НА ЛАГЕ ИСТОРИИ — 100

Итак, миноносцам, как классу поенных кораблей, в 1977 году исполняется ровно век. В жизни военно-морских флотов это и не пожилой возраст (крейсеры старше втрое), и не юношеский (ракетные катера моложе втрое), а самым что ни на есть зрелый период наибольших возможностей.

На основе опыта первой англо-голландской войны (1652-1654 гг.] впервые в истории была установлена классификация боевых кораблей и определены их задачи. В этой табели о рангах два первых места занимали линейные корабли и фрегаты, появившиеся несколько раньше. Последние вскоре стали крейсерами.

Линейные корабли, сменившие во второй половине XIX века паруса на паровые машины, надевшие тяжелую, толстую броню, сохранившие мощную артиллерию, «стояли» во флотах всех морских держав в качестве главных сил, казалось, как могучие дубы. Правда, этот дуб был почти голый: он не имел раскидистых ветвей в виде ярко выраженных подклассов и принципиально новых разновидностей. Ибо и многодечные парусные корабли, и паровые броненосцы, и башенные «додредноуты», и собственно дредноуты, и новейшие сверхлинкоры предназначались, в сущности, для решения одной и той же задачи (уничтожение себе подобных сил противника), имели одно и то же вооружение (крупнокалиберную артиллерию) и прибегали к одним и тем же приемам ведения боя (генеральное сражение).

Мощная гроза в облике авианосцев свалила во вторую мировую войну эти более чем трехвековые дубы. Линкоры стали предметом истории, но не реальной силой современных флотов: для ударной авиации, тем более ракетоносной, они превратились в огромные дорогостоящие мишени, неспособные оказать ей какое-либо существенное противодействие.

Крейсеры оказались подобны соснам: они гнулись под напором исторических ветров в ту или иную сторону, но до сих пор, хотя им тоже 300 лет, не сломились и продолжают жить. Задачи, стоящие перед ними, правда, не так часто, но все же варьировались, менялось и вооружение. Поэтому ствол у этого «дерева» оказался не столь голым, как у линкоровского дуба, в зависимости от задач, условий их решения и вооружения, на нем в разное время появились неравноценные ветви: существовали крейсеры, различные по рангу (I, II), по «весу» (легкие, тяжелые), по месту в бою (линейные), по вооружению (артиллерийские, минные, ракетные), по задачам (противовоздушной обороны, противолодочные). Видимо, такая гибкость и позволила крейсерам в отличие от линейных кораблей выстоять, выжить и остаться о составе современных флотов как классу военных кораблей.

Миноносцы можно, пожалуй, сравнить с вьюнком: появившись как класс военных кораблей в 1877 году, он не только постоянно рос вверх, часто меняя направление гибкого стебля, но и дал многочисленные отростки. Родившись на заре парового флота, миноносцы развивались быстро и бурно. Ни один другой класс кораблей не претерпел столько изменений, не приобрел подобной универсальности, не стал таким многочисленным и не имел такого количества разновидностей, вызванных к жизни в каждом историческом периоде конкретными условиями ведения боевых действий на море.

Следует заметить, что если линейные корабли были в основном «ребенком» английского флота, а крейсеры имели нескольких «родителей» (флоты Франции, Италии, Германии), то миноносцы — наше русское детище. Чтобы убедиться в этом, достаточно проследить за основными моментами их появления и развития.

В 1865 году талантливый русский изобретатель И. Ф. Александровский, живший в Кронштадте, разработал принципиально новое, специфически морское оружие: торпеду. Первый ее образец имел значительно лучшие тактико-технические данные, чем появившаяся позднее на Западе так называемая самоходная мина Уайтхеда.

Новое оружие потребовало создания соответствующего корабля-носителя, и вскоре они появились в русском флоте, хотя мировое судостроение тогда еще не имело опыта проектирования кораблей с торпедным вооружением. Первыми носителями торпед стали минные катера и миноноски.

Минные катера были фактически обычными паровыми разъездными катерами, приспособленными замечательным военным моряком-новатором С. О. Макаровым для стрельбы торпедами. Два таких катера — «Чесма» (1) и «Синоп» (2) 14 февраля 1878 года добились первого в истории успеха, потопив торпедами турецкий сторожевой корабль «Интибах», находившийся на Батумском рейде.

Миноноски, хотя и являлись первыми кораблями специальной постройки, больше походили на паровые прогулочные яхты малого водоизмещения. Они несли одну-две торпеды и, как правило, не имели артиллерии.

Успех, достигнутый русскими моряками, продемонстрировал всему миру возможность уничтожения кораблей противника торпедами, в качестве носителей которых использовались маленькие катера. Вместе с тем стало очевидным, что малая мореходность и дальность плавания не позволяют им наносить удары по удаленным целям, а отсутствие артиллерийского вооружения — обороняться.

Стремление расширить боевые возможности носителей торпедного оружия обусловило появление в русском флоте первенца мореходных миноносцев. Так, «Взрыв» (3) стал родоначальником нового класса боевых кораблей, развитие которых изображено на схеме. Именно с того момента началась бурная и сложная эволюция миноносцев, в которой русские инженеры и морские специалисты играли ведущую роль, а созданные ими корабли зачастую копировались за рубежом, в частности «Батум» (4), обладавший хорошими мореходностью и дальностью плавания, и «Котлин» (5), впервые получивший два винта, что существенно улучшило его маневренность и повысило живучесть.

Активное совершенствование миноносцев стало возможным благодаря тому, что при их создании широко использовались новейшие достижения науки и техники, причем зачастую раньше, чем в строительстве других кораблей. Так, именно эти корабли стали строить крупными сериями (по нескольку десятков и даже сотнями), именно при их сооружении впервые был применен сборно-секционный метод, клепку заменили сваркой и т. д. Угольные котлы и поршневые машины на них были заменены нефтяными котлами и турбинами, а сейчас все более широкое распространение получают газотурбинные и другие силовые установки.

В период первой мировой войны шедевром всемирного кораблестроения стали русские эсминцы типа «Новик» всех модификаций (12, 14, 15, 18, 19), значительно превосходившие лучшие зарубежные в течение многих лет. Долгие годы они служили эталоном при создании комплексов вооружения для боевых действий на море.

Надо отдать должное отечественным ученым и конструкторам в разработке и внедрении высокоэффективных систем вооружения для миноносцев и их технического оснащения: они всегда были на высоте. Так, например, первыми, и намного раньше зарубежных, у нас отказались от неподвижных носовых торпедных аппаратов, заменив их на «Пернове» (6) сначала однотрубными, а затем двухтрубными поворотными, установленными на палубе. Позднее (на "Новиках") появились наводящиеся трехтрубные торпедные аппараты, а на первых советских эсминцах типа «Гневный» (25] наводка производилась по данным автоматических приборов управления стрельбой.

Однако, несмотря на усилия ученых и конструкторов разных стран, темпы развития торпедного оружия отставали от темпов развития миноносцев. При своем рождении «плавательные» способности миноносцев (мореходность, дальность плавания, скорость) не позволяли им полностью использовать потенциальные возможности торпед. В первую мировую войну тактико-технические данные миноносцев улучшились, и они в полной мере могли использовать это оружие. Во второй мировой войне свойства торпед (малые дальность и скорость хода, отсутствие самонаведения) уже не отвечали боевым задачам, требовавшим сближения носителей с целью на короткие, опасные дистанции.

Вместе с тем миноносцы благодаря техническому совершенству и хорошему оснащению очень рано зарекомендовали себя универсальными кораблями, способными, кроме уничтожения надводных целей, производить разведку, конвоировать суда, обстреливать береговые объекты противника, обеспечивать высадку десантов, ставить мины и т. д. В результате, как видно на приводимой схеме, уже к началу русско-японской войны миноносцы имели несколько разновидностей аналогично отросткам на стебле вьюнка. Дальнейшее развитие этого класса боевых кораблей привело к отмиранию одних отростков и к появлению других.

В первую мировую войну впервые стало ясно, какую большую опасность для надводных кораблей и транспортов представляют подводные лодки. Эсминцы были одними из первых «мобилизованы» для противолодочной обороны судов и кораблей. Во вторую мировую войну угроза торпедных ударов из-под воды настолько возросла, что для эсминцев борьба с подводными лодками превратилась в первостепенную задачу. Для ее решения потребовались не только специальное вооружение и техническое оснащение, но и особые разновидности кораблей данного класса.

После окончания второй мировой войны, несмотря на очевидность того, что миноносцы в решении задачи уничтожения надводных кораблей с помощью торпед исчерпали свои возможности, во флотах всех стран «по инерции» продолжалось строительство их нового поколения. Были такие «классические» эсминцы и в советском ВМФ — это корабли типа «Смелый» (35) и типа «Пламенный» (39), созданные с учетом опыта войны и увеличения района плавания. Они имели довольно сильное по тем временам противолодочное оружие, включавшее реактивные многоствольные бомбометы и гидроакустическую аппаратуру. Их зенитное вооружение было усилено.

Одновременно в состав флотов входили и противолодочные эсминцы нескольких разновидностей. Одними из представителей таких кораблей в нашем флоте были эсминцы УРО типа «Бойкий» (43). У них торпеды служили уже не для надводных, а для подводных целей. Для ударов же по надводным кораблям они имели специальные ракеты.

В результате технической революции в военном деле, начавшейся в 50-х годах, подводные лодки (особенно с атомной энергетикой и ракетным вооружением) стали одной из главных ударных сил флотов морских держав. В связи с этим миноносцы полностью переродились в корабли для борьбы с подводными лодками. Чтобы решить эту задачу, ставшую основной для эсминцев, их вооружили самонаводящимися в двух плоскостях торпедами, ракето-торпедами, реактивными многоствольными бомбометами, вертолетами, гидроакустической аппаратурой. В качестве противовоздушной обороны они имеют зенитные ракеты, универсальную автоматическую артиллерию, радиолокационные приборы.

Для борьбы с лодками во флотах разных стран сейчас существует несколько разновидностей кораблей, относящихся по-прежнему к классу эсминцев, так как основным оружием у них осталась торпеда, хотя и предназначенная для иных, чем прежде, объектов. К числу лучших иностранные специалисты относят советские большие противолодочные корабли типа «Способный» (48).

Миноносцы были и остаются концентрированным материальным выражением новейших достижений науки, техники и военно-морской мысли. В ближайшей о перспективе видятся быстроходные корабли этого класса. Вооруженные еще более «умными» торпедами, ракето-торпедами и ракетами, они, обладая большой скоростью, смогут контролировать просторы Мирового океана, предупреждая ракетно-ядерные удары подводных лодок возможного противника.

Современные корабли этого класса нашего ВМФ, как показали учения «Океан» и другие, способны решать стоящие перед ними задачи защиты интересов стран социализма и сохранения мира на земле.

И. ЧЕРНЫШЕВ







Источник: "Моделист-Конструктор" 1977, №2
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100