Капитанам «летающей черепахи».

Судьба этого материала такова: человек сделал интересную модель, об этом написал. В ТАМ/Т-М должно быть цветное фото. Но... материал велик! Слишком велики чертежи 1/35, слишком их много. Решили дать текст целиком в «ЗС» по частям, а в «цвете» — что получится. Автору В. Савельеву наши извинения.

С тех пор как ростовская «Политехника» начала, а московская «Звезда» завершила выпуск модели советского танка Т-60, вокруг этой модели не затихают споры. Для одних это «первая ласточка» новой модельной эры, для других — «модельный совок» в худшем его воплощении. Пензенская фирма «Нептун» решила сказать свое слово в споре о качестве Т-60 и выпустила к нему набор-конверсию деталей из эпоксидки и «белого металла», причем фото этого набора в моем исполнении даже попало на обложку журнала «М-Хобби» № 2. Но моделистам неймется! Было много вопросов, почему бы не сделать на базе «звездинского» Т-60 конверсию с пусковой установкой РС-82. Отвечаю — у меня нет чертежей этой машины. Другие предлагают делать более качественную модель из картона, а к ней добавлять детали «Нептуна». Я — «за», но это дело ваше и «Нептуна», а вовсе не мое. Есть предложения сделать новый Т-60 и. . . опять же я — «за». Поляки не только»за», но польская фирма АЭРОПЛАСТ уже даже и выпускает Т-60 и БМ-8-24. А вот г-н В. П. Савельев — г. Радужный, Владимирской обл. , решил обратиться к старым, пожелтевшим материалам журнала «Моделист-конструктор», где когда-то давным-давно печаталась статья И. Костенко с воспоминаниями О. Анохина о планере-гиганте «КТ» — «Крылья танка», предназначавшегося для доставки танков Т-60 партизанам. Недавно об этом писала газета «Совершенно секретно», справедливо рассудив, что все самое новое — это, конечно же, хорошо забытое старое. В материалах, которые представлялись широкой публике, много неувязок. «На месте командира и стрелка были мешки с песком» — но. . . где же тогда сидел водитель в этом двухместном танке с командиром-стрелком в башне? Да и была ли сама башня на этом танке во время его знаменитого полета, когда он своей посадкой распугал весь прифронтовой аэродром. Есть фото, где корпус с крыльями есть, а вот башни что-то не видно. Или — танк все-таки летал «вооруженным до зубов», как это показано на чертежах у Костенко, где Т-60 опять же не похож сам на себя?

Как бы там ни было, а вряд ли найдется среди нас, «танкистов», хотя бы один моделист, собравший хотя бы один Т-60 (я лично собрал целых 5 штук!), который не пожелал бы украсить свою коллекцию моделью «крылатого» Т-60. Свою версию этой модели г-н Савельев нам и прелагает. . . На проекциях А, Б, В мы видим общие планы модели в масштабе 1:35. На схеме Б надгусеничные полки отсутствуют и, я думаю, что это вполне правомерно, т. к. зачем было тащить в небо лишний вес? Трудно сказать имело ли нижнее крыло вырез (схема А) или же было сплошным? Из рисунка Костенко это неясно, неясно и в тексте. Тут уж сами решайте, коллеги, «каким богам молиться», но я бы лично обошелся без крыльевой вставки — так легче, а на внешнем виде модели это не сказывается. На схеме Г приведены шаблоны профиля крыла (1,2), по которым — схема Д, — его лучше всего вырезать из пенопласта раскаленным терморезаком. Как это делать, видно из рисунка, да и «М-К» писал об этом много раз. Все остальные детали — схемы Д, Е, — из дерева, жести, полистирола — кто с чем больше привык работать. Остается профилирование крыла по нервюрам. Все можно сделать напильником, но когда лично я буду делать такую модель (если до тех пор ее не выпустит какая-нибудь фирма), то пойду другим путем: в тех местах, где на крыле выступают нервюры, наклею тонкие проволочки, а затем все крыло обтяну липкой пленкой. Естественно, что из-за натяжения пленки возле «нервюр» поверхность у крыла будет «волнистой», но именно это нам и требуется. К тому же качество поверхности будет такой, какого ни одним напильником не добьешься. Естественно, что перед покраской поверхность у пленки нужно будет промыть и обезжирить, ну да «Хэмброл» решит все проблемы!

Вот, собственно, и все советы по изготовлению модели. Только не забудьте, что колеса должны быть на ней оспицованные и, конечно же, хорошо поставить на модель металлические гусеницы из отдельных траков и нужно загрузить в нос модели побольше рыболовных грузил, иначе тяжелый хвост планера перевесит. Что же касается самой истории этой необычной машины, то вот она в интерпретации г-на Савельева которая называется: Крылатый танк

Крылатый танк

Первая мировая война породила немало новых видов боевой техники. Наиболее бурное развитие получили танки и авиация, что заставило военных стратегов всех стран в корне пересмотреть стратегию и тактику будущих войн. Не обошлось и без перегибов. В 20-ые годы наибольшей популярностью пользовались две теории. Согласно первой, основоположником которой стал итальянский генерал Дуэ. основная ставка делалась на крупные соединения тяжелых бомбардировщиков, способных поражать стратегические цели глубоко в тылу на территории противника. По замыслам Дуэ и его сторонников, одним бомбовым ударом уничтожив, например, завод по производству шарикоподшипников, можно вывести из строя всю боевую технику противника. Вторая Мировая война доказала ошибочность этой теории. Массированные налеты союзной авиации в 1942-43 годах на объекты на территории Германии не приносили ожидаемых от них результатов, а союзники несли огромные потери. Сторонники другой теории — англичанин Фуллер, генералы де Голь и Гудериан считали, что решающую роль в будущих сражениях будут играть крупные танковые соединения, мобильные и подвижные. В этот же период возникают первые воздушно-десантные части, способные выполнять самостоятельные задачи глубоко в тылу противника, разрабатываются десантные парашюты и тактика десантирования. Помимо стрелкового оружия, воздушно-десантные части предполагалось оснащать и тяжелым вооружением, в том числе танками. Специальных самолетов, рассчитанных на переброску бронетанковой техники тогда не существовало, поэтому различные конструкторы пытались решить эту задачу по разному. Известный летчик-планерист и изобретатель П. Гроховский предложил использовать для этих целей тяжелый планер. В 1932 году у нас в стране под руководством Гроховского был построен первый в мире 16-местный десантный планер Г-63»Яков Алкснис». Однако реализовать в полной мере эту идею тогда не смогли из-за отсутствия мощных самолетов-буксировщиков. Поэтому многие десантные планеры оснащали моторами, по сути превращая их в тихоходные и громоздкие самолеты. Позже, во время Второй Мировой войны, немецкие авиаконструкторы пошли тем же путем, создав гигантский десантный планер Ме-321. Он был действительно гигантским по тогдашним меркам. При размахе крыла 54,9 м взлетная масса планера составляла 39,4 т. Для сравнения: самый большой тогда самолет АНТ-20 «Максим Горький» имел размах крыла 63 м и полетный вес 42 т. У немцев то же не нашлось достаточно мощного самолета-буксировщика и первоначально Ме-321 буксировали тремя трехмоторными бомбардировщиками Ju-52, каждый из которых тащил планер за отдельный трос. Выход нашли, срастив общим крылом два серийных бомбардировщика Не-111Н и добавив пятый двигатель. Эта конструкция получила индекс Не-111Z (Z-первая буква от немецкого слова Zwilling-близнецы). Было даже построено 12 таких самолетов, и некоторые из них ограниченно применялись на Восточном фронте. Подобная аэросцепка была тихоходной (скорость буксировки планера Ме-321 самолетом-буксировщиком He-111Z составляла всего 220 км/ч), громоздкой и маломаневренной, что превращало ее в хорошую мишень для истребителей. Поэтому проблему буксировки планера решили установкой на МЕ-321 шести французских моторов «Гном-Ром» по 750 л. с. Так был создан самый большой транспортный самолет Второй Мировой войны Ме-323.

В 30-е годы в СССР под руководством П. Гроховского разработали специальную подвеску для перевозки легких танкеток «под брюхом» тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Танкетку можно было сбросить в полете на парашюте с диаметром купола 30 м, парашют при этом укладывался в отдельный короб. В 1935 году подвеска Гроховского была принята на вооружение Красной Армии под индексом ПГ-12. Впервые публично этот способ десантирования продемонстрировали на маневрах в Киевском особом военном округе осенью 1935 года, что произвело сильное впечатление на иностранных военных атташе. С бомбардировщиков ТБ-3 сбрасывались легкие танки Т-37 весом по 3. 5 т. при этом в процессе десантирования экипажи находились внутри боевых машин. Нужно также отметить, что в 1936-37 годах отрабатывались и испытывались н другие способы десантирования боевых машин на парашютах и без них. Например, проводились экспериментальные сбросы плавающего танка Т-37 с бреющего полета на воду. На танке было установлено дополнительное деревянное днище, крепившееся к танку тросами. Сброшенный с высоты 5-6 м на скорости 160 км/ч танк благополучно приводнился, проглиссировав 25-30 м. К сожалению из-за репрессий перспективные работы в этой области не были доведены до конца.

Но были конструкторы-изобретатели, которые пошли другим путем. Заставить танк летать предложил в 1932 году американский инженер Уолтер Кристи, более известный у нас в стране как автор легкого колесно-гусеничного танка, ставшего родоначальником целой серии отечественных танков марки «БТ».

У нас в стране идею, напоминающую идею Кристи, выдвинул авиаконструктор А. Рафаэлянц. По его замыслам толкающий воздушный винт с приводом монтировался непосредственно в кормовой части танка, что значительно упрощало трансмиссию, а сам танк подвешивался под грузовой планер-моноплан. Это позволило бы многократно использовать планер для транспортировки других грузов. В этом варианте вместо танка к планеру крепилась специальная грузовая кабина. Дальше расчетов и чертежей работы по этому проекту не продвинулись.

Несколько иным путем пошел известный авиаконструктор Олег Константинович Антонов. Он задумал создать некий гибрид танка и десантного планера, отказавшись от единой силовой установки. Работы над планером, получившем индекс А-40 начались в самый трудный период начала войны — в декабре 1941 года. Для испытаний был предоставлен серийный легкий танк Т-60. Расчеты показали, что ходовая часть танка имеет достаточную прочность и амортизацию для взлета и посадки. По мысли конструктора планер должен был обладать предельно простой и дешевой в производстве конструкцией из недефицитных материалов. Поэтому была принята давно известная и хорошо себя зарекомендовавшая схема расчалочного биплана с размахом крыла около 18 м. Крылья двухлонжеронные, с фанерным носком(до первого лонжерона)и полотняной обшивкой. Нижнее и верхнее крылья соединялись между собой четыремя «N» — образными стойками и расчалками. Крылья были оснащены щелевыми закрылками, опускающимися при посадке на 45 градусов вниз, что значительно уменьшало посадочную скорость. Пилот с помощью тросовой проводки управлял элеронами и закрылками на нижнем крыле, а элероны и закрылки верхнего крыла были связаны с нижними вертикальными стойками обтекаемого сечения. На двух коробчатых балках крепилось двухкилевое вертикальное оперение, между килями располагалось горизонтальное оперение, тоже бипланового типа с системой расчалок для жесткости. Руль высоты был только на верхнем горизонтальном оперении. Руль высоты и элероны, оснащались неуправляемыми триммерами и аэродинамическими компенсаторами нагрузок. Бипланная коробка крыльев и хвостовые балки крепились к корпусу танка в четырех точках нижнего крыла. Поворотом рукоятки, размещенной справа от водителя танка (он же пилот), крепление расконтривалось и планер сбрасывался. Буксирный замок размещался на танке. Для уменьшения сопротивления воздуха в полете башня танка при монтаже планера на танке разворачивалась пушкой назад. Для улучшения обзора пилоту — водителю сделали специальное оптическое устройство. Максимальная расчетная полетная масса составляла 7,8 т, из них 2 т приходилось на планер. Планер изготовили в апреле 1942 года в Тюмени, куда было эвакуированно КБ. Летные испытания проходили на подмосковном аэродроме с 7 августа по 2 сентября 1942 года, проводил их известный летчик — планерист Сергей Анохин. Перед испытаниями танк максимально облегчили, сняли башню, оставили всего 100 литров бензина, в результате удалось снизить взлетную массу до 6,7 тонны. В качестве буксировщика использовали бомбардировщик ТБ-3 с форсированными моторами AM-34PH. Для проверки шасси было сделано несколько пробежек на буксире по «бетонке» и грунту и три подлета на высоту до 4 м для опробования системы управления. Первый и он же последний вылет состоялся 2 сентября. Взлет необычного аэропоезда прошел нормально, но вскоре моторы на ТБ-3 стали перегреваться, не хватало мощности. По сигналу с самолета-буксировщика С. Анохин отцепился и пошел на посадку на ближайший аэродром в Быково, распутав своим прилетом всю местную стартовую команду. Приземлившись, С. Анохин запустил двигатель и, не сбрасывая планер, двинулся на командный пункт аэродрома. Была объявлена воздушная тревога, приведена в боевую готовность зенитная батарея. Только заглушив двигатель и покинув танк С. Анохин смог успокоить аэродромную команду, шокированную его необычным появлением. Вскоре дальнейшие работы по планеру А-40 были прекращены из-за отсутствия мощных самолетов — буксировщиков, а в конце того же года сняли с производства и танк Т-60.

В 1945 году японцы построили аналогичный аппарат, предназначенный для доставки по воздуху специально спроектированного для этих целей небольшого танка. Общая масса планера Ку-6 с площадью крыла 60,3 кв. м и танка составляла всего 3,5 тонны, но в воздух этот комплекс не поднимался.

С появлением после войны тяжелых военно-транспортных самолетов с большими грузовыми кабинами и аппарелями, мощных парашютных систем, вопрос о крылатом танке был снят с повестки дня. Да и сама по себе идея синтеза танка и самолета оказалась неверной: создание гибрида этих двух видов боевой техники ослабляло качественные стороны каждой из них. И все же надо отметить, что даже в таком тупиковом направлении развития боевой техники как попытка заставить танк летать приоритет — за советской технической мыслью. Так же следует отметить, что существовало и обратное направление, когда самолет пытались превратить в танк. И здесь приоритет за СССР.

Достойного аналога знаменитому штурмовику Ил-2 так и не появилось ни в одной армии мира.

Валерий Савельев











Чертежи для печати

Источник: "Танкомастер "Зеленая серия"" 1997, №3
Присланно автором



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100