ЖИТЬ ЛИ МОНИТОРАМ В ОКЕАНЕ?

Документом величайшей обличительной силы стал обнародованный в ноябре 1982 года кубинским агентством Пренса Латина хронологический перечень основных актов агрессии и вмешательства США во внутренние дела стран Латинской Америки и в частности Карибского бассейна. Под номером 17 в этом списке значится испано-американская война 1898 года, когда американские войска захватили остров Пуэрто-Рико и оккупировали Кубу под предлогом... содействия кубинскому народу в его борьбе против испанских колонизаторов.

О главном сражении этой войны — битве при Сантъяго-де-Куба, в которой американцы уничтожили испанскую эскадру адмирала Серверы, — мы уже писали (“М-К”, 1979, № 3). Но, кроме нее, были десятки менее крупных акций, которые существенно поколебали мнение американских моряков о высоких боевых качествах океанских мониторов. Так, тяжелые двухбашенные мониторы “Амфитрит” и “Террор”, направленные бомбардировать с моря столицу Пуэрто-Рико город Сан-Хуан, “стреляли очень плохо из-за низкого расположения орудийных платформ и чрезмерной качки на мелководье”. А два других монитора — “Монтерей” и “Монаднок”, — направленные сразу же после объявления войны 24 апреля 1898 года с западного побережья Америки на Филиппины, добрались туда лишь спустя четыре месяца — в августе 1898 года, когда война уже завершалась. На этом и закончилась карьера океанских мониторов старого типа, начало которым положил “Диктатор”, спроектированный самим Джоном Эриксоном.

Мы уже писали (“М-К”, 1983, № 12) о том, что еще в 1862 году, задолго до окончания гражданской войны, северяне заложили серию из четырех двухбашенных океанских мониторов: “Агаментикус”, “Миантономо”, “Монаднок” и “Тонананда”. Из них до окончания боевых действий в строй вступил лишь один “Монаднок”, а остальные — в течение 1865 года. После окончания гражданской войны все эти деревянные корабли, обшитые железной броней, простояли в бездействии почти десять лет и оказались настолько пораженными сухой гнилью, что восстановить их уже не мог никакой ремонт. По всем правилам такие корабли полагалось пустить на слом, но ситуация сложилась иначе.

Поскольку после окончания гражданской войны конгресс и слышать не хотел о создании океанских броненосцев и выделял деньги только на береговую оборону, адмирал Портер предложил флоту под видом ремонта полностью перестроить сгнившие океанские мониторы, заменив их деревянные корпуса железными. Руководство флота с радостью ухватилось за эту идею, и в 1874 году на нескольких верфях были заложены кили пяти кораблей: “Пуритан II” (23), “Миантономо II”, “Монаднок II”, “Террор” (бывший “Агаментикус”) и “Амфитрит” (бывший “Тонаванда”) (24).

Никаких контрактов не заключалось, владельцы верфей не давали нам никаких гарантий, и никто не пекся о защите государственных интересов, — вспоминал об этой авантюре тогдашний строитель американского флота Лентоле. — В сущности, у нас не было никаких средств заставить строителей выполнять те работы, которые они не могли или не хотели делать; и единственное, что оставалось флоту, — это производить платежи по мере выполнения тех или иных работ”. В конце 1870-х годов дело дошло до того, что флот расплачивался за произведенные работы списанными деревянными кораблями, передавая их хозяевам верфей. Неудивительно поэтому, что первый из новых мониторов — “Миантономо II” — удалось спустить на воду лишь через семь лет после закладки. К этому времени руководство флота сумело убедить правительственные круги в необходимости возможно быстрее достроить все еще стоящие на стапелях корабли этого типа, и в 1883 году были спущены на воду остальные четыре корпуса.

Казалось, теперь работы пойдут полным ходом, но не тут-то было. 80-е годы стали эпохой стремительнейшего развития военно-морской техники, и злосчастные мониторы втянуло в водоворот переделок, модернизаций и экспериментов. В итоге первоначальному проекту соответствовал только корпус, все же остальное менялось по нескольку раз. Переставлялись водонепроницаемые переборки, монтировалось новое вооружение, а машины подчас устаревали раньше, чем были построены.

Больше всех от этих переделок пострадал “Миантономо II”. Хотя на воду его спустили еще в 1881 году, он три года простоял у достроечной стенки в ожидании заказанной в Англии брони компаунд, не производившейся в США. В это время морской департамент решил заменить на мониторе башню Эриксона башней Кольза, для чего потребовались четыре новых 254-мм орудия. Три из них смогли сделать лишь к 1889 году, а четвертое — в 1891 году. И 27 октября 1891 года “Миантономо II” вступил в строй американского флота, будучи уже безнадежно устаревшим кораблем. Долгожданная английская броня-компаунд, установленная на нем, не могла идти ни в какое сравнение с новой гарвеевской броней, а система наведения орудий хотя и работала, но уже не удовлетворяла новым требованиям. После опытных стрельб в составе североатлантической эскадры, “Миантономо II” вновь направили на перевооружение на одну из казенных верфей да так и оставили там навсегда.

В 1895 году, когда головной корабль серии вот уже год как был исключен из списков, в строй вступил “Амфитрит”, а на следующий год флот пополнился еще тремя океанскими мониторами: то были “Террор”, вторые “Монаднок” и “Пуритан”. Эти корабли составили внушительную для того времени броненосную эскадру вместе с построенным в 1891 году монитором “Монтерей” (25).

Последний, задуманный еще в 1889 году, имел весьма интересную конструкцию, содержавшую множество технических новинок. Так, в подводной части его корпуса находилось несколько затапливаемых отсеков: это позволяло перед боем уменьшать высоту надводного борта до 45 мм, подставляя, таким образом, огню вражеской артиллерии минимальную площадь. Необычной должна была стать и артиллерия “Монтерея” — на нем предполагалось установить в открытых барбетах орудия небывалой мощности: одно 406-мм в носовом барбете и одно 305-мм в кормовом. Сверх того намечалось вооружить монитор одной 381-мм пневматической динамитной пушкой и шестью 102-мм скорострельными орудиями. Но вскоре эти планы изменились, и вместо 406-мм орудия в носовом барбете было решено установить два 305-мм, а вместо одного 305-мм в кормовом барбете — два 254-мм. Ну а от динамитной пушки отказались совсем.

Необычной была и силовая установка “Монтерея”. В те годы на смену простым паровым машинам приходили сначала более экономичные компаунд-машины двойного расширения, а потом и еще более совершенные машины тройного расширения. На “Миантономо II”, “Амфитрите” и “Терроре” были установлены компаунд-машины, на “Монадноке II” — горизонтальные машины тройного расширения и новые огнетрубные, котлы. На “Монтерее” же — весьма совершенные вертикальные машины тройного расширения и — впервые в истории американского флоте — водотрубные котлы.

Много внимания уделялось отработке артиллерийских систем. Так, “Миантономо II” стал первым американским монитором с башнями Кольза. Но в отличие от британских кораблей, где система заряжания была неподвижной и не вращалась вместе с башней (для заряжания орудий башню каждый раз возвращали в начальное положение), экспериментальная гидравлическая система “Миантономо II” осуществляла операцию при любом положении башни. На “Терроре” ту же функцию выполняла пневматическая система. На “Монтерее” предполагали установить орудия в открытый сверху неподвижный броневой барбет со стенками, приводами и поворотной платформой внутри его. Впоследствии решили прикрыть сверху орудия и расчет для защиты от осколков и пуль легкими броневыми колпаками. К слову, именно они, с течением времени становясь все толще, превратились в итоге в орудийные башни современных линкоров.

Перестройка мониторов дала особенно ценный опыт повышения живучести корабля. Так, головной корабль серии “Миантономо II” пятью водонепроницаемыми переборками подразделялся всего на шесть отсеков, причем вся силовая установка находилась в одном огромном отсеке, простиравшемся от кормы до середины корпуса. Причем если машинно-котельное отделение на этом корабле было с бортов ограждено угольными ямами, то пороховые погреба и ряд других жизненно важных частей укрывались только броней. Ко в ходе модернизации защита совершенствовалась от корабля к кораблю, и на “Терроре” она выглядела уже иначе.

Замена Эриксоновой башни Кользовой с приводом для поворота башни уменьшенных размеров высвободила в корабле место для более безопасного размещения пороховых погребов. Корпус разделили по длине уже не на шесть, а на десять водонепроницаемых отсеков, причем котлы и машины находились в разных помещениях и с бортов были защищены угольными ямами. С точки зрения живучести “Монаднок II” считался лучшим во всей серии: его котлы и машины были установлены в четырех отсеках по длине корпуса: в двух — два котла и в двух — две машины.

Этот принцип был развит в конструкции “Монтерея”, где силовое отделение также было разнесено по четырем отсекам, но котельные и машинные отделения размещались попарно рядом, разделенные продольной переборкой в диаметральной плоскости корабля. При таком расположении подводный взрыв не мог вывести из строя сразу всю силовую установку, но возникала опасность потери остойчивости из-за неравномерного затопления отсеков.

Хотя успехи океанских мониторов в испано-американской войне оказались довольно скромными, морской департамент США в 1598 году заказал четыре более совершенных корабля этого класса: “Арканзас”, “Невада”, “Флорида” и “Вайоминг”. Первоначально предполагалось, что это будут уменьшенные копии “Монтерея”, но проект несколько раз менялся, и в конце концов в 1902—1903 годах в строй американского флота вступили корабли почти такого же водоизмещения, как и у прототипа, но с иным вооружением. Это были однобашенные мониторы с надстройкой, увенчанной высокой дымовой трубой и мачтой с боевыми марсами. Важнейшим новшеством, впервые введенным на этих кораблях, был электропривод поворота башен и наведения орудий.

Ни одному из перечисленных десяти кораблей не удалось блеснуть боевыми качествами. “Пуритан II”, “Миантономо II” и “Террор” с 1900 по 1906 год стояли на приколе, а в 1914—1915 годах были переоборудованы... в суда-мишени для тренировки канониров. В 1921— 1922 годах их продали на слом. “Монтерей” с 1911 года находился в резерве американского азиатского флота м в 1922 году был продан на слом; “Монаднок К” та же участь постигла в 1923 году. Мониторы “Арканзас”, “Невада”, “Флорида” и “Вайоминг” в 1909 году были переименованы соответственно в “Озарк”, “Тонопех”, “Таллахасси” и “Кайен”, а в 1917 году переоборудованы в плавучие базы подводных лодок. Причем первые три служили в Атлантике, их продали на слом в 1922 году, а последнему выпало дослужить на Тихом океане до 1937 года. Но дольше всех существовал “Амфитрит”. В 1920 году он был продан, и новый владелец переоборудовал его в... плавучий отель. В этом качестве корабль успешно эксплуатировался вплоть до окончания второй мировой войны!

Процесс создания американских океанских мониторов протяженностью почти в сорок лет интересен прежде всего тем, что он происходил в эпоху стремительного развития и совершенствования военно-морской техники. Этим кораблям было суждено стать своего рода испытательными стендами, на которых американский флот проверил и отработал многие тогдашние новинки — бездымный порох и нарезные орудия, компаунд- и гарвеезированную броню, конструкции башен, приводы, системы бронирования и непотопляемости, водотрубные котлы и паровые машины двойного и тройного расширения. Все эти новинки перекочевали на линкоры, крейсера и другие корабли американского флота, но сами океанские мониторы бесславно сходили со сцены: малая высота мониторного борта оказалась недостаточной, чтобы создать мореходность, необходимую для океанских плаваний. Кроме США, ни одна страна так и не попыталась построить подобные корабли.

Правда, в годы первой мировой войны неожиданный интерес к мониторам, в том числе и крупным, проявили англичане, которые прежде всегда с предубеждением относились к “американскому типу броненосца”. Но этот интерес вызывался не стремлением создать низкобортные корабли для океанских плаваний, а необходимостью бомбардировать вражеские укрепления у мелководных берегов Фландрии, в Дарданеллах, в Адриатике, восточном Средиземноморье...

Г. СМИРНОВ, В. СМИРНОВ, инженеры



Океанский монитор “АРКАНЗАС”, США, 1900 г. Принадлежа к последней серии американских океанских мониторов, заказанной летом 1898 года в разгар испано-американской войны. “Арканзас” спущен на воду 10 ноября 1900 года, вступил в строй в 1902 году. Водоизмещение 3225 т, мощность двух паровых машин тройного расширения 2400 л. с., скорость хода 12 узлов. Длина наибольшая 77, ширина 15,3, среднее углубление 3,8 м. Бронирование: борт 279, палуба 37, барбет 254—279, боевая рубка 203 мм. Вооружение: 2 305-ми орудия, 4 102-мм скорострельные пушки, 3 57-мм, 4 37-мм пушки, 6 пулеметов. Всего построено 4: “Арканзас”, “Невада”, “Флорида” и “Вайоминг”. В 1917 году переоборудованы в плавучие базы подводных лодок, проданы на слом в 1922—1937 годах.



23. Океанский монитор “ПУРИТАН II”, США, 1896 г. Этот корабль был спроектирован Дж. Эриксоном и спущен на воду 2 июля 1864 года. Однако достройка его затянулась, а после окончания гражданской войны прекращена совсем. В 1874 году было решено заменить деревянный корпус железным. После переделки вступил в строй в 1896 году. Водоизмещение 6660 т, мощность двухвинтовой паровой установки 3700 л.с., скорость хода 12 узлов. Наибольшая длина 88,5, ширина 18,2, среднее углубление 5,5 м. Бронирование: борт 152, палуба 51 мм. Вооружение: 4 305-мм орудий, 6 102-мм скорострельных пушек, 6 57-мм пушек, 2 86-мм пушки, 2 37-мм пушки и 1 легкая сушка.



24. Океанский монитор “АМФИТРИТ”, США, 1895 г. Первоначальное название “Тонаванда”, спущен на воду в мае 1864 года, вступил в строй 12 октября 1865 года. В 1874 году начата радикальная перестройка, завершившаяся в 1895 году. Водоизмещение 3990 т, мощность двух паровых машин 1600 л. с„ скорость хода 12 узлов. Наибольшая длина 79, ширина 16,9, среднее углубление 4,42 м. Бронирование: борт 127, палуба 45 мм. Вооружение: 4 254-мн орудия, 2 102-мм пушки, 2 57-мм пушки, 2 45-мм пушки, 6 37-мм пушек, 1 митральеза, 1 скорострельная пушка. Всего построено 4: “Миантономо II”, “Монаднок II”, “Амфитрит” (бывш. “Тонаванда”) и “Террор” (бывш. “Агаментикус”).



25. Океанский монитор “МОНТЕРЕЙ”, США, 1891 г. Спущен на воду 28 апреля 1891 года, вступил в строй 13 февраля 1893 года. Водоизмещение: 4084 т, мощность двух паровых машин 5244 л. с., скорость хода 13 узлов. Наибольшая длина 78,5, ширина 18, среднее углубление 4,5 м. Бронирование: борт 152, палуба 76 мм. Вооружение: 2 305-мм орудия, 2 254-мгл орудия. 8 57-мм, 4 37-мм пушки, 2 митральезы, 1 легкая пушка.

Источник: "Моделист-Конструктор" 1984, №5
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100