С ВОДОЙ В... КОЛЕСАХ

Оригинальные и практичные конструкции винничанина Олега Андреевича Остапенко явно пришлись по душе читателям нашего журнала. После передачи Центрального телевидения «Это вы можете», в которой редакция принимает деятельное участие, и публикации в «Фотопанораме» (см. «М-К» № 1 за 1986 г.) некоторых разработок самодеятельного конструктора в наш отдел писем поступило множество запросов об особенностях этих машин. Вот почему в № 4 журнала за этот год мы поместили описание и чертежи мотоблока-буксира, а сейчас предоставляем страницы номера для рассказа о трехколесном тракторе-универсале, приспособленном для работы в условиях сложного рельефа.

* * *

Главное, пожалуй, что отличает все мои машины, — способность работать в условиях пересеченной местности. И на участке, и за его пределами — по просекам да тропкам, поодаль от наезженных дорог, куда нашей технике, как известно, путь заказан. Трудиться им приходится нередко на склонах крутизной чуть ли не до 25°.

Вот почему и мой трехколесный трактор-тягач, о котором здесь пойдет речь, обладает свойствами вездехода. Его передние управляемые колеса от мотороллера, а заднее, ведущее — широкопрофильный пневматик размером 450X250 мм. Снабженный грунтозацепами — 48 стальных конических шипов высотой 40 мм, расположенных на покрышке в четыре ряда в шахматном порядке, — он обеспечивает превосходное сцепление даже с размокшим грунтом.

Подвеска всех колес — независимая, на шести пружинно-гидравлических амортизаторах. Поэтому водителя нисколько не трясет на ухабах. Тем более, что его «кавалерийское» сиденье (оно лучшее, что можно придумать для такой машины, форма его, отработанная веками, очень удобна и хорошо фиксирует тело) тоже имеет независимую подвеску с аналогичным амортизатором.

Для увеличения поперечной устойчивости и повышения сцепления с почвой в камеры колес залита вода (до 85% их объема) с последующей подкачкой воздухом до 1 кгс/см2 в передние и до 3 кгс/см2 в заднее. И все же, если на пути встречаются склоны крутизной более 25 °, я предпочитаю спешиться и преодолевать опасные участки рядом с тягачом, двигающимся на первой передаче.

Кроме буксирования со скоростью до 30 км/ч тележки с грузом до 600 кгс, трактор выполняет ряд других задач. Например, работает с передним ножом бульдозерного типа, косым снегопахом, механическими вилами для подхвата и перемещения копен сена, косилкой с захватом 1200 мм, трехрядным окучником-культиватором, плугом.

Тяговую мощность машине обеспечивает двигатель Т-200 с принудительным воздушным охлаждением. Крутящий момент от выходной звездочки двигателя (12 зубьев) цепью передается на промежуточный вал (30 и 13 зубьев), а от него — звездочке заднего колеса (46 зубьев), посаженной на тормозной барабан от мотороллера.

Рама тягача изготовлена из труб прямоугольного сечения и металлических полос, широко использованы готовые узлы и детали. Ее конструкция на первый взгляд кажется сложной. Однако это не так. Передние подвески взяты от мотороллера «Электрон». Единственная доработка — к ним приварены рулевые рычаги длиной по 140 мм: к вилке правой подвески — назад по ходу тягача, к левой — вперед. Рычаги тягами соединены с качалкой, прикрепленной к рулевому валу. Последний вращается в колонке в упорных шарикоподшипниках. Руль с рычагами управления, осветительными и контрольными приборами целиком взят от мотороллера.

Двигатель располагается на нижней балке рамы на трех кронштейнах с продолговатыми отверстиями, которые позволяют слегка перемещать его и тем самым изменять натяжение ведущей цепи. Питание осуществляется из мопедного топливного бака, размещенного «по-мотоциклетному» на верхней балке рамы.

Стакан промежуточного вала приварен снаружи заднего подкоса нижней балки. Вал в нем вращается в подшипниках № 206; на него надеты блок звездочек (на шпонке) и проушины (на бронзовых втулках) маятниковой вилки. Последние стянуты шпилькой M12. На второй шпильке M12 собирается остальная часть маятниковой вилки, составляемая на сварке из втулок-проставок и двух отрезков стальной полосы 50X15 мм, к которым болтами крепится буксирная скоба. Места сварки должны быть очень надежны, так как на них приходятся большие нагрузки.

Ось заднего колеса фиксируется в проушинах маятниковой вилки, позволяющих регулировать натяжение ведомой цепи. Оно остается неизменным при вертикальных колебаниях колеса, поскольку оси качания вилки и вращения промежуточного вала совпадают.

Буксирная скоба представляет собой дугу из стальной полосы, усиленной по бокам двумя наварными накладками. Сзади, в ее утолщенной части, запрессован стальной штифт Ø14 мм. За него зацепляются водила сменных рабочих органов, в том числе грузовой тележки.

Тележка состоит из Т-образной рамы, сваренной из стальных профилей 50X50 мм, концы которых снабжены кронштейном водила и цапфами; двух пневматиков (их можно заменить сдвоенными мотоциклетными колесами) и кузова из листового железа. Последний установлен на раме так, чтобы центр тяжести груза располагался впереди колес. Тем самым несколько догружается заднее колесо тягача, что улучшает его сцепление с почвой.

Остается добавить, что конические шипы, которыми снабжено заднее колесо тягача, хороши прежде всего для мягкого грунта. При движении по каменистой поверхности лучше использовать шипы, изготовленные из бракованных шарикоподшипников: у них хорошая закаленная сталь, и шипы послужат надежно и долго.

О. ОСТАПЕНКО, г. Винница



Рис. 1. Общий вид рамы с узлами ходовой части: 1 — рулевая качалка, 2 — регулируемая рулевая тяга, 3, 26 — рулевые рычаги, 4, 14 — амортизаторы, 5 — вилка колеса, 6 — вилка подвески, 7 — корпус цапфы подвески, 8, 24 — боковые тяги, 9 — проушины, 10 — стяжные шпильки М12, 11, 17 — половины маятниковой вилки, 12 — буксирная скоба, 13 — буксирный штифт, 15 — задняя стяжка, 16 — кронштейн амортизаторов, 18 — блок звездочек промежуточного вала, 19 — кронштейны крепления двигателя, 20 — подножка, 21 — нижняя балка, 22 — верхняя балка, 23 — колонка с рулевым валом, 25 — нерегулируемая рулевая тяга, 27 — поперечина, 28 — кронштейн навески бульдозерного ножа.

Рис. 3. Тележка: 1 — водило, 2 — кронштейн водила, 3 — рама тележки, 4 — колесо, 5 — кузов.

Рис. 4. Схема установки сиденья: 1 — сиденье, 2 — верхняя балка рамы, 3 — трубка-кронштейн, 4 — амортизатор, 5 — кронштейн крепления амортизатора и двигателя.



Рис. 5. Конический шип: 1 — шип, 2 — винт М10, 3 — покрышка, 4 — шайбы.

Рис. 6. Шариковый шип: 1 — шарик Ø20 мм, 2 -болт М8, 3 — кольцо шарикоподшипника, 4 — покрышка.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1986, №8
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100