ПОДВОДНАЯ ЛОДКА АЛЕКСАНДРОВСКОГО

«Сохранились сведения, что у нас в России около 1834 г. была построена подводная лодка и испытывалась генерал-адъютантом Шильдером... — писал в 1905 году Д. Голов, автор фундаментального труда «Подводное судоходство». — Результаты испытаний этой лодки, к сожалению, остались неопубликованными...» Лишь полвека спустя советские историки кораблестроения разыскали в архивах и обнародовали материалы о подводной лодке Шильдера — первом в мире подводном ракетоносце...

В 1834 году на Александровском литейном заводе в Петербурге сошла на воду подводная лодка Шильдера (6) — небольшой корабль водоизмещением около 16 т. Его железный корпус был увенчан двумя башенками с иллюминаторами. Через крышу носовой башни выходила вертикальная «оптическая труба» — прообраз современного перископа, через крышу кормовой — вентиляционная труба. Оружие лодки состояло из бочонка с 20 фунтами пороха, подвешенного на гарпуне на конце длинного бушприта. Вонзив гарпун с миной в борт вражеского корабля, подводная лодка давала задний ход и, отойдя на некоторое расстояние, взрывала мину с помощью электрического запала. Кроме того, на бортах были установлены станки для запуска пороховых ракет. Каждый из этих станков состоял из трех металлических труб, в которые были уложены ракеты, надежно изолированные от воды. Запуск ракет производился в надводном положении, из лодки: по проводам, соединенным с электрической батареей, поджигался пороховой заряд.

В своей книге Д. Голов называет корабль Шильдера «первой русской подводной лодкой». В действительности это было не так. В архивах обнаружились документы, свидетельствующие о том, что подводные лодки в России пытались строить за сто с лишним лет до Шильдера. Так, в архиве Военно-Морского Флота хранятся документы о «потаенном огненном судне», которое с одобрения Петра I построил в 1724 году русский крестьянин Ефим Никонов. Позднее — в 1798-1800 годах — подводный корабль соорудил на свои средства кременчугский мещанин Семен Ромодановский. К сожалению, чертежи этих подводных лодок не дошли до наших дней...

Баварский капрал Бауэр появился в России в 1854 году, после того как Германия, Англия и США отказались финансировать постройку его подводной лодки. В Петербурге капралу повезло: ему выделили необходимые средства.

Спущенная на воду в мае 1855 года лодка Бауэра (7) представляла собой железный сигарообразный корпус, приводимый в движение гребным винтом. Винт этот через зубчатую передачу соединялся с четырьмя топчаками, вращаемыми матросами. В носовой части лодки была укреплена 30-пудовая мина. Подведя лодку под вражеский корабль, командир должен был войти в башенку на носу, вдеть руки в гуттаперчевые рукава и прикрепить трос мины к днищу. После этого лодка отходила от противника, оставляя мину в «теле» врага. Уже из этого видно, насколько примитивна и малопродуманна была бауэровская конструкция по сравнению с шильдеровской. В 1858 году лодка Бауэра затонула в Финском заливе, и дальнейшее сотрудничество морского ведомства с баварцем прекратилось.

Тогда-то и выступил на сцену петербургский художник-фотограф И. Александровский. Еще во время Крымской войны он пришел к выводу, что серьезная постановка подводного плавания немыслима без механического двигателя.

В 1859 году Александровский узнает о работах профессора Барановского — крупнейшего специалиста в области пневматических двигателей. Вдвоем они быстро разработали новый детальный проект подводного корабля (8). Сердце этого замечательного сооружения составляла силовая установка — 200 чугунных трубчатых баллонов общим объемом в 6 м3, в которых хранился запас сжатого до 100 атм. воздуха, и две поршневые машины общей мощностью 234 л. с., которые приводили в движение два гребных винта. Вооружение лодки — «зажигательный снаряд» — две плавучие мины, соединенные между собой мягким тросом. Подведя подводную лодку точно под днище вражеского корабля, командир должен был высвободить Снаряд, который всплывал, охватывал корпус и прижимался к днищу атакуемого корабля. После этого лодка отходила на безопасное расстояние и взрывала мину, пустив по проводу электрический ток.

Испытания показали, что Александровский выполнил большую часть своих обещаний. Его лодка многократно выходила в море, маневрировала, погружалась, плавала под водой. В 1867 году ее основательно модернизировали и официально приняли «в казну». Несмотря на выявленные недостатки — корабль плохо держал заданную глубину, — успех был достигнут несомненный, и, казалось, перед Александровским открывались широкие возможности. Но, увы, в 1870-х годах для него началась полоса невезения. А в 1881 году, с восшествием на престол нового царя, морское министерство прекратило все отношения с изобретателем, и на сцену выступил С. Джевецкий.

Талантливый изобретатель и отлично образованный инженер, Джевецкий начал работать над проектом подводной лодки в середине 1870-х годов. Морское ведомство отказалось финансировать его работу, и, вынужденный строить лодку на собственные средства, изобретатель решил ограничиться маленьким одноместным судном с ножным приводом. Построенный в 1878 году образец положил начало целой серии подводных лодок Джевецкого.

Хотя по своим тактико-техническим данным лодка Джевецкого (9) сильно уступала лодке Александровского, конструктивно она была отработана неплохо. Конечно, ни обтекаемый корпус, ни хорошо продуманная система погружения-всплытия не могли компенсировать ее принципиальных недостатков: слабого мускульного двигателя и ненадежного минного оружия.

Третья модель Джевецкого находилась в строю до конца 1886 года, когда ее дальнейшее использование признали нецелесообразным. А вскоре была предпринята попытка Норденфельта продать России свою подводную лодку (10).

Знаменитый шведский изобретатель, прославившийся созданием скорострельных пушек, Норденфельт начал работать в области подводного плавания с 1879 года совместно с англичанином Гарретом.

В 1887 году в Англии была построена четвертая лодка Норденфельта — корабль водоизмещением 160/245 т с машиной в 500 л. с., способный на поверхности развивать скорость 15 — 18 узлов. Но представитель русского морского министерства, осмотрев корабль, дал отрицательное о нем заключение. Лодку решено было не покупать, и русское Морское ведомство забросило идею подводного плавания вплоть до 1900 года.

Г. СМИРНОВ

По просьбе читателей в следующих выпусках «Морской коллекции» будут публиковаться, помимо исторического очерка об эволюции подводных лодок, подробные рассказы о русских субмаринах, изображаемых на цветной вкладке.





6. Подводная лодка Шильдера, Россия, 1834 г.



7. Подводная лодка Бауэра, Россия, 1855 г.



8. Подводная лодка Александровского, Россия, 1866 г.



9. Подводная лодка Джевецкого, Россия. 1881 г.



10. Подводная лодка Норденфельта, Россия, 1838 г.



Источник: "Моделист-Конструктор" 1973, №11
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100