КРАТКИЙ МОРСКОЙ СЛОВАРЬ

Содержание
Назад
Далее

Абордаж — тактический прием ведения морского боя времен гребного и парусного флота. Корабли сходились борт о борт, затем сцеплялись, и начинался рукопашный бой.

Андреевский флаг — флаг русского военного флота, введенный Петром I. Представляет собой белое полотнище с синим крестом из двух перекрещивающихся по диагонали полос.

Арбалет — лук с ложем, по которому скользила стрела. До введения артиллерии на судах ставили большие арбалеты, тетивы которых натягивали воротом. Малые арбалеты являлись ручным оружием. Стрелы к ним были как обычные, так и с зажигательной смесью.

Ахтерштевень — кормовая оконечность корабля в виде рамы, составляющая продолжение киля.

Бак — надстройка в носовой части палубы, идущая от форштевня и называемая иногда полубаком. На парусных судах баком называлось все пространство верхней палубы от форштевня до фок-мачты.

Бакштаги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, дымовые трубы, шлюпбалки и т. д.

Баллер — ось вращения руля, скрепленная с пером руля.

Балясина — точеный реек, служащий ступенькой у штормтрапа.

Банка — деревянная доска, служащая для укрепления шлюпки, а вместе с тем сиденьем для гребцов; место между двумя смежными бортовыми орудиями на парусных кораблях.

Барказы — самые большие шлюпки, имеющие от 14 до 22 весел и парусное вооружение. Служат для перевозки большого числа команды, тяжелых грузов и высадки десантов.

Батоксы — кривые, получаемые от пересечения поверхности судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости.

Бегин — термин, относящийся к нижнему рею на бизань-мачте, к его брасам и топенантам (бегин-брас, бегин-топенант).

Бейфут — кусок троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживается в обхват у мачты или стеньги. У нижних реев бейфуты бывают стальными, с вертлюгами.

Бизань — косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхнюю шкаторину которого шнуруют к гафелю, а нижнюю растягивают по гику бизань-шкотом. Слово «бизань» прибавляется к названиям всех частей рангоута, такелажа и парусов, крепящихся на бизань-мачте. Исключение составляет нижний рей, когда на бизани, кроме косого паруса, есть прямые паруса. Такой рей будет называться «бегин-рей», а к деталям рангоута, находящимся выше марсовой площадки и на стеньгах, добавляется слово «крюйс».

Бизань-мачта — задняя мачта у судов, имеющих три мачты и более.

Бикгед — переборка в носовой части парусных судов, у которых бак не доходит до форштевня.

Бимсы — поперечные связи судна, служащие для поддержания палуб; соединяют противоположные бортовые ветви шпангоутов и придают судну поперечную прочность.

Битенг — чугунная или стальная литая полая тумба, установленная на палубе на пути движения якорной цепи. Якорную цепь обносят вокруг битенга, что уменьшает скорость отдачи якоря.

Блинд — прямой парус на блинда-рее под бушпритом. Не употребляется с конца XVIII века.

Блинда-гафель — отводы, горизонтально укрепленные у нока бушприта для разноса стоячего такелажа (утлегарь и бом-утлегарь бакштагов).

Блинда-фал — снасть, с помощью которой поднимался блинд. Блинда-фал основывался двумя одношкивовыми блоками: один на середине блинда-рея, а другой у топа бушприта.

Блоки — простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей и парусов. На судах употребляют блоки трех видов: металлические, деревянные с оковкой и деревянные без оковки. Существует много разнообразных блоков, которые различаются по назначению, форме и числу шкивов.

Боканцы — старинное название шлюпбалок. На парусных судах с прямым вооружением — небольшие выстрелы в носовой части, на концах которых укреплены блоки для тяги фока-галсов.

Бом — слово, прибавляемое к названиям всех парусов, снастей, рангоутных деревьев и такелажа, принадлежащих к бом-брам-стеньге.

Брам — слово, прибавляемое к названию всех парусов такелажа и снастей, принадлежащих к брам-стеньге.

Брамсель — третий прямой снизу парус. К названиям брамселей добавляется название стеньги, к которой они принадлежат; например, на фок-мачте — фок-брамсель, на грот-мачте — грот-брамсель и т. д.

Брам-стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги и идущее вверх от нее. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте брам-стеньгам присваиваются дополнительные наименования: на фок-мачте — фор-брам-стеньга, на грот-мачте — грот-брам-стеньга, на бизань-мачте — крюйс-брам-стеньга.

Брасы — снасти бегучего такелажа, укрепленные на ноках реев и служащие для поворачивания реев в горизонтальной плоскости. Брасы получают дополнительные названия от реев, которые они поворачивают; например, брасы для поворачивания фока-рея будут называться фока-брасами, для поворачивания фор-марса-рея будут называться фор-марса-брасами и т. д.

Брашпиль — якорная машина для подъема якорей с горизонтальным валом в отличие от шпилей, имеющих вертикальный вал. Есть несколько видов брашпилей: ручные, паровые и электрические.

Брейд-вымпел — широкий короткий вымпел, поднимаемый на грот-мачте командирами соединений, дивизионов и командирами отрядов кораблей.

Бугель — кольцо или обруч, набитый на некоторые части рангоута. Служит для скрепления отдельных частей рангоута либо для крепления к ним такелажа, блоков.

Бушприт — горизонтальный или наклонный круглый брус, выдающийся с носа судна. Бушприт служит для отнесения центра парусности от центра тяжести судна и увеличения вращательной силы кливеров и частично — для укрепления фок-мачты. На больших судах бушприт делается составным: продолжением бушприта является утлегарь, а продолжением утлегаря — бом-утлегарь.

Вант-путенсы — стальные цепи или полосы, нижний конец которых крепят снаружи к борту судна, а верхний закладывают за нижние юферсы. Не смешивать с путенс-вантами.

Ванты — снасти стоячего такелажа, которыми укрепляют мачты, стеньги и брам-стеньги. Ванты принимают название тех частей рангоута, которые они поддерживают. Расположены с боков и несколько сзади мачт.

Ватер-бакштаги — снасти стоячего такелажа бушприта, раскрепляющие его в горизонтальной плоскости и идущие к обоим бортам судна.

Ватервейсы — толстые деревянные брусья палубного настила, идущие по бортам вдоль всего судна. Служат для продольного крепления судна и стока воды.

Ватер-вулинг — крепление бушприта с форштевнем. В старом парусном флоте делались тросовыми или цепными. На coвременных парусных судах заменены железными бугелями и скобами.

Ватерлиния — кривая, получаемая при пересечении поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью, параллельной уровню воды.

Ватер-штаги — стоячий такелаж бушприта, удерживающий его снизу.

Вельбот — морская шлюпка с одинаковыми острыми обводами носа и кормы.

Волноотвод — невысокая стенка из листовой стали; ставится в носовой части судна и предохраняет верхнюю палубу от заливания водой во время хода судна.

Вооружение судна — установка на парусном судне рангоута, такелажа, парусов и снабжение всем необходимым для выхода в море.

Выбленки — ступеньки вант, которые вяжут специальным узлом. По выбленкам команда взбегает по марсам и реям для постановки или уборки парусов.

Вымбовка — деревянный рычаг, служащий для вращения шпиля вручную.

Выстрел — рангоутное дерево, укрепленное снаружи борта судна против фок-мачты и служащее для разноса шкотов или другого такелажа.

Вьюшка тросовая — барабан с дисками и зубчатой передачей; предназначен для наматывания троса и его хранения на судах.

Гак — стальной или железный крюк, применяемый для различных целей; имеет большое количество разновидностей.

Гардель — снасть бегучего такелажа на судах с прямым парусным вооружением, служащая для подъема нижних реев или гафелей.

Гафель — рангоутное дерево, подвижно укрепленное на мачте под углом. К гафелю пришнуровывают верхнюю шкаторину косого паруса. На современных судах на гафеле поднимают флаг, а ночью — гафельные огни.

Гельмпорт — отверстие в корме судна, через которое проходит баллер (ось) руля. Выше гельмпорта баллер руля проходит через гельмпортовую трубу.

Гик — рангоутное горизонтальное дерево, укрепленное на мачте, по которому растягивают нижнюю шкаторину трисселя или бизани. От них гик и получает свое дополнительное название: бизань-гик, грот-трисель-гик и фор-трисель-гик.

Гика-топенант — снасти, накладывающиеся на конец гика и служащие для поддержания его в горизонтальном положении.

Гика-шкот — снасть бегучего такелажа; крепится на нок гика, служит для постановки гика с растянутым по нему парусом в положение, необходимое при различных курсах парусного судна.

Гинцы — небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-нибудь снасть.

Гитовы — снасти бегучего такелажа, служащие для уборки прямых парусов, для подтягивания к середине рея их шкотовых углов на косых парусах; с помощью гитовов подтягивают заднюю шкаторину к гафелю.

Главная палуба — третья снизу палуба на больших судах торгового флота.

Глубина трюма — расстояние от верхней кромки бимса верхней палубы до внутренней обшивки у кильсона.

Гон-дек — см. Дек.

Горловина — круглое или овальное узкое отверстие для вентиляции водонепроницаемых отсеков и прохода человека. Горловины закрывают стальными водонепроницаемыми крышками с винтовыми задрайками.

Гребной вал — ось, вращающая гребной винт, колеса или крыльчатый движитель.

Грот — прямой парус, самый нижний на грот-мачте (вторая мачта от носа судна); слово, прибавляемое к названиям парусов и всех частей рангоута и такелажа, связанных с грот-мачтой и ее стеньгами.

Гюйс — флаг, поднимаемый на носу военных кораблей первых двух рангов только во время стоянки на якоре. Гюйс поднимается ежедневно одновременно с подъемом кормового флага и спускается с заходом солнца. Гюйс являлся также флагом морских фортов и крепостей. Гюйс военных кораблей СССР представляет собой красное полотнище, в середине которого показана белым контуром красная звезда с серпом и молотом в центре.

Гюйсшток — деревянный или металлический шест, на котором поднимается гюйс.

Дедвейт — полная грузоподъемность судна, выражаемая в весовых метрических тоннах.

Дейдвуд — кормовая оконечность судна в подводной его части между ахтерштевнем и килем.

Дейдвудная труба — стальная или чугунная труба, через которую гребной вал выходит из корпуса судна наружу. Для того чтобы вода через нее не попадала внутрь, в трубе ставятся сальники.

Дек — палуба парусных военных кораблей. Верхняя открытая палуба, которая делится на бак, шкафут, шканцы и ют, называлась «квартер-дек», следующая называлась «опер-дек», еще ниже — «мидель-дек», затем «гон-дек», еще ниже — «орлоп-дек», или «кубрик», и «трюм». По количеству деков с расположенными на них орудиями, не считая верхней открытой палубы, корабли разделялись на двух- и трехдечные.

Дельные вещи — литые, кованые и другие части и детали оборудования судна. К дельным вещам относятся: кнехты, утки, погоны, киповые планки, винтовые талрепы, леерные стойки, иллюминаторы, тентовые стойки, крышки люков, рымы, клюзы и т. д.

Дирик-фал — снасть бегучего такелажа, служащая для подъема искового конца гафеля.

Дефлекторы — специальные приборы, служащие для целей вдувной и втяжной вентиляции. Простейшим является дефлектор с раструбом, представляющий собой вертикальную трубу, проведенную в вентилируемое помещение и заканчивающуюся наверху комингсом. На комингс надевается поворотный раструб, устанавливаемый в любое положение по направлению к ветру.

Драйреп — снасть для подъема марса-рея.

Драйреп-блок — одношкивовые блоки, привязываемые к марса-рею, через который проходит драйреп.

Единорог — русское артиллерийское орудие, длинная гаубица. На флоте стреляли бомбами.

Каземат — бронированное помещение на корабле, в котором устанавливаются орудия.

Камбуз — место для приготовления пищи на судне.

Канат якорный — так называют якорную цепь.

Канатный ящик — помещение на судне, в котором укладываются якорные цепи становых якорей.

Кильблоки — две подставки из дерева, вырезанные по форме днища шлюпки. На них устанавливают шлюпки.

Кильватерные огни — служат для правильного держания ночью в кильватер впереди идущему кораблю. Устанавливаются на грот-мачте и над гакабортным огнем. Освещают дугу горизонта до 10°, поэтому видны только кораблю, следующему в кильватер.

Кильсон — продольная связь на судах с одинарным дном, соединяющая днищевые части шпангоутов. В зависимости от своего расположения по ширине судна различают средние, боковые и скуловые кильсоны. На деревянных судах кильсоном называют продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий не только увеличение продольной крепости, но и связь между шпангоутами.

Кип — желоб на щеках юферса и шкивах блоков, направляющий трос, а также отверстие в киповой планке, служащее для проводки троса.

Киповая планка — используется как швартовый или буксирный полуклюз в тех местах, где нет фальшборта. Для уменьшения трения тросов на киповой планке устанавливают вертикальный вращающийся роульс.

Кливер — один из передних треугольных косых парусов. Ставится впереди фок-мачты. От стень-такелажа на нок утлегаря проводится леер, по которому кливер поднимается и опускается. На судне, где их три, кливером называется второй от мачты парус. Первый называется стакселем, а третий — бом-кливером.

Клотик — деревянный выточенный кружок, надеваемый на топ мачты или флагштока. Прикрывает торец мачты от влаги. Имеет несколько шкивов или кипов для фалов.

Клюз — отверстие в борту, палубе или фальшборте с вделанной чугунной или стальной трубой, через которую пропускается якорная цепь, а через швартовые клюзы — швартовые концы.

Кнехты — парные литые из чугуна, склепанные из стальных листов или деревянные тумбы. Устанавливаются на судне вблизи клюзов и укрепляются на палубе болтами. Служат для крепления на них швартовых или буксирных концов.

Кница — косынка из листовой стали, служащая для соединения двух частей из сортовой стали, расположенных под углом друг к другу. На деревянных судах — деталь из дерева, соединяющая бимсы со шпангоутами.

Кноп — плетеный узел на конце троса для удерживания или закрепления его коренного конца.

Княвдигед — у старинных парусных судов выдающаяся вперед верхняя часть водореза. Верхнюю часть княвдигеда украшали резной фигурой.

Комингс — вертикальные стальные листы или деревянные брусья, ограждающие грузовые, световые и сходные люки от попадания воды внутрь помещений. Все двери на судне также имеют комингс высотой от 50 до 300 мм.

Конец — кусок троса, а также трос в целом; например, швартовый конец.

Коренной конец — наглухо закрепленный конец какой-либо снасти бегучего такелажа; его противоположный конец называют ходовым.

Корма — задняя оконечность судна, как надводная, так и подводная. В зависимости от типа судна имеет различные формы — круглая, прямая, острая, с подзором и т. д. Кормой принято считать часть судна от самой задней его части до ближайшего к ней люка или конца кормовой надстройки.

Коуш — металлическое кольцо, имеющее на наружной поверхности желобок для вплеснивания троса, вкладывается в петлю троса, чтобы предохранить его от излома и истирания.

Кофель-нагель — деревянный или металлический болт, служащий для того, чтобы навертывать на него снасти.

Кофель-планка — металлический или деревянный брус с гнездами для кофель-нагелей, прикрепленный горизонтально у мачт или к борту внутри судна.

Крамбол — толстый короткий брус в виде консоли, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницею, применялся в парусном флоте на деревянных судах для подтягивания к борту якорей.

Краспица — поперечный брус, положенный на лонга-салинг.

Крюйс — слово, обозначающее, что части рангоута, такелажа и паруса, перед названием которых оно стоит, принадлежит к бизань-мачте выше ее марса, например, брам-стеньга бизань-мачты будет называться крюйс-брам-стеньгой и т. п.

Крюйсель-рей — второй снизу рей на бизань-мачте. К нему привязывают парус, называемый крюйселем. Называется также крюйс-марса-реем.

Латинское вооружение — треугольные паруса, которые пришнуровывали верхней шкаториной к длинному составному рейку, поднимавшемуся наклонно, то есть задний угол был высоко поднят, а передний опущен почти к палубе. Это один из древнейших видов парусного вооружения, дошедший до наших дней почти без изменений.

Леерное устройство — судовое устройство, служащее для ограждения бортов, надстроек и т. д. Предохраняет от падения людей за борт. Устанавливают на судне в местах, не имеющих фальшборта. Леерное устройство делают из круглых железных прутьев, которые проходят сквозь отверстие в леерных стойках, укрепленных вертикально на палубе.

Ликтрос — мягкий трос, которым обшивают кромки парусов.

Лисели — добавочные паруса на судах с прямым вооружением. Ставили в помощь прямым парусам в слабый и попутный ветер; крепили по двум сторонам нока рея к выдвижным рангоутным деревам — лисель-спиртам. Лисели бывают только на фок- и грот-мачтах.

Лонга-салинг — два деревянных продольных бруса, прикрепленные к нижней части топа мачты или стеньги и связанные между собой краспицами и чиксами. Служат основой марса или салинга.

Лопарь — ходовой или внешний конец как у талей, так и у всякой снасти.

Люк — вырез, отверстие в палубе судна для различных операций: прохода во внутренние помещения и т. д. Люком называют не только само отверстие, но и все его устройство, вместе взятое, хотя отдельные части этой конструкции имеют специальные названия.

Мантыль — кусок троса, имеющий на одном из своих концов свитень, на другом — коуш. По мантылю ходит одношкивовый блок, имеющий длинный строп. С помощью мантыля тянут стоячий такелаж.

Марс — на парусных судах площадка, накладывающаяся на лонга-салинги мачты. Марс служит для разноса стень-вант и местом работ при постановке и уборке парусов. В зависимости от наименования мачты, на которой он укреплен, носит ее название. Например, марс фок-мачты будет называться фор-марсом, грот-мачты — грот-марсом, и только марс бизань-мачты называется крюйс-марсом.

Марса — приставка, означающая принадлежность следующего за ним понятия к марселю или марса-рею. Впереди всего выражения ставится название мачты, к которой относится понятие: фор-марса-гитов, грот-марса-фал и т. д.

Марсель — прямой парус у судов с прямым вооружением, ставящийся между марса:реем и нижним реем. На фок- и грот-мачтах второй снизу, а на бизань-мачте — первый снизу.

Мартин-гик — рангоутное дерево, укрепленное вертикально под бушпритом своим ноком вниз. Служит для разноса снастей стоячего такелажа утлегарь- и бом-утлегарь-штагов.

Мачта — вертикальное или слегка наклонное в корму рангоутное дерево, установленное в диаметральной плоскости судна. Мачта является основой для всего рангоута и для постановки парусов. На современных судах с механическими двигателями металлические мачты служат для целей связи, поддержания грузовых стрел и пр. На военных судах на мачтах устанавливают различные боевые посты.

Мидель — слово, обозначающее середину. Вертикальная поперечная плоскость, делящая судно по длине на две части. В теории корабля и судостроения мидель не всегда совпадает с его серединой, а указывает на самое широкое место судна.

Набор судна — остов или скелет корпуса судна; состоит из продольных и поперечных связей — киля, штевней, шпангоутов, стрингеров и т. д. По этому набору ставится обшивка.

Нагель — болт с продолговатой фигурной головкой; деревянный гвоздь, которым скрепляют части деревянных судов; ось у шкива блока.

Надводный борт — часть борта судна, возвышающаяся над водой от грузовой ватерлинии до верхней палубы.

Надстройки — помещения выше главной палубы судна.

Нактоуз — шкафчик из дерева или немагнитного сплава. В верхней части нактоузов устанавливают компас. Формы нактоузов различные: квадратные, цилиндрические и т. д.

Нок — концы всех реев, задние концы гиков, верхние концы гафелей и внешние концы лисель-спиртов, выстрелов и стрел. Кроме того, ноком называется внешний конец бушприта, утлегаря и бом-утлегаря.

Нос судна — передняя оконечность судна, как надводная, так и подводная. Носом судна принято' считать часть судна от форштевня до носовой надстройки.

Обводы — внешние очертания корпуса судна, характеризуемые теоретическим чертежом. Бывают острые обводы, когда нос и корма судна сильно заострены, и тупые.

Обух — болт с загнутым верхним концом в виде кольца. Крепится к бортам, палубе и некоторым частям рангоута. Служит для закладывания гаков, талей, винтовых талрепов.

Огон — петля на конце или середине троса. Этой петлей обычно снасть надевают на рангоутное дерево. Огон на конце швартовов надевают на причальную тумбу.

Осадка судна — отстояние от грузовой ватерлинии самой нижней точки выступающей части судна.

Оснастка судна — система снастей, то есть весь стоячий и бегучий такелаж на судне.

Отсеки — внутренние помещения на судне, разделенные между собой поперечными или продольными водонепроницаемыми переборками.

Перо руля — действующая часть руля в виде литой рамы, пространство между ребрами которой с обеих сторон прикрывается стальными листами на шурупах или потайных заклепках.

Перты — тросовые подвески под реями, на которых стоят матросы при работе с парусами.

Пиллерсы — вертикальные стальные стойки, служащие опорами для палуб. Пиллерсы бывают постоянные и откидные.

Планширь — деревянный брус с закругленной верхней частью или стальной из фигурной стали, ограничивающий фальшборт судна в верхней его части; на гребных судах — брус, покрывающий верхние концы шпангоутов вокруг всей шлюпки, с гнездами для уключин.

Погонное орудие — орудие на парусных кораблях, установленное для стрельбы прямо на носу.

Подперток — шкентеля, поддерживающие перты по всему рею в нескольких точках.

Порт — герметически закрывающиеся вырезы в бортах судов; пассажирские порты, орудийные порты, грузовые порты, бункерные порты и т. д.

Привальный брус — деревянный или металлический брус, укрепленный вдоль наружного борта на небольшой высоте от ватерлинии, служит для смягчения ударов при швартовке судна; на деревянных судах — деревянный брус, идущий вдоль судна и крепящийся к шпангоутам, на него кладут концы бимсов.

Путенс-ванты — связи, идущие от вант из-под марса к боковым его кромкам; служат для укрепления кромок марса и не дают ему выгибаться вверх от тяги стень-вант.

Рангоут — круглые деревянные или стальные трубчатые части вооружения судов, предназначенные для постановки и несения парусов. К рангоуту относятся мачты, стеньги, реи, гафеля, гики, бушприты, утлегари, лисель-спирты, выстрела. На современных судах с механическими двигателями рангоут служит для несения различных сигналов (огней, флагов, радиоантенн) и в качестве основания для грузовых стрел.

Редуктор — механизм, передающий вращение вала двигателя к валу исполнительного механизма с изменением частоты вращения.

Рей — круглое веретенообразное рангоутное дерево, равномерно суживающееся к обоим концам, которые называют ноками. Реи служат для крепления к ним прямых парусов. Реи крепятся к мачтам (стеньгам) при помощи бейфута. Реям дают название в зависимости от принадлежности к той или другой мачте, а также от места положения на мачте.

Риф — поперечный ряд продетых сквозь парус завязок (риф-сезней), посредством которых можно уменьшить его площадь.

Риф-бант — полоса парусины, нашиваемая на парус параллельно нижней шкаторине для увеличения его прочности в тех местах, где основан риф-штерт или сезни.

Риф-штерт — снасть, с помощью которой парус подтягивают к гику, когда берут риф.

Риф взять — убавить парус.

Ростры — совокупность запасных рангоутных дерев на парусном судне. Весь запасной рангоут складывали вместе на шкафуте. В середине ростров ставили барказ и шлюпки. Рострами впоследствии стали называть часть палубы средней надстройки, где размещают шлюпки. Ростры над главной палубой поддерживают пиллерсы.

Роульс — свободно вращающийся на оси каток, отлитый из чугуна (или стали) или выточенный из крепкого дерева. Роульс ставят, например, в киповых планках или отдельно для направления троса, для поддержки рулевых штанг и т. д.

Руль — вертикальная пластина (перо руля), поворачивающаяся на оси (баллере) в кормовой подводной части судна. Служит для поворота судна в ту или иную сторону. Существует несколько типов рулей. Главные из них: обыкновенный, или навесной, балансирный и полубалансирный.

Румпель — рычаг, насаженный на голову руля. Посредством румпеля производят перекладку руля.

Руслени — площадки по наружным бортам парусного судна, расположенные на уровне верхней палубы против мачт. Служат для разноса вант, которые укрепляют вант-путенсами.

Рыбины — деревянные щиты из реек, которые укладывают на дно шлюпки в целях предохранения обшивки от порчи ногами.

Рым — стальное кольцо, круглое, эллиптическое или другой формы, продетое в обух.

Салинг — рама, состоящая из продольных и поперечных брусьев (лонга-салингов и краспиц); устанавливается на топе стеньги. Служит для соединения стеньги с ее продолжением в высоту — брам-стеньгой и брам-стеньги — с бом-брам-стеньгой, а также для разноса в стороны брам- и бом-брам-вант.

Свитень — конец троса, заплетенный косой.

Сорлинь — линь или цепь, крепится одним концом к передней кромке или к выдающейся над водой верхней части пера руля, а другим — к судну. Назначение — удержать руль, если он соскочит с петель.

Спардек — верхняя легкая палуба, простиравшаяся от форштевня до ахтерштевня и располагавшаяся выше главной палубы. В настоящее время спардеком часто называют средние надстройки на судах.

Стаксель — треугольный парус, поднимаемый по лееру или штагу. На больших парусных судах стаксели ставят не только впереди фок-мачты, но и между другими мачтами.

Стандерс — пустотелая литая высокая стойка, в которую вставляют шлюпбалку или трапбалку, не проходящие сквозь палубу судна.

Старн-тимберсы — брусья в корме деревянного судна, идущие выше транцев.

Стень — сокращение от слова «стеньга», прибавляется к названию деталей, принадлежащих стеньге; например, стень-ванты, стень-штаги и т. д.

Стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением мачты. В зависимости от принадлежности к той или другой мачте получает дополнительное наименование.

Степс — деревянное или металлическое гнездо, в которое вставляется мачта своим шпором.

Стрингер — продольная связь набора корпуса судна, идущая по всей его длине. В зависимости от назначения стрингера называют днищевыми, скуловыми, бортовыми и палубными.

Такелаж — все снасти на судне. Делится на стоячий и бегучий такелаж. Стоячий такелаж поддерживает рангоутные дерева, бегучий такелаж служит для подъема и поворачивания рангоутных дерев с привязанными к ним парусами. Все снасти стоячего и бегучего такелажа принимают название рангоутных дерев или парусов, с которыми они связаны.

Талреп — приспособление для обтягивания стоячего такелажа, лееров, штуртросов и т. п. Талрепы бывают винтовые и тросовые.

Тамбур — небольшая надстройка у дверей тех или иных помещений судна, у сходных люков машинных отделений, кубриков и т. п., предохраняет от попадания влаги.

Таран — выдающаяся вперед подводная часть форштевня или заостренный выступ на носу. Тараны служили для нанесения вражеским судам ударов и пробоин. С начала XX столетия таранов не делают.

Теоретический чертеж судна — изображение очертаний наружной поверхности судна в трех проекциях. Для этой цели выбирают в судне три основные взаимно перпендикулярные плоскости и на них изображают различные сечения поверхности судна так, как они проецируются на этих плоскостях. В результате рассечения поверхности судна плоскостями, параллельными трем основным плоскостям проекции, получаются три рода обводов судна: ватерлинии, шпангоуты и батоксы.

Топ — верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например, мачты, стеньги и т. п.

Топенанты — снасти бегучего такелажа, служащего для поддержания ноков рей, гиков и выстрелов. В зависимости от принадлежности к тому или иному рею получают соответствующие приставки: фока-топенант и т. д.

Транец — плоский срез кормы у кораблей, судов, яхт и швертботов. Вертикальная доска у шлюпок, образующая кормовой срез.

Трап — так называется всякая лестница на судне или корабле, где бы она ни находилась и какой бы она ни была конструкции.

Трисель — косой четырехугольный парус, ставящийся на мачте.

Трисы — брасы блинда-рея.

Трюм — самая нижняя часть внутреннего пространства судна, расположенная между днищем (или внутренним дном) и нижней палубой. Служит для укладки грузов (грузовой трюм), для размещения котлов и машин (машинный трюм) и т. д.

Узел — единица скорости судна, соответствующая 1 миле в час, или 0,514 м/с.

Усы — приспособления в виде изогнутых рогообразных наделок, привернутые к пятке гафеля или гика и охватывающие с двух сторон мачту. Служат для подвижного соединения с мачтой. Усы бывают деревянные и металлические, обшитые кожей. Придерживаются у мачты тросом, называемым бейфутом или вертлюгом.

Утка — планка с двумя рогами для крепления ходового конца снастей бегучего такелажа. Утки бывают деревянные и металлические.

Утлегарь — рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта.

Фал — снасть, служащая для подъема некоторых рангоутных дерев (реев, гафелей), парусов, кормового флага и т. д. В зависимости от назначения получает дополнительное наименование, например марса-фал.

Фальконет — небольшое огнестрельное чугунное орудие с цилиндрическим каналом и конической камерой с полушарным дном.

Фальшборт — продолжение борта выше открытой верхней палубы. Служит ограждением, предохраняющим от падения за борт. Сверху фальшборта укрепляют планширь, а в фальшборте делают вырезы для швартовых клюзов.

Фок — прямой парус, самый нижний на передней мачте (фок-мачте судна).

Фока — слово, прибавляемое к названиям снастей, парусов и рангоута, принадлежащих фок-мачте.

Фор — слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса на фок-мачте.

Фордуны — снасти стоячего такелажа на парусных судах, поддерживающие сзади и с боков стеньги, брам-стеньги и т. д. При наличии двух пар снастей, поддерживающих одно и то же рангоутное дерево, снасти, крепящиеся ближе к носу, называются бакштагами, а задние — фордунами.

Хват-тали — служат для подъема мелких тяжестей, для подтягивания снастей, уборки трапов и т. п. Основываются между двухшкивными и одношкивными блоками.

Чиксы — наделки в виде толстых досок, прибитых к мачте с боков, ниже топа. Служат для поддержания лонга-салингов.

Швартов — трос или цепь, с помощью которого судно привязывают к берегу, стенке, пристани или другому судну.

Швиц-сарвень-строп — строп, при помощи которого стягивают нижние ванты под марсом, когда путенс-ванты крепят к нижним вантам.

Шканцы — часть верхней палубы на военных парусных судах между грот- и бизань-мачтой. В дореволюционном флоте считались главным почетным местом на корабле.

Шкаторина — кромка паруса, обшитая ликтросом.

Шкафут — на деревянных военных кораблях — широкие доски, лежавшие по бортам корабля вровень с баком и шканцами, соединявшие их и служившие для перехода с корабля на корабль; в паровом флоте — пространство на верхней палубе военного корабля между фок- и грот-мачтами.

Шкентель — короткий трос, имеющий в одном из своих концов коуш или блок.

Шлаг — оборот снасти вокруг рангоутного дерева, шпиля, кнехта и т. п.

Шлагтов — железный или деревянный брус, вставленный в шпор стеньги для удержания ее на месте.

Шлюпбалки — стальные прямые или изогнутые балки с талями, укрепленные у бортов судна; служат для спуска шлюпок на воду и их подъема.

Шпангоут — основные части набора судна, придающие ему поперечную прочность. Они являются как бы ребрами, к которым крепится боковая обшивка.

Шпиль — якорная машина с вертикальным валом, служащая для выбирания якорей или швартовов. В парусном флоте шпили были деревянные и вращались вручную.

Штаги — снасти стоячего такелажа, расположенные в диаметральной плоскости и поддерживающие мачты, стеньги, бушприт и другие рангоутные дерева спереди. У различных мачт и стеньг штаги носят соответствующие названия. Например, у фок-мачты: фока-штаги, фор-стень-штаги, фор-бом-брам-штаги и т. д. Штаг, который держит бушприт снизу, называется ватер-штагом.

Шток — всякий шест, имеющий специальное назначение.

Штормтрап — веревочная лестница с деревянными ступеньками (балясинами), опущенная по наружному борту и служащая для входа на судно.

Штуртрос — трос, основанный между штурвалом и румпелем и проходящий через ряд неподвижных блоков; служит для передачи усилий от штурвала к румпелю и через него к рулю.

Эзельгофт — деревянная или металлическая соединительная обойма с двумя отверстиями. Одним отверстием надевается на топ мачты или стеньги, а во второе выстреливается (пропускается) стеньга или брам-стеньга.

Юферс — деревянные блоки без шкивов, имеющие три сквозных отверстия для прохода пеньковых талрепов. Служили для обтягивания стоячего такелажа.

Якорное устройство — судовое устройство, состоящее из отдельных частей и механизмов: якорей, якорной цепи или брашпиля, бортовых и палубных клюзов и т. д. Служит для постановки судна на якорь и для снятия с якоря.

Якорь — приспособление для удержания судна на месте. По назначению разделяются на становые и вспомогательные, по конструкции — с неподвижными и с поворотными лапами, по способу крепления на судне после снятия его с якоря — заваливающиеся (со штоками) и втяжные (без штоков). Масса якоря зависит от водоизмещения судна.



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100