ЧТО ТАКОЕ ВОДНЫЙ КАРТИНГ

Четыре колеса, мотор и сиденье водителя. Таковы карты — крохотные спортивные автомобили, удивительно быстро завоевавшие широкую популярность во всех странах мира. Благодаря своей простоте и доступности карты открыли дорогу в автоспорт широким слоям молодежи. Картинг — гонки на автомобилях-малютках — стал любимым видом спорта пионеров и школьников нашей страны.

Недавно у карта-автомобиля появился брат — карт-глиссер, или, как его назвали за рубежом, гидрокарт. Он оказался таким же удачливым, как и его наземный родственник. В ряде стран организованы национальные ассоциации по гидрокартингу, и водители миниатюрных глиссеров стали такими же полноправными хозяевами акваторий, как водители мотолодок и катеров.

Техника водного картинга очень быстро совершенствовалась. Гонки на гидрокартах, проводимые обычно на замкнутых трассах с большим количеством сложных поворотов, собирают огромное количество зрителей. Ряд фирм начал серийный выпуск корпусов, моторов и принадлежностей для водного картинга. Разработаны правила соревнований и классификация гидрокартов по типам и мощности применяемых двигателей.

Что же представляет собой гидрокарт? Это маленький одноместный глиссер, оснащенный стационарным или подвесным двигателем небольшой мощности. Корпус гидрокарта, как правило, не имеет кокпита и является непотопляемым поплавком совершенной гидродинамической формы и минимального веса (порядка 30-60 кг, в зависимости от класса, типа двигателя и оборудования). Стоимость гоночного гидрокарта по сравнению со стоимостью катера или глиссера очень невелика. Тем не менее спортивные результаты, достигнутые на гидрокартах, достаточно убедительны: скорость — более 100 км/час при чрезвычайно высокой маневренности этих миниатюрных судов.

Управление гидрокартом требует от водителя хорошей физической подготовки, мгновенной реакции и отличного знания материальной части, способствует выработке этих качеств и укреплению навыков, необходимых для освоения более сложных машин. Это великолепная школа подготовки водителей-механиков высокого класса, спорт с большим будущим, и нет никакого сомнения в том, что наша молодежь освоит его так же быстро, как она освоила картинг наземный. Являясь отличным" средством вовлечения молодежи а занятия спортом, гидрокартинг очень ценен и как средство закаливания организма: ведь водитель гидрокарта, вся экипировка которого состоит из купальных трусиков, спасательного жилета и защитного шлема, находится в постоянном контакте с водой, солнцем и воздухом.

В этом номере мы предлагаем описание и чертежи простейшего гидрокарта «Пионер», в основу которого доложен корпус типа «морские сани» («Морские сани» — суда, имеющие в плане прямоугольную форму и туннельное днище, что обеспечивает им высокую остойчивость и грузоподъемность при хороших глиссирующих свойствах.). Карт может быть изготовлен в пионерском лагере за одну смену. Подвесные моторы уже не редкость в пионерских лагерях, и с каждым годом их будет все больше и больше. Значит, возможности для занятия гидрокартингом в пионерских лагерях есть.

ПОСТРОЙКА КОРПУСА

Конструкция гидрокарта «Пионер» изображена на рисунке 1. Изготовив в соответствии с ним шпангоутные рамки № 1, 2, 3, 4 и транец, выставляем их на стапель (рис. 2). Его можно расположить на ровном деревянном полу, столе для настольного тенниса или гладком деревянном щите соответствующих размеров. Корпус собирают в указанной на рисунке 2 последовательности. Все соединения деревянных деталей делают на водоупорном клее с запрессовкой шурупами и гвоздями. Затем подрезают выступающие углы и грани, чтобы фанерная обшивка легла ровно.

В первую очередь обшиваются борта, затем дно. Некоторые трудности представит обшивка передней части дна, имеющая тоннельную форму. Здесь следует применить несколько фанерных полосок, выкроенных по заранее изготовленным картонным шаблонам. Соединение — встык, по стрингерам, с запрессовкой гвоздями «взагиб». Задняя часть дна может быть зашита одним куском фанеры. «Рубашка» (наружный слой фанеры) располагается вдоль корпуса гидрокарта.

Фанерная обшивка крепится к каркасу на клею, шурупах и гвоздях «взагиб».

При обшивке дна не забудьте выпустить 150 мм фанеры за обрез транца для образования так называемого «подпятника».

Следующая операция — зашивка палубы и обтекателя сиденья водителя. Каркас для этого переворачивается, в бимсах прорезаются пазы для подпалубных стрингеров, а после их вклейки на свои места устанавливается рамка обтекателя сиденья и выполняется малковка подпалубного набора.

Для обшивки палубы потребуется полтора листа 3-мм фанеры. Чтобы она легла ровно, бея вспучиваний, следует ее раскроить на две продольных части и пришивать в такой последовательности: сначала одну половину, до мидельвейса (центрального подпалубного стрингера), затем вторую половину, также до линии мидельвейса.

Зашив всю палубу, кроме ячейки сиденья водителя, можно приступить к сборке каркаса обтекателя (см. рис. 1), а затем к обшивке его с боков и сверху фанерой толщиной 3 мм. Передняя рамка каркаса, образующая спинку сиденья, также зашивается 3-мм фанерой. В последнюю очередь изготовляются и вклеиваются на свои места боковые стенки ячейки сиденья водителя. (Внутрь ячейки кладется подушка, изготовленная в соответствии с ростом и фигурой водителя, что определяется по месту.)

После зачистки и заделки огрехов весь корпус гидрокарта оклеивается стеклотканью или бязью в один слой. Стеклоткань накладывается на эпоксидной смоле, при оклейке бязью может быть применен бесцветный нитролак или клей БФ-2. Окрашивать гидрокарт рекомендуется глифталевыми или нитроглифталевыми эмалями ярких цветов. Рулевое колесо (см. рис. 1) — круглой формы, самодельное или автомобильное, устанавливается на кронштейне, сваренном из стальной трубы Ø20 мм. Рулевой вал (из такой же стальной трубы) имеет на нижнем конце рулевой барабан, выточенный из легкого сплава или твердого дерева. Стальной штуртрос Ø3 мм накладывается на барабан (5 витков) и через подвесные ролики идет к штанге, установленной на моторе. Для компенсации возникающих в системе натягов служит пружина, а для выборки слабины — талреп (винтовая стяжка).

Наиболее подходящими моторами для гидрокарта «Пионер» являются «Прибой» или «Ветерок-8» — для начинающих спортсменов и «Ветерок-12» — для более опытных. Моторы такой же мощности применяются на гидрокартах этого класса к за рубежом. Следует, однако, заметить, что вместо выносного бачка 20 л гораздо удобнее иметь небольшой расходный бачок емкостью 1,5-2 л, укрепленный непосредственно на моторе, с подачей горючей смеси самотеком. А если снять с мотора кожух, появится возможность запускать мотор шнуром не только самому спортсмену с гидрокарта, но и обслуживающему его механику — с причала.

Управление газом должно действовать совершенно безотказно, так как при прохождении дистанции гонщику все время приходится менять обороты двигателя. Из существующих в настоящее время систем можно использовать простейшую — с возвратной пружиной на рычаге дроссельной заслонки карбюратора. Выключатель зажигания обязателен, он устанавливается под рукой водителя (лучше всего — на рулевом колесе). Кроме того, в случае падения водителя в воду должно срабатывать устройство, автоматически выключающее зажигание.

Описанный гидрокарт рассчитан на водителя весом не более 55 кг (средний вес подростка). Если водитель окажется тяжелее, центровка карта изменится, и сиденье прядется несколько передвинуть. Насколько — покажут первые пробные заезды.

Наивыгоднейшее положение гидрокарта во время глиссирования и при выполнении поворотов регулируется отклонением подводной части мотора вперед или назад.

ОСВОЕНИЕ ГИДРОКАРТА НА ВОДЕ

Осваивать управление гидрокартом следует осторожно и последовательно, сначала на малой скорости, недалеко от базы, в хорошую погоду (без волн). В районе тренировок необходимо иметь дежурную вспомогательную мотолодку со спасательными принадлежностями и комплектом сухой одежды. Не умеющих плавать допускать к управлению гидрокартами запрещается, равно как и выходить на воду в сумерках и ночью.

При выполнении поворотов на гидрокарте, чтобы не опрокинуться и сократить радиус циркуляции (а это очень важно на соревнованиях!), приходится откренивать машину во внутреннюю сторону поворота. Для откренивания водитель, держась за руль, смещает корпус в сторону, насколько позволяет это сделать его ловкость и создавшаяся на дистанции обстановка. Гонщики-виртуозы умеют водить свои машины буквально «на ребре».

ТРАССА ДЛЯ СОРЕВНОВАНИЙ ГИДРОКАРТОВ

При наличии нескольких однотипных гидрокартов можно организовать интересные соревнования на скорость прохождения замкнутой кольцевой трассы с несколькими поворотами. Расположение трассы на водоеме должно быть таким, чтобы она вся хорошо просматривалась зрителями и судьями, находящимися на берегу. Поэтому длину одного круга следует устанавливать в пределах не более 1000 м (по проходимому участниками пути). Количество поворотов: 7 по 90° и 6 змеек по 45°. Рекомендуемая схема трассы исключает возможность пересечений курса при ее прохождении, что особенно важно дли начинающих спортсменов. На разметку трассы нужны 14 буев, которые могут быть изготовлены из детских резиновых мячей, надутых футбольных камер, ярко окрашенных поплавков из пенопласта и т. п., поставленных на мертвый якорь.

Перед стартом участники выстраиваются на берегу, в то время как подготовленные к гонке гидрокарты находятся на воде под наблюдением механиков. Место старта всего лучше располагать на песчаном пляже, полого спускающемся в воду. По сигналу стартера участники бегут к своим машинам, запускают двигатели и выходят на трассу. Участник, не сумевший принять старт до прохождения всей трассы победителем гонки (равно как и опрокинувшийся на дистанции), не получает очков. Результаты гонщиков, прошедших всю трассу, оцениваются по времени и количеству правильно пройденных буев. За каждый неправильно пройденный буй начисляется в зависимости от местных условий и мощности двигателей — 2 или 3 сек. штрафного времени.

Обязательная экипировка участников соревнований на гидрокартах — спасательный жилет и защитный шлем жесткого типа (Спасательный жилет может быть заменен гидрокостюмом типа «Калипсо» из пористой резины.).

Г. МАЛИНОВСКИЙ, мастер спорта СССР





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1970, №4
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100