Общественное КБ «М-К»

ЧЕМПИОНСКИЙ КАРТ

Кружок картинга Дворца пионеров и школьников Бауманского района Москвы один из ведущих в нашей стране. Команда Дворца постоянно входит в когорту сильнейших картингистов СССР.

Но доброй славой кружок обязан не только своим спортивным достижениям. Известность ему принесли самодельные гоночные микроавтомобили. Казалось бы, кого сегодня можно этим удивить — карты строят в любой мало-мальски оснащенной лаборатории. Тем не менее «кругликовские» (по фамилии руководителя кружка) машины выгодно отличаются от себе подобных.

Во-первых, внешностью. Трудно поверить, что это не заводские экземпляры, поскольку качество изготовления и отделки превосходно. Во-вторых, особой надежностью и маневренностью за счет применения оригинальных конструкторских решений.

Новшества, помогающие питомцам Константина Ивановича Кругликова занимать призовые места, здесь не скрывают за семью печатями. В 1982 году «М-К» публиковал новейшую конструкцию карта «Пионер». На этот раз вниманию читателей предлагается микроавтомобиль класса «Союзный» (возрастная группа «юниор»). Он отвечает самым высоким международным стандартам и подходит не только юношам 16— 18 лет, но и взрослым, выступающим в классах "Союзный", А, Б и Ц2.

На машинах такой конструкции ездили воспитанники кружка, чемпион VIII Спартакиады народов СССР 1983 года Александр Тепляков, трехкратный чемпион Советского Союза Олег Трегубое, победитель Всесоюзных соревнований 1981 года среди юношей Олег Владзаевский, а также мастер спорта международного класса, член сборной команды СССР, двукратный чемпион страны Михаил Ухов, неоднократный призер ряда чемпионатов страны Михаил Густешов и. многие другие.

«Юниор» конструктивно отличается от «Пионера», однако технология изготовления обоих одинакова. Поэтому подробное описание подготовки шаблонов, оснастки и материалов, а также способы гибки труб и порядок сварки рамы я опускаю и адресую читателя к статье «Пионер» — карт для начинающих» («М-К» № 4 и 5 за 1982 г.) с тем, чтобы основное внимание сосредоточить на элементах, присущих только «Юниору».



Карт «Юниор»: 1 — боковой отбойник, 2 — педаль газа, 3 — передние отбойники, 4 — педаль тормоза, 5 — тормозном диск, 6 — левая передняя тормозная машинка, 7 — блок тормозных цилиндров, 8 — рычаг сцепления, 9 — рычаг переключения передач, 10 — задний отбойник.

Кардинальные отличия рамы в том, что она уже не клиновидная и имеет шкворневые проушины, боковые отбойники, дополнительный лонжерон и три опоры заднего моста. Педалей — две: газа и тормоза (стальная труба ЗОХГСА диаметром 12X2). Педаль сцепления отсутствует, ее заменил рычаг, вынесенный на рулевую колонку под левую руку водителя. Колонка тоже из трубы ЗОХГСА, установлена примерно так же, как на «Пионере», только передняя опора ее расположена не на передней балке, а на швеллерной консоли. Во втулку последней запрессован подшипник ШС-10, позволяющий менять угол наклона колонки. Последняя удерживается вверху в капроновом или фторопластовом подшипнике.

С поворотными кулаками колонка соединена рулевыми тягами из стальной трубы диаметром 14X1,5, тяги имеют на концах правую и левую резьбу для регулировки развала колес.

В отличие от карта «Пионер» шкворневые проушины поворотных кулаков здесь принадлежат раме — приварены к концам передней балки. Рядом с ними находятся верхние точки крепления переднего отбойника — уши, а на изгибах балки — нижние точки: штыри.

Боковые отбойники фиксируются на лонжеронах рамы двумя болтами каждый и ограждают колеса от попадания посторонних предметов. Задние отбойники конструктивно мало чем отличаются от находящегося на «Пионере», и способы крепления их к раме одинаковые (см. рис. 5 в «М-К» №4 за 1982 г.).

Но вернемся к поворотному кулаку. Он состоит из полуоси, выточенной из стали 45, шкворневых и распорной втулок, кронштейна тормозной машинки и сошки — все из стали 20.

На полуось надевается ступица переднего колеса, которая конструктивно отличается от «пионерской»: к одному ее торцу крепится тормозной диск из Д16Т или В95, а к другому — диск колеса, выточенный из целого куска того же материала.

По техническим условиям на карте класса «Союзный», к которому принадлежит «Юниор», предусматриваются дисковые гидравлические тормоза как задних, так и передних колес. Но приводы раздельные от двух одинаковых тормозных цилиндров, расположенных на левом лонжероне рамы возле сиденья.

Корпуса и крышки цилиндров выполнены из Д16Т или В95, а поршни и под-поршни— из чугуна СЧ21-40. Последние имеют лункообразные углубления для толкателей, соединенных качалкой и тягой с педалью тормоза. Гидрожидкость от цилиндров к тормозным машинкам поступает по пластиковым трубкам.

Хотя размеры и конструктивное выполнение передней и задней тормозных машинок разные, принцип их действия один и тот же. Одинаковы и применяемые материалы. Суппорты изготовлены из Д16Т или В95, поршни из латуни, а тормозные накладки, винты их крепления и цапфы из стали 45. Фрикционные пластины из материала «ферродо».

Конструкция заднего моста в основном повторяется (см. рис. 6 в «М-К» № 4 за 1982 г.). Незначительно изменились только вал (титан BТ6, BT16 или ВТ20), диски колес (Д16АМ или АМц), ступицы звездочки и тормозного диска (Д16Т или В95), сам диск (чугун СЧ21-40), и добавился третий корпус подшипника (Д16Т).

На ступицу совместно установлены две звездочки из стали или дюралюминия с разницей в числе зубьев, обеспечивающей подгонку привода под вес карта и гонщика, мощность двигателя и частоту вращения его ведущей звездочки.

На «Юниоре» использован двигатель ММВЗ-3 115. Крепление к раме у него такое же, как на любом другом карте. При установке мощного двигателя (для класса Ц2) необходимо увеличить до 30 мм диаметр вала и соответственно изменить размеры подшипников.

Бензобак — двухлитровая полиэтиленовая канистра — расположен слева на раме за сиденьем. Но он может размещаться и под рулевой колонкой. Топливо к карбюратору подается бензонасосом, прикрепленным к кронштейнам заднего моста на правом и дополнительном лонжеронах. Бензонасос приводится в действие от эксцентрика на валу заднего моста.

Об изготовлении и установке сиденья, а также об окраске и отделке рамы и узлов карта можно также прочитать в «М-К» № 4 и 5 за 1982 г.

К. КРУГЛИКОВ,
руководитель кружка картинга
Дворца пионеров и школьников
Бауманского района Москвы

Так называлась статья в № 5 за 1984 год, в которой руководитель лаборатории картинга Дома пионеров и школьников Бауманского района Москвы К. И. Кругликов рассказал о конструкции спортивной машины под двигатель рабочим объемом до 50 см3, по просьбе читателей дополнительно приводим чертежи ряда узлов карта.

Чертежи для печати (4 листа)

Источник: "Моделист-Конструктор" 1984, №5, 7
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100