ПАРУС-ЗМЕЙ

Один из самых романтичных и красивейших видов лешего спорта - хождение под парусом. Но ведь даже небольшую яхту не всякому под силу построить.

Предлагаемая конструкция позволяет заниматься водным спортом без особых затрат. Особенность нашей микрояхты заключается в том, что она не имеет руля и спортсмен не сидит на ней, а стоит.

Следует предупредить, что пользоваться яхтой-доской должны люди, хорошо умеющие плавать: пока не научишься управлять парусом, недолго и опрокинуться.

Рекомендуется также привязать парус к доске полутора-двухметровым тросом, а мачту укрепить в основании свободно, чтобы при необходимости можно было быстро сбросить оснастку в воду. Намокнув, парус, как плавучий якорь, будет удерживать доску.

Повторная установка паруса на доску несложна. Нужно только следить, чтобы при этом плоскость его совпадала с направлением ветра. В таком положении ветер не «рвет» паруса. Если вы устали, то можно просто бросить мачту на воду и, лежа на доске, отдохнуть. Так же поступайте, когда ветер крепчает или относит микрояхту от берега.

Как управлять микрояхтой с помощью паруса и изменять положение ног спортсмена, видно из рисунка А (см. 2-ю стр. вкладки). По рисунку Б можно изучить положение паруса и ног спортсмена при различных направлениях ветра. Рисунок В показывает способы выполнения основных маневров.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДОСКИ-ЯХТЫ

Из плотноволокнистых строганых сосновых досок толщиной 20 мм сделайте каркас, как показано на рисунке. Основой его служат три продольные планки - нервюры - во всю длину доски. Высота планки, поставленной на ребро, - 60-70 мм. Верхний срез ее ровный, нижний легкой дугой на расстоянии 400 - 500 мм срезается к концам. К средней планке крепится киль. Для этого из середины средней нервюры вырежьте кусок длиной в 510 мм. Затем из такого же материала сделайте две планки и с помощью клея и шурупов закрепите по обеим сторонам оставшихся частей нервюры так, чтобы соединительная планка заходила на нее на 150-200 мм. К продольным нервюрам приблизительно через каждые 380 мм присоединяются поперечные брусья, шпангоуты. Длина шипов не должна превышать 1/4 высоты нервюры. Носовую и кормовую части образуют изготовленные из твердых пород древесины фальшкили, склеенные с планками нервюр.

Каркас шпангоутов склеивается водостойким клеем на синтетической основе. После просушки соединения зачистите и выровняйте, каркас обшейте слоеным, склеенным (водостойким клеем) листом фанеры толщиной 5-6 мм. Места соединения дополнительно укрепите гвоздями (лучше из красной меди). В листе сделайте углубления с тем, чтобы шляпки были утоплены.

После тщательной просушки носовая и кормовая части застругиваются заподлицо с обшивкой, а в месте ее стыковки с фальшкилем приклеивается защитная планка из твердого дерева.

Материалом для основания мачты, привернутого к средней нервюре, служит плотный деревянный 20-миллиметровый брусок. Готовое основание шлифуется и окрашивается или лакируется.

Доску покрывают листом фанеры. Оставшееся пространство закрывается надставкой. Она монтируется снизу, между шпангоутами из того же материала, так, чтобы листы фанеры перекрывали друг друга по всей длине на 150-200 мм. Утолщенное таким образом место обшивки утапливается в пространство между продольными бимсами.

Киль делается из водостойкой клееной фанеры.

К верхней кромке приклейте стопор из твердого дерева. Особое внимание обратите на то, чтобы килевое отверстие точно соответствовало размеру самого кипя.

Мачту и поперечную планку сделайте из твердого дерева толщиной 30 мм, лучше всего из ясеня. Все ребра и концы планок закруглите, поверхность их тщательно отшлифуйте и покройте лаком.

Переведено из венгерского журнала «Ezermesler».







Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1967, №3
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100