Архив журнала Моделист-Конструктор
|
Управляемая торпеда Симса Эдисона: 1,3 сигнальные мачты, 2 поплавок, 4 заряд ВВ, 5 барабан, 6 рукав для провода, 7 электродвигатель, 8 провод.
Первое успешное испытание торпеда Симса-Эдисона выдержала в 1887 году. Через пять лет она была доведена до мелкосерийного производства и даже принята на вооружение в США, а также закуплена Россией. Однако высокая стоимость и сложность эксплуатации не позволили получить ей широкое распространение. Еще менее жизнеспособным оказалось развитие данной схемы — торпеда французского физика Э. БранЛи, построенная в начале нашего века и управляемая с помощью радиоволн. Гигантский подводный снаряд массой около 4 т оказался неприемлемым для боевого использования.
Следующим этапом в развитии управляемого торпедного оружия стало появление систем самонаведения. Первое устройство такого рода спроектировал американский инженер С. Гаскинс еще в начале нашего века. Оно представляло собой специальный прибор, реагирующий на магнитное поле корабля и связанный с рулями торпеды. Создавая свою систему, Гаскинс впервые столкнулся с проблемой защиты торпеды от магнитного поля корабля-носителя. Задача была решена весьма успешно: головка самонаведения включалась специальным часовым механизмом лишь после того, как торпеда отходила от выпустившего ее носителя на достаточное расстояние. Дальность захвата корабля-цели электромагнитной головкой составляла около 100 м. Вся система Гаскинса представляла собой отдельный блок массой 55 кг, который можно было установить почти на любой торпеде. Однако разработка американского изобретателя для своего времени показалась настолько невероятной, что ни одна фирма не взялась за ее воплощение “в металле”.
Основной недостаток идеи Гаскинса — это привязка к электромагнитному излучению цели, что само по себе априорно предполагало малую дальность действия системы. В этом отношении гораздо более перспективными оказались устройства, направляющие торпеду на акустическое поле корабля. Именно такую идею впервые предложили советские инженеры еще в 1927 году. Длительные исследования завершились в 1938 году испытанием первой в нашей стране торпеды с акустическим самонаведением (АСН). Правда, у созданного образца были выявлены некоторые недостатки, исправить которые помешала начавшаяся война. В результате приоритет создания первой АСН торпеды оказался принадлежащим Германии.
Работы по проектированию самонаводящихся торпед немцы начали в 1934 году. Однако первые реальные образцы нового оружия им удалось изготовить только после начала второй мировой воины. Вслед за неудачной T-IV “Фальке” в 1943 году была создана АСН торпеда T-V “Цаункениг” — “Королевский забор”. Название данного “чудо-оружия” свидетельствует о его основном назначении: нацисты собирались блокировать этим “забором” Британские острова.
Головка самонаведения “Цаункенига”, состоящая из двух разнесенных гидрофонов, захватывала цель в секторе 30°. Дальность захвата зависела от уровня шума корабля-цели; обычно она составляла 300—450 м. Низкая собственная шумность, достигнутая благодаря применению электрической силовой установки, а также вполне приличная скорость — 24,5 узла — делали борьбу с торпедой весьма затруднительной. До конца войны единственным противодействием АСН торпедам гитлеровского флота стали разработанные в Англии специальные буксируемые устройства — “фоксеры”, создававшие шум в 10—100 раз более мощный, чем гребные винты корабля.
“Цаункениг” создавался в основном для подводных лодок, но в ходе войны поступил и на вооружение фашистских торпедных катеров. Модификация торпеды T-Va для “шнелльботов” имела дальность хода 8000 м при скорости 25 узлов.
Вместе с тем эффективность “Королевского забора” оказалась низкой. Чрезмерно сложная система наведения (а она включала 11 ламп, 26 реле, 1760 контактов и 30 км проводов!) била крайне ненадежной. А если еще учесть недостаточный опыт моряков “кригсфлотте” и принятые странами антигитлеровской коалиции меры безопасности, станет ясно, почему из 640 торпед T-V, выпущенных немцами за годы второй мировой войны, в цель попали только 58. Процент попаданий обычными торпедами в германском флоте был в три раза выше.
В самом конце войны в Германии была разработана очень любопытная торпеда “Лерхе” (“Жаворонок”), в которой удалось объединить две системы — телеуправления и АСН. Торпеда управлялась оператором с корабля-носителя с помощью многожильного кабеля длиной около 6 км, а на конечном участке включалась головка самонаведения. Правда, поступить на вооружение он” не успела.
Системы наведения немецких торпед обоих типов стали прототипами целого семейства АСН оружия, впоследствии принятого во многих странах. К примеру, появившаяся в 1945 году американская торпеда Мк-27 была идентична немецкой T-V, а созданная в 50-е годы Мк-39 почти в точности повторяла “Лерхе”.
Эволюция торпеды как вида вооружения в послевоенные годы приобрела явную противолодочную направленность. Действительно, именно самонаводящаяся торпеда стала основным противником современных атомных субмарин. Поэтому подавляющее большинство современных торпед — противолодочные или В крайнем случае двухцелевые.
Принципиально системы наведения остались теми же, что были созданы в годы второй мировой войны. Обычно это управление по проводам в сочетании с активным АСН. Правда, в последнее время большое внимание уделяют проектированию систем, наводящихся на кильватерный след корабля, но все они до сих пор носят характер экспериментов.
Важные усовершенствования претерпели и энергетические установки. Например, все шире начинает применяться твердое топливо (американская торпеда Мк-46 мод. 0) и однокомпонентное ракетное (торпеда Мк-48 мод. 1).
Современная торпеда — это комплекс сложнейшей автоматики, вычислительной техники, емких источников энергии. Достаточно сказать, что на борту разрабатываемой в настоящее время во Франции торпеды “Мурена” размещено два компьютера: один из них управляет энергетической установкой, выбирая оптимальный режим движения, другой — системой самонаведения. Причем ЭВМ позволяет не только распознавать и классифицировать цели, но и отличать их от имитаторов и ловушек, а также обеспечить попадание в наиболее уязвимое место корабля противника.
САМОНАВОДЯЩИЕСЯ ТОРПЕДЫ
|
Тип, страна, год создания |
Калибр, мм |
Длина, м |
Вес, кг: торпеды/ заряда |
Дальность, м (скорость,узлы) |
Система наведения |
T-V “Цаункёниг”, Германия, 1943 г. |
533 |
7.2 |
1500/274 |
5700 (24) |
пассивное АСН |
Мk-37 мод. 0, США, 1953 г |
482 |
3,52 |
780/— |
7000 (30) |
по проводам и АСН |
Mk-45 “Астор”, США, 1964 г. |
482 |
5,8 |
1100/атомный 10 кт |
11000 (40) |
по проводам |
Мk-48 мод. 1, США, 1972 г |
533 |
5.8 |
1630/300 |
25000 (50) |
активно-пассивное АСН |
Мk-46 мод. 1, США, 1967 г. |
324 |
2,67 |
258/40 |
11000 (45) |
“ |
SST-4, ФРГ, 1975 г. |
533 |
6,39 |
1200/ 260 |
18000 (35) |
“ |
Мk-24 мод. 0, “Тайгерфиш”, Англия, 1974 г. |
533 |
6,46 |
1550/360 |
13700 (35) |
“ |
“Мурена”, Франция, 1991 г. (план) |
324 |
- |
295/60 |
9000 (50) |
“ |
Б. КОЛЧАНОВ, инженер |
Акустическая торпеда NT-37C (модернизированная Мк-37): 1 заряд ВВ, 2 топливо, 3 аккумулятор, 4 система самонаведения, 5 регулятор скорости, 6 камера сгорания, 7 рулевой механизм, 8 двигатель. |
Желобный торпедный аппарат катера типа Г-5 (СССР): 1,2 баллоны со сжатым воздухом для привода поршня и тормоза, 3 поршень, 4 направляющая, 5 тормоз, 6 пусковой механизм двигателя. |
Трубчатый торпедный аппарат катера типа «Большевик» (СССР): 1 крышка, 2 пороховая камора, 3 механизм установки глубины хода, 4 электрический обогреватель, 5 газовый кран, 6 направляющие элементы. |
Бугельный торпедный аппарат катера типа «Брейв» (Англия). |
Размещение трубчатых торпедных аппаратов кормового сбрасывания в корпусе катера типа KTS (ГДР).
|