ТРИУМФАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ РАКЕТНЫХ КАТЕРОВ

В предыдущем номере мы писали, что после ракетного залпа у Порт-Саида, пустившего на дно израильский эсминец “Эйлат”, в мире начался настоящий “ракетно-катерный бум”. И если в 1970 году в ВМС капиталистических государств насчитывалось лишь несколько таких катеров, то к середине 80-х их число превысило 400. При этом обращает на себя внимание тот факт, что в составе флотов Англии, Италии и Японии водоизмещающих ракетных катеров нет вообще. Зато такие западноевропейские страны, как ФРГ, Норвегия, Швеция, Греция и Дания, владеют довольно крупными эскадрами кораблей этого класса. К началу 1987 года в ФРГ их насчитывалось 40, в Норвегии — 39, в Швеции — 30, в Греции — 16, в Дании — 10. В Азии, Африке и Латинской Америке на первом месте по числу ракетных катеров стоит Тайвань (57 единиц), за ним следует Египет (32 единицы) и Израиль (28 единиц). И тем не менее число основных типов ракетных катеров, разработанных за рубежом, не превышает десятка. Ведущее место в этой области с самого начала принадлежало Франции, где на базе заурядного противолодочного катера “Ла Комбаттант” 1 было создано многочисленное семейство весьма удачных ракетных катеров, широко поставлявшихся в другие страны и нередко строившихся там по лицензиям. Основным недостатком “Ла Комбаттант” 1 являлась сравнительно невысокая скорость. Французские кораблестроители, заменив два дизеля мощностью по 1920 л. с. четырьмя по 3000—3500 л. с., смогли довести скорость хода до 38—40 узлов. Это, в свою очередь, позволило создать более совершенную платформу размещения новейших систем ракетного оружия, что сразу же обратило на “Ла Комбаттант” 2 внимание ряда заказчиков, первым из которых стал Израиль.

После оккупации Синайского полуострова в 1967 году протяженность морского побережья этой страны увеличилась в четыре раза, и израильский флот спешил получить быстроходные ракетные катера. В 1968—1969 годах он заказывает двенадцать катеров типа “Саар” (водоизмещение 250 т, суммарная мощность двигателей 13 500 л. с., скорость хода до 45 узлов). Они строились во Франции, а вооружались в Израиле протквокорабельными ракетами “Габриель” Мк1, одним 76-мм или одним 40-мм орудием.

С 1973 года Израиль начал вводить в строй новую серию кораблей, состоящую из двенадцати катеров типа “Решеф” собственной постройки (водоизмещение 415 т, суммарная мощность четырех дизелей 12000 л. с., скорость хода 32 узла, пять ПКР “Габриэль” Мк2, две 76-мм артустановки и два 20-мм автомата).

В 1975 году в существующий проект были внесены изменения: полное водоизмещение увеличили до 450 т, вместо четырех стали устанавливать два дизеля суммарной мощностью 10680 л. с. Позже на катерах типа “Решеф” появились ПКР “Гарпун” американского производства. В 1980 году два таких катера купила Чили, двенадцать заказала ЮАР, причем Израиль поставил ей только три единицы, остальные девять были построены на южноафриканских верфях.

Следующим заказчиком катеров “Ла Комбаттант” 2 стала Греция. Начало эскадре положили заказанные в 1971— 1972 годах четыре катера типа “Ипоплиархос Батсис”. Эти корабли отличались от поставленных Израилю главным образом вооружением: вместо ПКР “Габриэль” их оснащали четырьмя пусковыми установками ПКР “Экзосет”, двумя двухствольными 35-мм автоматами и двумя торпедными аппаратами. Греция была и первым государством, заказавшим новую модификацию катера “Ла Комбаттант” 3 (178). И в 1977 году на французских верфях началась постройка десяти катеров типа “Антиплиархос Лаксос”. Первые четыре вооружались ПКР “Экзосет”, остальные — ПКР “Пингвин”.

Как только Федеративная Республика Германия получила разрешение на возрождение военно-морского флота и в следующем, 1955 году вступила в НАТО, ее флот начал осуществлять блокаду балтийских проливов. В конце 60-х годов для действий в проливной зоне и на подходах к ней создаются ударные группы ракетных катеров, взаимодействующих с авиацией. Учитывая требования момента, в ФРГ в 1971 году объявляют конкурс на конструкцию таких катеров. Одновременно Франции заказывается двадцать кораблей (проект 148) типа “Ла Комбаттант” 2, позже получивших название “Тигр” (179).

Пока в 1972—1975 годах их сдавали флоту, в ФРГ продолжалась интенсивная работа над конкурсными проектами. Неожиданностью для всех стала победа электротехнического концерна “АЕГ-Телефункен”, субподрядчиками которого по конструкции корпуса выступали известные катерные фирмы “Люрсен” и “Крюгер”. Кроме них, в разработке оборудования участвовало еще около 30 фирм. В результате был создан большой катер “Альбатрос” (проект 143). В 1976—1977 годах десять таких кораблей вступили в состав флота. Затем конструкцию усовершенствовали, и в 1982— 1984 годах военно-морским силам поставили последние десять катеров модификации “Гепард” (проект 143А).

По мнению морских специалистов, эти корабли продолжают традиционный тип германского водоизмещающего катера: круглоскулые обводы необычайно длинного корпуса, большое водоизмещение и дальность плавания, хорошие мореходные качества, но умеренная скорость хода. Хотя главное назначение этих катеров — действия в составе ударных групп против кораблей и судов противника, они относятся к типично многоцелевым и могут использоваться как противолодочные и минные заградители.

Швеция, заинтересовавшись ракетными катерами, решила воспользоваться опытом своего соседа — Норвегии, где в 1972 году и приобрела “Ягарен” — усовершенствованный катер типа “Сторм”. Его эксплуатация подтвердила перспективность применения ракетных катеров в средней зоне шведской морской обороны. В мае 1975 года норвежской фирме “Бергенс Меканиска Веркстедер” был выдан заказ на 16 ракетных катеров типа “Хугин” (180), представлявших собой модифицированный “Ягарен”. Этот шведский заказ оказался для Норвегии выгодным вдвойне. В 1977—1980 годах она, используя накопленный опыт, построила для своего флота 14 подобных катеров типа “Хаук”.

В 1983—1984 годах шведы перевооружили ракетами двенадцать торпедных катеров типа “Норчеппинг” (“Спика-2”), а в 1985 году ввели в строй два новых ракетных катера типа “Стокгольм” (181), которые относятся к типу “Спика-3”.

Новому классу боевых кораблей отдал должное и датский флот. В частности, на него командование НАТО возлагает в числе других задач блокаду балтийских проливов и действия против кораблей противника в Балтийском и Северном морях. Планируя программу развития своего флота на 1973—1982 годы, датчане включили в нее постройку десяти ракетных катеров. Разработка проекта была заказана западногерманской фирме “Люрсен”. Взяв за основу торпедный катер “Плеяд”, спроектированный ею в 50-х годах для Швеции и послуживший прототипом для шведских катеров “Спика-1” и “Спика-2”, фирма создала универсальный катер под смешанное артиллерийско-ракетно-торпедное вооружение. Первый головной корабль “Виллемоэс” (182) сдали датскому флоту в 1975 году, затем на протяжении двух лет остальные девять. Все они строились на датской верфи в Фредериксхавне.

Английский флот традиционно не проявлял никакого интереса к малым ракетным кораблям, что явно контрастирует с той активной деятельностью, которая проявляется английскими катеростроительными фирмами на мировом рынке. Единственным ракетным катером, так и не вошедшим в состав британского флота, считается “Тинейсити”, построенный в инициативном порядке фирмой “Воспер-Торникрофт” в 1972 году (водоизмещение 220 т, суммарная мощность комбинированной дизельно-газотурбинной установки 12 750 л. с., скорость хода 39 узлов).

Создавая этот катер, фирма поставила целью разработать эффективную подвижную платформу, на нее по желанию заказчика могла устанавливаться любая из существующих систем катерного вооружения. Для этого в кормовой части корпуса выделены места для четырех пусковых установок противокорабельных ракет (по выбору заказчика это могли быть “Пингвин”, “Габриэль”, “Экзосет” и др.), а в носовой — место для орудийной башни (35-мм “Эрликон”, 76-мм “ОТО Мелара”, 76-мм или 57-мм “Бофорс” и др.).

Несмотря на совершенные технические данные “Тинейсити”, он, в отличие от торпедных и сторожевых катеров английской постройки, долгое время не пользовался успехом на мировом рынке. Только Венесуэла заказала в 1972 году шесть катеров типа “Конститусьон”, основой для которых послужил корпус “Тинейсити”. Но как мало походили венесуэльские катера на свой прототип. Вместо комбинированной установки мощностью 12 750 л. с. осталось только два дизеля по 3540 л. с., а скорость при этом снизилась с 39 до 31 узла. Противокорабельные ракеты оказались чересчур дорогими для Венесуэлы, и на большей части катеров вместо них устанавливалось более дешевое артиллерийское оружие.

Но во второй половине 70-х годов положение начинает меняться. В 1977 году “Воспер-Торникрофт” получает от Египта заказ на шесть ракетных катеров типа “Рамадан” (324 т, мощность четырех дизелей 17150 л. с., скорость хода 35 узлов. Вооружение: четыре ПКР “Отомат”, одна 76-мм артустановка, два 40-мм автомата). Вскоре Бруней заказывает сингапурскому филиалу фнрмы два модернизированных ракетных катера типа “Конститусьон” — “Васпада” и “Сетерия”. А в 1979 году “Воспер-Торникрофт” получает от Омана заказ на пять самых крупных в практике фирмы катеров типа “Провинс” (370 т, мощность четырех дизелей 15200 л. с., скорость хода 38 узлов. Вооружение: шесть ПКР “Экзосет”, одна 76-мм артустановка, один 40-мм автомат). Другой английской фирме, “Брукс Марин”, Оман заказал еще шесть ракетных катеров типа “Аль Мансур” (180 т, мощность двух дизелей 4800 л. с., скорость. хода 26 узлов. Вооружение: две ПРК “Экзосет”, одна 76-мм артустановка, один 20-мм автомат, два 12,7-мм пулемета).

США, берега которых омываются двумя океанами, после второй мировой воины основное внимание сосредоточили на развитии крупных кораблей и мало занимались катерным флотом. '• Лишь в начале 70-х годов, когда опыт боевых действий на море в ряде районов мира подтвердил высокую боевую эффективность ракетных катеров, американцы форсировали разработку и постройку кораблей этого класса.

Первыми ракетными катерами американского флота стали “Антилопа” и “Риди” — два из семнадцати артиллерийских катеров типа “Эшвилл” (183), вступивших в строй в 1966—1969 годах. В ходе переоборудования на них дополнительно смонтировали две пусковые установки для противокорабельных ракет “Стандарт”.

После их удачных испытаний было принято решение переоборудовать в ракетные еще двенадцать катеров этого типа (к тому времени два из них передали Турции, а один — Южной Корее). Часть переоборудованных кораблей включили в состав американского 6-го флота, действовавшего в Средиземном море.

К концу 70-х годов водоизмещающие ракетные катера, строившиеся на верфях в разных странах мира, условно можно было разделить на три категории по величине водоизмещения: 100—150 т, 230—270 т и 350—420 т. Опыт эксплуатации этих кораблей показал, что оперативные и экономические требования оптимальным образом сочетаются в катерах средней категории. Они мореходны, несут мощное оружие и сравнительно дешевы, что позволяет создавать многочисленные соединения. В катерах меньшего водоизмещения мореходные качества и вооружение приносятся в жертву стоимости. А более крупные катера по стоимости приближаются к кораблям совсем другого класса — корветам или малым ракетным кораблям.

Г. СМИРНОВ



Ракетный катер “АЛЬБАТРОС” (проект 143), ФРГ, 1976 г. Разработан объединением западногерманских фирм, возглавляемых концерном “АЕГ-Телефункен”. Водоизмещение 391 т. суммарная мощность четырех дизелей 18000 л. с., скорость хода 36 узлоз. Длина наибольшая 57,7 м. ширина 7.6 м, среднее углубление 2,5 м. Вооружение: четыре ПКР “Экзосет”, две — 76-мм артустановки, два торпедных аппарата. Первые десять единиц серии строились” по проекту 143, следующие десять — по усовершенствованному проекту 143А , которые несли иное вооружение: четыре ПКР “Экзосет”, зенитный ракетный комплекс ЗРК RAM, одну 76-мм артустановку, при необходимости — мины. На катерах проекта 143 одна 76 мм артустановка впоследствии также была заменена на ЗРК RAM.



178. Ракетный катер“Антиплиархос Лаксос”, Греция, 1977 г. По заказу Греции строился во Франции, положив начало новой модификации ракетных катеров “Ла Номбаттант” 3. Водоизмещение 425 т. Суммарная мощность четырех дизелей 18000 л. с., скорость хода 36 узлов. Длина наибольшая 56,2 м, ширина 8 м, среднее углубление 2,2 м. Вооружение: четыре ПКР “Экзосет” или шесть ПКР “Пингвин”, две 76-мм артустановки, четыре 30-мм автомата, два торпедных аппарата. Построено 10 единиц.



179. Ракетный катер“Тигр” (проект 148), ФРГ, 1972 г. По заказу ФРГ строились во Франции по типу катеров “Ла Комбаттант” 2. Водоизмещение 265 т, суммарная мощность четырех дизелей 12 000 л. с., скорость хода 38 узлов. Длина наибольшая 47 м, ширина 7, среднее углубление 2,1 м. Вооружение: четыре ПКР “Экзосет”, одна 76-мм артустановка, один 40-мм автомат. Построено 20 единиц.



180. Ракетный катер“Хугин”, Швеция, 1978 г. По заказу Швеции строился в Норвегии по типу норвежских ракетных катеров “Хаук”. Водоизмещение 155 т, суммарная мощность двух дизелей 7000 л. с„ скорость хода 34 узла. Длина наибольшая 36,5 м, ширина 6,2 м, среднее углубление 1,5 м. Вооружение: шесть ПКР “Пингвин”, один 40-мм и один 20-мм автомат. Построено 16 единиц.



181. Ракетный катер“Стокгольм”, Швеция, 1985 г. Создан на основе модификации торпедных катеров “Спика-2”. Водоизмещение 320 т, суммарная мощность комбинированной установки 10200 л. с. (газовые турбины 6000 л. с., два дизеля по 2100 л. с.), скорость хода 32 узла. Длина наибольшая 50 м, ширина 7,5 м, среднее углубление 2 м. Вооружение: шесть ПКР “СААБ RBS-15”, одна 57-мм артустановка, один 40-мм автомат, два торпедных аппарата. Предусмотрена возможность приема мин. Всего заказано 6 единиц.



182. Ракетный катер“Виллемозс”, Дания, 1975 г. По заказу Дании спроектирован западногерманской фирмой “Люрсен”, строились в Дании. Водоизмещение 265 т, суммарная мощность комбинированной установки 14350 л. с., (газовые турбины 12750 л. с., два дизеля по 800 л. с.), скорость хода 40 узлов. Длина наибольшая 46 м, ширина 7,4 м, среднее углубление 2,4 м. Возможны три варианта вооружения: 1 — восемь ПКР “Гарпун”, одна 76-мм артустановка; II — четыре ПКР “Гарпун”, одна 76-мм артустановка, два торпедных аппарата; III — одна 76-мм артустановка, четыре торпедных аппарата. Построено 10 единиц.



183. Ракетный катер“Эшвилл”, США, 1974 г. Артиллерийские катера постройки 1966—1969 годов, переоборудованные в ракетные. Водоизмещение 250 т, суммарная мощность комбинированной установки 13950 л. с. (газовые турбины 12500 л. с„ два дизеля по 725 л. с.), скорость хода 40 узлов. Длина наибольшая 50,3 м, ширина 7,3 м, среднее углубление 2,9 м. Вооружение: четыре ПКР “Стандарт”, одна 76-мм артустановка, один 40-мм автомат, два-четыре пулемета. Построено 14 единиц.



Источник: "Моделист-Конструктор" 1988, №8
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100