СКАНДИНАВСКИЕ БРОНЕНОСЦЫ

Создание броненосцев береговой обороны как класса боевых кораблей по праву принадлежит кораблестроителям Скандинавских стран — Дании, Швеции и Норвегии. Опыт русских инженеров в этой области ограничился строительством трех броненосцев типа “Адмирал Ушаков”, а немецких — восьми типа “Зигфрид”. Дания и Швеция, первыми начав разрабатывать эти корабли, продолжали совершенствовать их вплоть до окончания первой мировой войны. Насущная необходимость в них диктовалась в первую очередь географическими особенностями побережья этих стран, береговая линия которых изрезана многочисленными мелководными шхерами. В таких условиях броненосцы береговой обороны становились буквально незаменимыми.

Так, в 1896 году — через десять лет после спуска двухбашенного “Ивера Хвитфельда” (см. “М-К” № 3 за 1984 г.) — в Копенгагене сошел на воду новый броненосец береговой обороны “Скьольд” водоизмещением 2160 т. Датчане попытались создать корабль с углублением 5 м вместо 6 м, с более легким бронированием и артиллерией. Вместо двух 259-мм и четырех 119-мм пушек, которыми был вооружен “Изер Хвитфельд”, на “Скьрльде” установили одно 240-мм и три 119-мм орудия, но зато мощность их повысили за счет удлинения стволов. У пушек главной артиллерии она была увеличена с 35 до 40 калибров, а у пушек средней артиллерии — с 30 до 40.

За этим кораблем в 1899 и 1903 годах последовали два однотипных датских броненосца — “Халуф Тролле” и “Ольферт Фишер”. При водоизмещении 3500 т они имели углубление 5 м и за счет дальнейшего облегчения бронирования несли более сильное артиллерийское вооружение: два 240-мм, четыре 150-мм, десять 57-мм и шесть 47-мм пушек. По-видимому, выработанный тип корабля удовлетворил датских моряков, и в 1908 году в Копенгагене сходит на воду близкий к “Халуфу Тролле” “Педер Скрам” (41).

Последним и самым совершенным датским броненосцем береговой обороны должен был стать “Нильс Джуэль” (42), решение о постройке которого было принято в 1914 году. Согласно проекту на нем планировалось установить два 305-мм орудия и десять 120-мм скорострельных пушек. Однако опыт первой мировой войны показал, что время артиллерийских сражений надводных кораблей в прибрежных водах миновало; мелководье, минные заграждения, миноносцы, торпедные катера и подводные лодки сделали приближение тяжелых артиллерийских кораблей противника к берегам практически невозможным. Зато стало ясно, что главным потенциальным противником броненосца береговой обороны будут легкие силы — миноносцы, катера, десантные суда, дирижабли и самолеты. Вот почему спущенный на воду в 1918 году “Нильс Джуэль” был вооружен иначе, чем планировалось. Вместо 305-мм и 120-мм орудий на нем установили десять 150-мм скорострельных орудий, две 47-мм пушки и четыре 57-мм зенитки.

Стремительное развитие военной авиации после первой мировой войны побудило датчан в 1935—1936 годах модернизировать “Нильса Джуэля”, угол возвышения 150-мм орудий увеличили до 30° и установили четыре прожектора. В дальнейшем, когда стала ясна ценность автоматического малокалиберного оружия в борьбе против вражеских пикировщиков, зенитную артиллерию броненосца усилили. Вместо двух 47-мм пушек на нем установили пять спаренных установок 20-мм автоматов и четырнадцать 8-мм пулеметов. Подобное же изменение претерпело и артиллерийское вооружение “Педера Скрама”, однако датским броненосцам береговой обороны так и не довелось испытать эффективность своего вооружения в бою...

9 апреля 1940 г, фашистская Германия нарушила датско-германский пакт о ненападении, заключенный за год до этого, и, вторгшись в Данию, провозгласила над ней протекторат. Поначалу король и парламент страны продолжали функционировать по-прежнему, но 29 августа 1943 года в связи с усилением датского движения Сопротивления немцы объявили в стране военное положение. Поняв, что флоту угрожает захват, датские моряки предприняли героическую попытку прорваться в Швецию. В результате из 48 кораблей в руки врага попало только семь; 28 были затоплены и взорваны своими экипажами, а из 13, участвовавших в прорыве, 12 достигли берегов Швеции. Погиб только один — “Нильс Джуэль”; фашистская авиация настигла его у выхода из Исе-фьорда...

Швеция, как и Дания, начала выработку своего броненосца береговой обороны в 1886 году серией из трех однотипных кораблей — “Свеа”, “Гога” и “Туле” (см. “М-К” №8 за 1984 г.). Предназначенные для ведения артиллерийского боя с равноценным противником в прибрежных водах, они были вооружены двумя 254-мм и четырьмя 150-мм орудиями. Однако к середине 90-х годов прошлого века, когда последний из них вступил в строй, взгляды специалистов на характер боевых действий в прибрежной зоне изменились в сторону признания большего значения легких сил, поэтому я следующих шведских броненосцах — “Оден”, “Ньорд” и “Тор” артиллерийское вооружение меняется в сторону уменьшения калибров и увеличения числа стволов. Имея примерно такое же водоизмещение, скорость и бронирование, как “Свеа”, корабли этой серии были вооружены двумя 250-мм, шестью 120-мм и десятью 57-мм пушками.

В 1900 году сошел на воду “Дристигхетен” (43): на нем впервые появляется и сочетание калибров 210 и 150 мм, ставших стандартными для шведских броненосцев береговой обороны. И в 1902—1903 годах, предприняв модернизацию броненосцев типа “Свеа”, шведы устанавливают на них новые орудия в соответствии с этим стандартом: одно 210-мм, семь 150-мм, одиннадцать 57-мм и два 37-мм.

Дристигхетен” послужил прототипом для следующей серии шведских броненосцев береговой обороны типа “Эран” (44) — “Эран”, “Ваза”, “Тапперхетен” и “Манлигхетен”. Мало отличаясь от прототипа по водоизмещению и составу вооружения, они несли более легкое бронирование, но зато имели несколько большую скорость хода. Завершает эту линию “Оскар II” (45), спущенный на воду в 1905 году. На нем за счет увеличения водоизмещения до 4270 т довели до восьми число 150-мм орудий, а скорость хода повысили до 18—19 узлов.

После этого шведский флот, как, впрочем, и датский, сделал сравнительно долгий перерыв в постройке броненосцев береговой обороны, возобновив ее только после начала первой мировой войны. В мае 1915 года в Гетеборге сошел на воду “Сверидж” — головной корабль серии из трех броненосцев — “Сверидж”, “Дроттнинг Виктория” и “Густав V”, которые на протяжении следующих двадцати лет считались самыми сильными кораблями шведского флота. И действительно, от своего предшественника “Оскара II” новые броненосцы отличались весьма существенно. Их водоизмещение было увеличено почти вдвое: с 4150 т до 7100—7600 т. За счет этого усилили главную артиллерию — число орудий возросло с двух до четырех, а калибр с 210 до 280 мм.

Существенно изменили и бронирование. Так, толщина поясной брони в средней части корпуса на “Сверидже” составила 208 мм, в то время, как на “Оскаре II” — только 150 мм. Усилили броневую защиту боевой рубки (со 178 до 208 мм) и башен главного калибра (со 190 до 203 мм). Но самым важным новшеством была силовая установка: на новых кораблях впервые установили паровые турбины мощностью 24800 л. с., почти вдвое превышавшие мощностью паровые машины “Оскара II”. Благодаря этому скорость хода удалось довести до 23,6 узла.

Шведские кораблестроители гордились созданием этих кораблей, считая их почти идеальной конструкцией, в которой малое водоизмещение и высокая скорость хода удачно сочетались с крупнокалиберной артиллерией и достаточно сильным бронированием. Поэтому в конце 20-х годов, когда стал вопрос о достойной замена устаревшего “Оскара II”, военно-морской флот Швеции рекомендовал взять в качестве прототипа для будущего корабля именно “Сверидж”, несколько улучшив его отдельные элементы. Так, выставлялось требование увеличить скорость хода до 24 узлов и усилить горизонтальное бронирование и подводную защиту за счет экономии в весе силовой установки и некоторого уменьшения толщины вертикального бронирования.

По предварительным проработкам, новый броненосец должен был иметь водоизмещение 7685 т, наибольшую длину 136 м, ширину 22 м и углубление 5,5 м. Вооружение его должно было состоять из четырех 280-мм орудий, двенадцати 120-мм зениток, десяти 25-мм зенитных автоматов и десяти пулеметов. Приступить к постройке корабля предполагалось в 1934 году, однако план этот не был осуществлен. Вместо постройки нового корабля шведский флот приступил к модернизации броненосцев типа “Сверидж”.

Первым в 1934—1935 годах прошел модернизацию “Дроттнинг Виктория”. Его форштевню придали ледокольное образование, установили новые котлы с нефтяными и угольно-нефтяными топками и два турбозубчатых агрегата фирмы “Вестингауз”. Такие же изменения претерпел после модернизации 1936—1937 годов и “Густав V”, ставший, кроме всего, однотрубным. Последним в 1938—1940 годах перестраивался “Сверидж”, котлы которого были переведены полностью на жидкое топливо. На нем установили четыре турбины Кертисса, и он, единственный в серии, оказался четырехвинтовым. После модернизации все три броненосца стали отличаться друг от друга как водоизмещением, так и вооружением. Водоизмещение “Дроттнинг Виктории” достигло 7120 т, “Густава V” — 7275 т, “Свериджа” — 7080 т. Вооружение первых двух состояло из четырех 280-мм, шести 150-мм орудий, а также из четырех 76-мм, четырех 40-мм и четырех 25-мм зенитных пушек. На “Сверидже” вместо шести 150-мм орудий установили восемь.

В 1939 году шведский флот заказал два новых броненосца береговой обороны, но события второй мировой войны показали, что время кораблей этого класса прошло. И самым убедительным тому доказательством стали события, разыгравшиеся 9 апреля 1940 года в районе Нарвика...

Гитлеровское командование, разрабатывая операцию по оккупации Норвегии, планировало одновременный захват и высадку крупных морских десантов в портах Осло, Арендаль, Кристиансанн, Эгерсунн, Хаугесунн, Берген, Тронхейм и Нарвик. В состав боевой группы, назначенной действовать против Нарвика, входило десять эсминцев, принявших на борт горных егерей генерала Дитля. Расставшись у Тронсхеймс-фьорда с группой кораблей, направлявшихся на штурм Тронхейма, отряд эсминцев под командованием капитана I ранга Бонте, с трудом преодолевая штормовое море, шел на север. На рассвете 9 апреля отряд достиг Уфут-фьорда, ведущего к Нарвику. Береговые батареи норвежцев из-за плохой видимости не обнаружили противника, и Бонте приказал трем эсминцам высадить горных егерей, чтобы отыскать и обезвредить беспечных артиллеристов. Еще три эсминца уходят для высадки десанта у Эльвегордсмуэна, а четыре оставшихся продолжают свой путь к Нарвику. В 4.30 утра из плотного тумана перед ними выросли очертания крупного боевого корабля. То был норвежский броненосец береговой обороны “Эйдсвольд”...

Норвежцы были предупреждены о том, что к Нарвику движется отряд вражеских кораблей, хотя точные силы нападающих оставались неизвестными. Получив эти сведения, капитан II ранга Аским — командир броненосца береговой обороны “Норге” (см. “М-К” № 10 за 1984 г.) поднял якоря и занял позицию, позволявшую ему держать под прицелом своих орудий вход в порт. Тем временем однотипный с “Норге” “Эйдсвольд” стал на рейде, приведя орудия в боевую готовность.

Погода была скверная, видимость не превышала нескольких сот метров, поэтому для норвежских моряков внезапное появление двух эсминцев перед “Эйдсвольдом” оказалось полной неожиданностью. Грянул выстрел, поднявший водяной фонтан перед носом одного из вражеских эсминцев, и оба корабля, развернувшись, моментально скрылись в плотном тумане. Но почти сразу же рядом с броненосцем появились еще два вражеских судна. На одном из них взвился сигнал: “Высылаю шлюпку с офицером”. Поднявшись на борт “Эйдсвольда”, посланник капитана Бонте предложил норвежцам капитуляцию. Командир броненосца отверг это предложение, и парламентер спустился в шлюпку. Отойдя на значительное расстояние, он выпустил красную ракету, и в тот же миг фашистский флагманский эсминец дал торпедный залп. Удар пришелся в район носовых погребов “Эйдсвольда”, страшный взрыв разломал броненосец на куски, и в пучине фьорда погибло 185 норвежских моряков из 193...

Этот взрыв был правильно понят на “Норге”: в 4.45, как только перед броненосцем появляются из мглы немецкие эсминцы, он открывает огонь из своих тяжелых орудий. Но, увы, обстоятельства не благоприятствуют норвежцам. Эсминцы выпускают в “Норге” шесть торпед, и две из них достигают цели. Пораженный в среднюю часть корпуса, “Норге” через несколько минут исчезает под водой, и немцы вылавливают и берут в плен 89 членов его экипажа, включая и самого капитана Аскима...

Таким образом, первые же боевые столкновения второй мировой войны показали, что броненосцы береговой обороны как класс боевых кораблей уже принадлежали прошлому, тем временам, когда единственным оружием корабля была артиллерия, когда вторгшимся в прибрежную зону вражеским кораблям можно было противопоставить только корабли с таким же или более мощным вооружением. Теперь в прибрежной зоне вражеским броненосцам можно было противопоставить не только артиллерию, но и мины, и торпеды, и авиационные бомбы.

Это побудило шведских моряков отказаться от продолжения постройки столь любимых ими броненосцев береговой обороны, и самый последний в истории флотов корабль этого класса был создан финнами...

Г. СМИРНОВ, В. СМИРНОВ



Броненосец береговой обороны “ГУСТАВ V”, Швеция, 1918 г. Спущен на воду в 1918 г., модернизирован в 1936—1937 гг. Водоизмещение после модернизации 7275 т, мощность двух турбозубчатых агрегатов 22 тыс. л. с., скорость хода 23 узла. Длина по ватерлинии 121 м, ширина 18,6, среднее углубление 6,7 м. Бронирование: пояс 102—203 мм, башня 203, боевая рубка 180 мм, палуба 41 мм. Вооружение: четыре — 280-мм, шесть — 152-мм, орудий, четыре — 76-мм, две — 40-мм и четыре — 25-мм зенитные пушки, четыре пулемета. Всего построено три единицы: “Сверидж”, “Густав V” и “Дроттнинг Виктория”.



41. Броненосец береговой обороны “ПЕДЕР СКРАМ”, Дания, 1908 г. Водоизмещение 3680 т, мощность паровых машин тройного расширения 4600 л. с., скорость хода 15,5 Узла. Длина между перпендикулярами 87 м, ширина 15,3, среднее углубление 4,97 м. Бронирование: пояс 100—200 мм, траверсы 180, казематы 150, башни 180, боевая рубка 200, палуба 50 мм. Вооружение: два 240-мм орудия, четыре 150-мм орудия, десять 75-мм и четыре 37-мм пушки, четыре подводных минных аппарата. Всего построено два: “Ольферт Фишер” и “Педер Скрам”.



42. Броненосец береговой обороны “НИЛЬС ДЖУЭЛЬ”, Дания, 1918 г. Спущен на воду в 1918 г., вступил в строй в 1923 г., модернизирован в 1935— 1936 гг. Водоизмещение 3800 т, мощность двух машин тройного расширения б тыс. л. с., скорость хода 16 узлов. Длина наибольшая 90 м, ширина 16,3, среднее углубление 4,7 м. Бронирование: пояс 200 мм, палуба 55, боевая рубка 170, башни 45 мм. Вооружение: десять 150-мм орудий, два 57-мм орудия, десять 20-мм зенитных автоматов, четырнадцать 8-мм пулеметов, два подводных торпедных аппарата.



43. Броненосец береговой обороны “ДРИСТИГХЕТЕН”, Швеция, 1900 г. Водоизмещение 3500 т, мощность двух паровых машин тройного расширения 5570 л. с„ скорость хода 17 узлов. Длина между перпендикулярами 87 м, ширина 14,8, среднее углубление 4,9 м. Бронирование: пояс 100—200 мм, траверсы 200, казематы 100, башни 200, рубка 280, палуба 50 мм. Вооружение: два 210-мм, шесть 150-мм, десять 57-мм и четыре 37-мм орудия, два подводных торпедных аппарата. После первой мировой войны был переоборудован в авиатранспорт, вместо прежнего вооружения нес четыре гидросамолета и четыре 75-мм зенитки.



44. Броненосец береговой обороны “ЭРАН”, Швеция, 1901 г. Водоизмещение 3650 т, мощность двух паровых машин тройного расширения 740 л. с., скорость хода 17,3 узла. Длина между перпендикулярами 87,5 м, ширина 15, среднее углубление 5,4 м. Бронирование: пояс 127—178 мм, траверсы 203, башни 203, боевая рубка 203, палуба 51 мм. Вооружение: два 210-мм, шесть 150-мм, десять 57-мм и два 37-мм ору6ия, два подводных торпедных аппарата. сего построено четыре: “Эран”, “Ваза”, “Тапперхетен” и “Манлигхетен”.



45. Броненосец береговой обороны “ОСКАР II”, Швеция, 1905 г. Водоизмещение 4270 т, мощность двух паровых машин тройного расширения 9400 л. с., скорость хода 18,96 узла. Длина наибольшая 95,6 м, ширина 15,4 м, среднее углубление 5,5 м. Бронирование: пояс 102—152 мм, траверсы 152, башни 203, боевая рубка 180, палуба 51 мм. Вооружение: два 210-мм, восемь 150-мм, десять 57-мм и три 37-мм орудия, два подводных торпедных аппарата.

Источник: "Моделист-Конструктор" 1984, №11
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100