УЧИТЫВАЯ БОЕВОЙ ОПЫТ

Уже в ходе второй мировой войны начали разрабатывать эскадренные миноносцы, которые соответствовали изменившимся условиям ведения боевых действий. Накопленный опыт требовал довольно существенного изменения в вооружении и оснащении кораблей этого класса.

Так как главной задачей эсминцев теперь стала охрана кораблей и транспортов и борьба с подводными лодками, то при создании новых проектов большое внимание было обращено на усиление противолодочного комплекса. Он включал специальное вооружение (обычные и реактивные глубинные бомбы, бомбометы) и средства, необходимые для его использования (гидроакустическая аппаратура и приборы управления бомбометанием).

Увеличение угрозы воздушного нападения требовало создания более мощного зенитного комплекса: специальных артиллерийских установок, радиолокаторов, дальномеров и приборов управления стрельбой.

Первые такие эсминцы появились в составе флотов главных морских держав в конце войны или вскоре после ее окончания. Большинство из них строилось довольно крупными сериями (в США, например, в 30-45 единиц) с применением новейшей технологии.

В Советском Союзе первенцами послевоенных лет стали эсминцы типа «Смелый» (35). У них был удлиненный полубак, приподнимавшийся к форштевню; это значительно улучшало мореходность. Во время второй мировой войны эскадренные миноносцы плавали только во внутренних морях и прибрежных районах. Теперь же с изменением конструкции корпуса, увеличением размеров, водоизмещения и дальности плавания получили возможность действовать на океанских просторах. Достижения науки и техники позволили усовершенствовать технологию и сократить сроки строительства. В частности, корпуса стали делать не клепаными, а сварными, и собирались они секционным методом. Это было важным шагом вперед в мировом кораблестроении.

Эсминцы типа «Смелый» имели длину 120,5 м, ширину 12,0 и осадку 4,0 м при водоизмещении 2325 т. Паротурбинные установки обеспечивали кораблю скорость до 36 узлов. Вооружение состояло из четырех 130-мм орудий, размещенных попарно в двух башнях, двух 85-мм и семи 37-мм зенитных автоматических пушек, двух пятитрубных торпедных аппаратов с легким бронированием. Приборы управления стрельбой работали по данным от оптических дальномеров и радиолокаторов. Противолодочное вооружение состояло из нескольких бомбометов, гидролокатора и приборов управления бомбометанием. На палубу можно было принимать несколько десятков мин заграждения.

По тактико-техническим данным новые советские эсминцы не уступали зарубежным, а по некоторым показателям (скорости, артиллерийскому и торпедному вооружению для своего водоизмещения) превосходили их.

Из иностранных кораблей данного класса наиболее характерными являются представители флотов Англии и США.

Американские эсминцы типа «Гиринг» (36), вступившие в строй в 1945-1946 годы, имели водоизмещение 3479 т, длину 119,0 м, ширину 12,4 и осадку 5,8 м. Главная силовая установка мощностью 60000 л. с. позволяла развивать скорость до 35,0 узлов. Дальность плавания 15-узловым ходом равнялась 5800 милям. Они были вооружены четырьмя 127-мм универсальными пушками, расположенными попарно в двух башнях, тремя спаренными зенитными автоматическими установками калибра 40 мм, двумя трехтрубными торпедными аппаратами и одним многоствольным реактивным противолодочным бомбометом. Экипаж 274 человека.

Английские эскадренные миноносцы типа «Бэттл» (37), вошедшие в состав флота в 1947 году, при водоизмещении 3430 т имели длину 115,5 м, ширину 12,3 и осадку 5,3 м. Мощность глазной силовой установки 50 тыс. л. с. обеспечивала скорость 30,5 узла и дальность плавания 20-узловым ходом 3 тыс. миль. Их вооружение: четыре универсальные 114-мм пушки, размещенные попарно в двух башнях, двенадцать 40-мм автоматических зенитных пушек, два пятитрубных торпедных аппарата и один многоствольный противолодочный реактивный бомбомет. Экипаж 268 человек.

Страны, не принимавшие непосредственного участия в войне, также учитывали ее опыт при постройке новых кораблей. Так, состав ВМС Швеции в 1947-1948 годах пополнился эсминцами типа «Эланд» (38) водоизмещением 2400 т. Их длина 111,0 м, ширина 11,2 и осадка 3,4 м. Мощность главной силовой установки 44 тыс. л. с., максимальная скорость 35,0 узлов, дальность плавания 20-узловым ходом 2500 миль. На вооружении они имели четыре универсальных 120-мм орудия (попарно в двух башнях), шесть 40-мм и восемь 20-мм зенитных автоматических пушек, два трехтрубных торпедных аппарата, два многоствольных противолодочных реактивных бомбомета. Могли принять на палубу 60 мин заграждения. Экипаж 210 человек.

Характерное явление в постройке эсминцев этого периода — заметное сокращение артиллерийских «точек» главного калибра (с четырех до двух) и значительное увеличение числа стволов зенитной артиллерии (особенно автоматической). При этом орудия главного калибра стали размещать, как правило, попарно в башнях. Кроме того, на многих эсминцах главный калибр стал универсальным, то есть способным вести огонь как по наземным (морским и береговым), так и по воздушным целям. Зенитные установки стали спаренными и счетверенными, хотя калибр автоматических пушек увеличился в среднем вдвое.

На всех кораблях, в том числе и на эсминцах, появилось в дополнение к радиосвязи очень развитое радиолокационное хозяйство, существенно изменившее архитектуру надстроек, а с ней и силуэт корабля.

Обязательным элементом оснащения эсминцев стала гидроакустическая аппаратура (шумопеленгатор и гидролокатор), необходимая для успешного применения противолодочного вооружения. На большинстве новых кораблей данного класса бомбосбрасыватели были заменены бомбометами, а обычные бомбы — реактивными.

Почти на всех эсминцах новой постройки число торпедных аппаратов осталось прежним — два, но число труб в каждом из них увеличилось с трех-четырех до пяти, что обеспечивало выполнение полноценного залпа. Аппараты получили легкое бронирование, защищающее личный состав от пуль и осколков.

Сравнение новых эскадренных миноносцев с их собратьями, участвовавшими во второй мировой войне, свидетельствует о значительном росте мощности вооружения кораблей, особенно противолодочного и зенитного. По размерам новые эсминцы догнали, а по водоизмещению даже перегнали лидеров довоенной и военной постройки. И тем не менее эти эсминцы еще далеко не полностью учитывали боевой опыт и не были последним словом в кораблестроении.

И. ЧЕРНЫШЕВ



35. «Смелый» (СССР)



36. «Гиринг» (США)



37. «Бэттл» (Англия)



38. «Эланд» (Швеция)



Источник: "Моделист-Конструктор" 1976, №8
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100