судна различают средние, боковые и скуловые кильсоны. На деревянных судах кильсоном называют продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий не только увеличение продольной крепости, но и связь между шпангоутами.
Кип желоб на щеках юферса и шкивах блоков, направляющий трос, а также отверстие в киповой планке, служащее для проводки троса.
Киповая планка используется как швартовый или буксирный полуклюз в тех местах, где нет фальшборта. Для уменьшения трения тросов на киповой планке устанавливают вертикальный вращающийся роульс.
Кливер один из передних треугольных косых парусов. Ставится впереди фок-мачты. От стень-такелажа на нок утлегаря проводится леер, по которому кливер поднимается и опускается. На судне, где их три, кливером называется второй от мачты парус. Первый называется стакселем, а третий бом-кливером.
Клотик деревянный выточенный кружок, надеваемый на топ мачты или флагштока. Прикрывает торец мачты от влаги. Имеет несколько шкивов или кипов для фалов.
Клюз отверстие в борту, палубе или фальшборте с вделанной чугунной или стальной трубой, через которую пропускается якорная цепь, а через швартовые клюзы швартовые концы.
Кнехты парные литые из чугуна, склепанные из стальных листов или деревянные тумбы. Устанавливаются на судне вблизи клюзов и укрепляются на палубе болтами. Служат для крепления на них швартовых или буксирных концов.
Кница косынка из листовой стали, служащая для соединения двух частей из сортовой стали, расположенных под углом друг к другу. На деревянных судах деталь из дерева, соединяющая бимсы со шпангоутами.
Кноп плетеный узел на конце троса для удерживания или закрепления его коренного конца.
Княвдигед у старинных парусных судов выдающаяся вперед верхняя часть водореза. Верхнюю часть княвдигеда украшали резной фигурой.
Комингс вертикальные стальные листы или деревянные брусья, ограждающие грузовые, световые и сходные люки от попадания воды внутрь помещений. Все двери на судне также имеют комингс высотой от 50 до 300 мм.
Конец кусок троса, а также трос в целом; например, швартовый конец.
Коренной конец наглухо закрепленный конец какой-либо снасти бегучего такелажа; его противоположный конец называют ходовым.
Корма задняя оконечность судна, как надводная, так и подводная. В зависимости от типа судна имеет различные формы круглая, прямая, острая, с подзором и т. д. Кормой принято считать часть судна от самой задней его части до ближайшего к ней люка или конца кормовой надстройки.
Коуш металлическое кольцо, имеющее на наружной поверхности желобок для вплеснивания троса, вкладывается в петлю троса, чтобы предохранить его от излома и истирания.
Кофель-нагель деревянный или металлический болт, служащий для того, чтобы навертывать на него снасти.
Кофель-планка металлический или деревянный брус с гнездами для кофель-нагелей, прикрепленный горизонтально у мачт или к борту внутри судна.
Крамбол толстый короткий брус в виде консоли, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницею, применялся в парусном флоте на деревянных судах для подтягивания к борту якорей.
Краспица поперечный брус, положенный на лонга-салинг.
Крюйс слово, обозначающее, что части рангоута, такелажа и паруса, перед названием которых оно стоит, принадлежит к бизань-мачте выше ее марса, например, брам-стеньга бизань-мачты будет называться крюйс-брам-стеньгой и т. п.
Крюйсель-рей второй снизу рей на бизань-мачте. К нему привязывают парус, называемый крюйселем. Называется также крюйс-марса-реем.
Латинское вооружение треугольные паруса, которые пришнуровывали верхней шкаториной к длинному составному рейку, поднимавшемуся наклонно, то есть задний угол был высоко поднят, а передний опущен почти к палубе. Это один из древнейших видов парусного вооружения, дошедший до наших дней почти без изменений.
Леерное устройство судовое устройство, служащее для ограждения бортов, надстроек и т. д. Предохраняет от падения людей за борт. Устанавливают на судне в местах, не имеющих фальшборта. Леерное устройство делают из круглых железных прутьев, которые проходят сквозь отверстие в леерных стойках, укрепленных вертикально на палубе.
Ликтрос мягкий трос, которым обшивают кромки парусов.
Лисели добавочные паруса на судах с прямым вооружением. Ставили в помощь прямым парусам в слабый и попутный ветер; крепили по двум сторонам нока рея к выдвижным рангоутным деревам лисель-спиртам. Лисели бывают только на фок- и грот-мачтах.
Лонга-салинг два деревянных продольных бруса, прикрепленные к нижней части топа мачты или стеньги и связанные между собой краспицами и чиксами. Служат основой марса или салинга.
Лопарь ходовой или внешний конец как у талей, так и у всякой снасти.
Люк вырез, отверстие в палубе судна для различных операций: прохода во внутренние помещения и т. д. Люком называют не только само отверстие, но и все его устройство, вместе взятое, хотя отдельные части этой конструкции имеют специальные названия.
Мантыль кусок троса, имеющий на одном из своих концов свитень, на другом коуш. По мантылю ходит одношкивовый блок, имеющий длинный строп. С помощью мантыля тянут стоячий такелаж.
Марс на парусных судах площадка, накладывающаяся на лонга-салинги мачты. Марс служит для разноса стень-вант и местом работ при постановке и уборке парусов. В зависимости от наименования мачты, на которой он укреплен, носит ее название. Например, марс фок-мачты будет называться фор-марсом, грот-мачты грот-марсом, и только марс бизань-мачты называется крюйс-марсом.
Марса приставка, означающая принадлежность следующего за ним понятия к марселю или марса-рею. Впереди всего выражения ставится название мачты, к которой относится понятие: фор-марса-гитов, грот-марса-фал и т. д.
Марсель прямой парус у судов с прямым вооружением, ставящийся между марса:реем и нижним реем. На фок- и грот-мачтах второй снизу, а на бизань-мачте первый снизу.
Мартин-гик рангоутное дерево, укрепленное вертикально под бушпритом своим ноком вниз. Служит для разноса снастей стоячего такелажа утлегарь- и бом-утлегарь-штагов.
Мачта вертикальное или слегка наклонное в корму рангоутное дерево, установленное в диаметральной плоскости судна. Мачта является основой для всего рангоута и для постановки парусов. На современных судах с механическими двигателями металлические мачты служат для целей связи, поддержания грузовых стрел и пр. На военных судах на мачтах устанавливают различные боевые посты.
Мидель слово, обозначающее середину. Вертикальная поперечная плоскость, делящая судно по длине на две части. В теории корабля и судостроения мидель не всегда совпадает с его серединой, а указывает на самое широкое место судна.
Набор судна остов или скелет корпуса судна; состоит из продольных и поперечных связей киля, штевней, шпангоутов, стрингеров и т. д. По этому набору ставится обшивка.
Нагель болт с продолговатой фигурной головкой; деревянный гвоздь, которым скрепляют части деревянных судов; ось у шкива блока.
Надводный борт часть борта судна, возвышающаяся над водой от грузовой ватерлинии до верхней палубы.
Надстройки помещения выше главной палубы судна.
Нактоуз шкафчик из дерева или немагнитного сплава. В верхней части нактоузов устанавливают компас. Формы нактоузов различные: квадратные, цилиндрические и т. д.
Нок концы всех реев, задние концы гиков, верхние концы гафелей и внешние концы лисель-спиртов, выстрелов и стрел. Кроме того, ноком называется внешний конец бушприта, утлегаря и бом-утлегаря.
|