Архив журнала Моделист-Конструктор
СНОВА «МАЛЫШ»Его испытывали в Златоусте несколько лет назад. Необычной конструкции самолет по имени «Малыш», построенный ребятами со станции юных техников. Самолет с двигателем всего лишь в 30 л. с. Строили самолет школьники, а главным его конструктором и летчиком-испытателем был Лев Александрович Комаров инструктор по авиамоделизму и планеризму, человек незаурядных творческих способностей.
Впервые о «Малыше» рассказал читателям альманах «ЮМК» предшественник нашего журнале. Теперь (в ответ на многочисленные просьбы читателей) чертежи и описание этого самолета, значительно дополненные, публикуются снова, а также его модели.
«Малыш» одноместный моноплан, предназначенный для спортивно-тренировочных полетов в пределах радиуса 100 км от аэродрома. По схеме подносный высокоплан; конструкция самолета цельнодеревянная; обшивка полотно и тонкая фанера. Склейка всех деревянных деталей произведена казеиновым клеем. У самолета нет сложных механических узлов, все его детали предельно просты.
ФЮЗЕЛЯЖ ферменно-расчалочный (рис. 1). Вся его носовая часть, до кабины летчика включительно, обшита фанерой толщиной 2 мм. За кабиной раскосы фюзеляже усилены проволочными расчалками. Поверх образовавшейся таким образом пространственной фермы укреплен гаргрот полукруглого сечения, состоящий из фанерных рамок и сосновых стрингеров. Обшивка части фюзеляжа, расположенной за кабиной, полотняная. Исключение составляет корма фюзеляжа, где крепится оперение: она зашита фанерой толщиной 1,5 мм.
Размеры кабины были выбраны теми же, как у учебного планера. Сиденье летчика взято со списанного самолета ЯК-18.
В кабине установлены указатель скорости, указатель высоты, указатель поворота, вариометр (рис. 2). На полу кабины размещены обычная ручка управления и педали. Проводка от рычагов управления к рулям тросовая, а к элеронам смешанная. Управление двигателем находится в кабине слева. Под рукой расположены рычаги управления дроссельной заслонкой и жиклерами, рядом с ними выключатель зажигания, а чуть впереди ручке пускового магнето. Справа размещена груша топливного насоса, около сиденья летчика расположен бензиновый бак на 10 л, сделанный из жести толщиной 0,15 мм. Спереди фюзеляжа укреплена противопожарная перегородка. Моторная рема М-образная, сварена из стальных труб 18X16 мм. Узлы, которыми моторама соединена с фюзеляжем, являются одновременно и деталями крепления передних стоек шасси и передних стоек крыльевого пилона. Детали крепления мотора регулируются по длине, благодаря чему можно производить в небольших пределах смещение оси тяги воздушного винта. В местах соединения двигателя с моторамой вмонтированы резиновые демпфирующие шайбы, поэтому вибрация от работы двигателя почти не передается на фюзеляж.
ШАССИ у «Малыша» лыжное. По схеме оно такое же, как у самолета ПО-2, и состоит из стальных труб, расчаленных стальным тросом. Задняя стойка шасси имеет пружинную амортизацию с гасителем колебаний.
ХВОСТОВОЙ КОСТЫЛЬ рессорного типа, снабжен маленькой лыжей, управляется от педалей совместно с рулем направления. Наиболее ответственные металлические узлы «Малыша» выполнены из стали. После сварки все эти детали были подвергнуты термообработке и обработке пескоструйным аппаратом.
КРЫЛО разъемное в центре, имеет постоянную по размаху ширину и плавные концевые закругления. Профиль крыла «Кларк-V», с относительной толщиной 11,7. Всему крылу придана небольшая отрицательная закрутка. Концевые нервюры закручены относительно центральной на 2°. Конструкция крыла однолонжеронная.
ЛОНЖЕРОН коробчатого сечения. Полки лонжерона сосновые, выклеены из реек, стенки фанера толщиной 1 мм. Места лонжерона, где размещены узлы крепления, усилены бобышками и фанерными накладками. Внутри лонжерона вклеены диафрагмы из тонких реек, что гарантирует устойчивость стенок. Для получения третьей точки крепления крыла к фюзеляжу и для навески элеронов имеется легкий вспомогательный лонжерон П-образного сечения.
НЕРВЮРЫ с облегчающими отверстиями выполнены из фанеры толщиной 1 мм с двусторонней окантовкой сосновыми рейками сечением 4X5 мм. Носок крыла до переднего коробчатого лонжерона зашит фанерой толщиной 1 мм. Этот носок совместно с лонжероном образует V-образную фанерную трубу, которая воспринимает на себя основную часть крутящего момента. В трех участках каждого полукрыла между нервюрами имеются дополнительные усиления фанерной обшивки. Кроме того, для большей жесткости крыла в четырех нервюрах вмонтированы рамные распорки. Эти распорки соединяются с основным и вспомогательным лонжеронами на болтах и клею. Крыло крепится к верхней части фюзеляжа посредством пилона, состоящего из стальных труб. В нижней части фюзеляжа крыло укреплено на подкосе и расчалено проволокой с тендером натяжения. Подкос крыла металлический, регулируется по длине. Предусмотрена возможность регулировки угла установки крыла на фюзеляже, угла поперечного V и положения крыла вдоль по фюзеляжу в пределах 100 мм (в сторону передней центровки).
ХВОСТОВОЕ ОПЕРЕНИЕ нормальной схемы, подносное. Профиль как вертикального, так и горизонтального оперения, симметричный, с относительной толщиной 8%. Стабилизатор неразъемный. Носки стабилизатора, киля, рулей высоты, направления и элеронов зашиты фанерой. У рулей и у элеронов аэродинамическая и весовая компенсации отсутствуют.
КИЛЬ выполнен заодно с кормовой частью фюзеляжа, благодаря чему образовался жесткий пирамидальный лонжерон, с которым посредством верхних подкосов соединяется стабилизатор. Крепление стабилизатора к фюзеляжу допускает предполетную регулировку угла установки стабилизатора.
На «Малыше» применен двигатель ЛК-2 собственной конструкции. Это двухцилиндровый, двухтактный «боксер» с горизонтальным расположением цилиндров, работающих попеременно. За один оборот коленчатого вала двигателя происходит два рабочих хода. Рабочий объем цилиндров 700 см3, степень сжатия 7. При изготовлении двигателя использованы некоторые готовые детали от наших современных мотоциклов и тракторов. Двигатель максимально облегчен, требования к нему были, как и ко всякому авиационному.
Основные технические данные самолета «Малыш» следующие: размах крыла 6,9 м; длина 4,75 м; площадь 8 м2; хорда крыла в центре 1,2 м; размах стабилизатора 2,3 м; площадь горизонтального оперения 1,53 м2 (включая руль высоты); площадь руля высоты 0,88 м2; угол установки крыла к оси фюзеляжа 3 м2; площадь элерона 0,52 м2, углы отклонения элеронов: вверх 30°, вниз 30°; угол поперечного V крыла 1° (на каждую сторону); угол установки стабилизатора к оси фюзеляжа 0° (может регулироваться в пределах от 2° до +3°; углы отклонения руля высоты: вверх 34°, вниз 30°; площадь вертикального оперения 0,64 м2 (включая руль направления); площадь руля направления 0,54 м2; углы отклонения руля направления по 30° влево и вправо; вес пустого самолета 110,25 кг; взлетный вес 200 кг; нагрузка на крыло 25 кг/м2; нагрузке на мощность 6,7 кг/л, с.; центровка 33...35% по хорде; длина разбега на лыжах до 50...120 м; скорость при отрыве от земли 65 км/час; скорость при наборе высоты 90 км/час; максимальная скорость 110 км/час; посадочная скорость 55... 60 км/час; наибольшая допустимая скорость пикирования 160 км/час.
Вес отдельных частей: фюзеляж с несъемным оборудованием 27 кг; шасси с лыжами в сборе 10,5 кг; руль направления 1,8 кг; горизонтальное оперение 5,75 кг; крыло с элеронами 28 кг; подкосы с узлами крепления крыла 5 кг; двигатель с воздушным винтом 32,2 кг.
|
Чертежи для печати
|