НА СТАРТЕ — «АЛЬФА»

Советские яхтсмены достигли высочайших вершин в парусном спорте: есть среди них победители и Олимпийских игр, и чемпионатов мира, и международных крейсерских гонок. Однако многие тысячи юношей и девушек приходят в яхт-клубы не только ради чисто спортивных результатов, но и для укрепления здоровья, физического развития, приобретения определенных профессиональных навыков. С каждым днем их становится все больше и больше.

Федерация парусного спорта СССР постоянно держит прицел на повышение его массовости, на развитие простых, доступных и дешевых типов парусных судов. В последние годы на Таллинской верфи начато производство судов национального класса «Луч» — небольших швертботов-одиночек и разработаны правила их соревнований. Освоен серийный выпуск парусных досок международного класса «Виндгляйдер». У нас они пользуются большой популярностью, наши спортсмены добились на них значительных успехов. Это признал и Международный парусный союз — по его решению чемпионат мира 1985 года по классу «Виндгляйдер» проведен именно в нашей стране.

Появляются и новые классы простых и дешевых яхт. Интересна, в частности, конструкция мини-«двенадцатиметровика» «Альфа». Построить такую яхту под силу каждому, кто знаком с основами судостроения или судомоделирования.

Плавание на «Альфе» позволит начинающим яхтсменам приобрести некоторый опыт, а удовольствие доставит такое же, как и при управлении настоящей, большой яхтой. Развитие этого класса судов, несомненно, привлечет в парусный спорт новых энтузиастов и любителей технического творчества, сделает его еще более массовым.

Т. ПИНЕГИН, ответственный секретарь Федерации парусного спорта СССР

Сначала немного истории.

В 1851 году американец Дж. Стирс построил быстроходную шхуну «Америка». После того как на ней выиграли несколько соревнований, было решено отправить ее в Англию — посостязаться в скорости с европейскими судами.

Результат превзошел все ожидания. «Америка» опередила 17 лучших английских яхт и завоевала специально учрежденный для этих гонок кубок, который в ее честь был назван впоследствии Кубком «Америки».

Позже в борьбу за Кубок включились представители других стран. Гонки проводились один раз в три года и со временем заняли ведущее положение среди всех парусных соревнований.

Англичане много раз предпринимали попытки взять реванш за поражение, но безуспешно. Впрочем, как и представители других стран. И только летом 1953 года — впервые за более чем 130 лет! — Кубок «Америки» покинул пределы Соединенных Штатов. Лучшей среди яхт многих стран оказалась на этот раз «Австралия-II».

С 1958 года Кубок разыгрывается в классе яхт «R 12 м». Число 12 здесь не имеет отношения к длине корпуса, которая равна примерно 20 м, а выводится по особой формуле после подстановки в нее значений обмерной парусности, длины, высоты борта и других параметров, определяющих обводы корпуса.

Развитие яхт этого класса привело к созданию совершеннейших судов, которые строятся из самых современных материалов и по новейшей технологии. При их проектировании широко применяются электронно- вычислительные машины, их модели испытываются в бассейнах.

Вот эти-то модели «двенадцатиметровиков» и послужили основой для создания нового класса мини-яхт. Впервые они появились в 1981 году в Англии. На соревнованиях внимание публики привлекла удивительно напоминающая своим видом яхту 12-метрового класса красивая яхточка трехметровой длины, управляемая одним человеком. «Иллюзия», так она называлась, была построена для двух целей: выявить ходовые качества будущего «двенадцатиметровика» и совершенствовать мастерство яхтсменов. При управлении таким судном от спортсмена не требуется больших усилий, и он может все свое внимание сосредоточить на решении тактических задач.

Кроме того, мини-яхту можно без больших затрат оборудовать устройствами для настройки мачты, такелажа и парусов. Приобретенный на ней опыт весьма ценится в больших гонках.

Все это привело к тому, что за пять последних лет мини-«двенадцатиметровики» завоевали популярность во многих странах. Растет интерес к ним и в нашей стране. Строятся первые яхты, разрабатываются основные требования к ним и правила, регламентирующие проведение соревнований.

Изготовление мини-«двенадцатиметровика» не менее увлекательное дело, нежели занятия судомоделизмом. Оно доступно не только членам яхт-клубов, парусных секций, кружков технического творчества, но и отдельным любителям конструирования.

Чтобы мини-яхты могли участвовать в соревнованиях, они должны отвечать определенным требованиям — так называемым правилам класса. Вот основные из них:

Длина, м — не более 3,40
Ширина, м — 0,85 ± 0,02
Осадка, м — не более 0,75
Вес корпуса, кгс — не менее 30
Вес балласта, кгс — не менее 100
Обмерная площадь парусности, м2 — не более 5,6
На яхте может ставиться спинакер площадью не более 4,5 м2.

Как видите, правила регламентируют лишь основные параметры яхты и предоставляют их создателям большую свободу для творчества.

Предлагаем проект мини-«двенадцатиметровика», который можно либо скопировать целиком, либо взять за основу при проработке своего варианта.

Конструкция корпуса «Альфы» показана на рисунках 1-4. Он состоит из двух секций — собственно корпуса и палубы, отформованных из стеклопластика и связанных привальным брусом.

Поперечную жесткость корпуса обеспечивают две водонепроницаемые переборки из фанеры толщиной 5 мм, приклеенные к корпусу «мокрым треугольником» — тремя полосками стеклоткани шириной соответственно 80, 120 и 160 мм, пропитанными эпоксидным клеем. Носовая переборка образует герметичный отсек — форпик и одновременно служит основанием для установки мачты и крепления вант-путенсов, а кормовая — герметичный отсек — ахтерпик; она служит спинкой сиденья рулевого. В случае, если в кокпит пробьется вода, герметичные отсеки обеспечат непотопляемость судна.

Постройка начинается с изготовления оснастки — матрицы или болвана (пуансона), то есть формы, с помощью которой будет изготавливаться корпус. Если планируется соорудить одну-две мини-яхты, целесообразно в качестве оснастки применить болван (рис. 6) — так называемую позитивную форму. Он достаточно прост и не требует больших затрат. Однако надо учитывать, что поверхность корпуса получится грубой, неровной и потребует последующей шпаклевки, шлифовки и полировки.

Если же работа будет вестись в парусных секциях или кружках технического творчества и будут закладываться по меньшей мере пять-семь одинаковых судов, то целесообразнее использовать матрицу (рис. 7), негативную форму. С ее помощью можно получить большое количество совершенно идентичных корпусов с довольно гладкой поверхностью, не требующей дополнительной обработки.

Болван проще изготовить из гипса по лекалам, точно повторяющим обводы шпангоутов. Достаточно пяти-шести лекал из оргалита или фанеры.

Чтобы изготовить по болвану матрицу, его поверхность тщательно отделывают, покрывают разделительным слоем (парафином, воском или мастикой для полов), а затем формуют стеклопластиковую корку толщиной 4-5 мм. Жесткость матрице придадут приформованные к ней негативные шпангоуты, которые продольными и диагональными брусками связываются в единую пространственную конструкцию.

Секции корпуса и палубы выклеиваются по болвану или матрице из нескольких слоев стеклоткани, пропитанных эпоксидной смолой (Более детально об изготовлении оснастки и формовании стеклопластиковых конструкций можно прочитать в книгах X. Дю Плесси «Малотоннажные суда из стеклопластика» (Л., «Судостроение», 1979) и «15 проектов судов из стеклопластика» (Л., «Судостроение», 1975).).

Для экономии стеклоткани секции можно выклеить из полос бумаги и хлопчатобумажной ткани одним из водостойких клеев — БФ-2, ПВА или «Бустилат». Если такой сандвич снаружи покрыть слоем стеклоткани на эпоксидной смоле, а изнутри пропитать горячей олифой, то его долговечность окажется не меньшей, чем у стеклопластикового.

Схема рулевого устройства и конструкция руля показаны на рисунках 4 и 5. Управление — педалями, по способу, применяемому на байдарках.

Балласт закладывается в нижнюю полость киля в специальных мешочках и легко извлекается при транспортировке яхты.

Мачту и гик можно изготовить из алюминиевой трубы Ø50 X 2 мм или склеить из дерева. Для стоячего такелажа (штаг, ахтерштаг и ванты) рекомендуется оцинкованный трос Ø2 мм.

Паруса шьют из легкого лавсана или лавсановой пленки, дакрона, капрона или ветрозащитной ткани с пленочным покрытием. На рисунке 1 показан план парусности и даны ориентировочные размеры. Однако здесь, как и при изготовлении корпуса «Альфы», возможны другие размеры, другие соотношения площадей стакселя и грота — правила класса предоставляют конструкторам полную свободу творческих поисков. Единственное условие — необходимо, чтобы суммарная площадь основных парусов не превышала 5,6 м2.

В заключение одно очень важное замечание. Выходя на воду, никогда не забывайте о правилах безопасности: ходите на яхте только в спасательном жилете, на судоходных водоемах прокладывайте дистанции гонок и маршруты плавания за пределами судовых путей, постоянно следите за техническим состоянием судна и своевременно устраняйте возникшие неполадки. И тогда плавание на яхте принесет вам радость.

В. МУРНИКОВ, член спортивно-технической комиссии Федерации парусного спорта СССР



Рис. 1. Яхта «Альфа»: 1 — штаг, 2 — закрутка стакселя, 3 — швартовая утка, 4 — отсек-форпик, 5 — носовая водонепроницаемая переборка, 6 — рулевые педали, 7 — балласт в мешочках, 8 — вант-путенс, 9 — стопоры фалов и оттяжек. 10 — погон стаксель-шкота, 11 — кокпит, 12 — кормовая водонепроницаемая переборка, 13 — отверстия для проводки штуртросов, 14 — отсек-ахтерпик, 15 — погон гика-шкота, 16 — баллерная труба, 17 — тали ахтерштага, 18 — ахтер-штаг, 19 — гика-шкот, 20 — штуртрос. 21 — гик, 22 — оттяжка гика.



Рис. 3. Корпус: 1 — палуба (стеклопластик толщиной 3 мм), 2 — корпус (стеклопластик толщиной 3-4 мм), 3 — приформовка «мокрым треугольником», 4 — носовая переборка (фанера толщиной 5 мм), 5 — стрингеры, 6 — дополнительный стрингер (спора пайола), 7 — кормовая переборка (фанера толщиной 5 мы). 8 — баллерная труба, 9 — привальный брус 25X25 мм (сосна), 10 — оцинкованный шуруп (шаг 150 мм), 11 — съемный пайол (фанера толщиной 5 мм).

Рис. 4. Кинематика рулевого устройства: 1 — рулевые педали. 2 — вал, 3 — качалка, 4 — штуртрос, 5 — направляющий ролик, 6 — румпель, 7 — перо руля, 8 — регулировочный талреп.

Рис. 5. Перо руля: 1 — баллер (труба Ø15X2 мм, нержавеющая сталь), 2 — пруток Ø6 мм (нержавеющая сталь). 3 — деревянные бруски, 4 — стеклопластиковая оболочка толщиной 1,5 мм.



Рис. 6. Устройство болвана (пуансона): 1 — лекала шпангоута, 2 — огипсованная поверхность, 3 — металлическая сетка, 4 — гипсовый раствор, 5 — шпатель, 6 — зашивка досками толщиной 15 мм, 7 — бобышки, 8 — бортовая рейка 40X15 мм, 9 — лекало носового профиля.

Рис. 7. Устройство матрицы: 1 — бортовая рейка 40X15 мм, 2 — стеклопластиковая оболочка толщиной 4 — 5 мм, 3 — негативные шпангоуты (контршаблоны), 4 — продольные и диагональные бруски 50X20 мм.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1987, №2
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100