АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ЯКОРЯ

На гребно-парусных судах времен средневековья применялись четырехлапые якоря-кошки и двурогие якоря с деревянным штоком, похожие на адмиралтейские, которые появились во второй половине XIX века. На португальских и испанских каравеллах и галионах, голландских флейтах, венецианских трабаколлах и других судах якоря в походном положении подвешивались и крепились оттяжкой через блок под бушпритом или принайтовливались горизонтально к планширю фальшборта, прочность которого в районе скул увеличивали за счет дополнительных книц. Для подъема якорей на этих судах применялись блоки, полиспасты, стрелы, ручные брашпили и деревянные кнехты. Ошибку допускают те судомоделисты, которые на модели парусного судна, относящегося к периоду средневековья, делают крамболы и шпили. История кораблестроения свидетельствует, что эти приспособления якорного устройства появились лишь во второй половине XVII века.

В прошлом веке система уборки адмиралтейского якоря на судно усовершенствовалась. Громоздкие деревянные крамболы и пентер-балки заменили поворотными железными кат- и фиш-балками. Позже на смену им пришли краны, которые ставились на баке судна и могли свободно поворачиваться в обе стороны. В этом случае на веретене якоря стали делать скобу, в которую закладывался гак подъемных талей крана. Уложенный на скуле или на палубе судна якорь крепился двумя цепями - пертулинем и рустовом (за скобу и за нижнюю часть веретена). Эти цепи своими концевыми звеньями закладывали в специальное приспособление на баке судна, получившие название «якорная машина», или «пальцы боцмана». Оно значительно ускоряло и облегчало отдачу якоря. Запасные адмиралтейские якоря обычно хранили на баке уложенными на палубе плашмя. При этом железный шток якоря укладывали вдоль его веретена.

На парусных судах XVII - XX веков применялись якоря адмиралтейского типа с деревянным и железным штоками, якорь Роджера и якорь Тротмана.

С учреждением адмиралтейского стандарта в 1852 году (его чертежи были опубликованы в «М-К» № 4, 1980 г.), который воплотил в себе наивыгоднейшие пропорции и формы лучших конструкций, в мировом производстве якорей отмечается определенная унификация чертежа. Якоря стали походить друг на друга как братья-близнецы. Позже якорные мастера различных стран стали по своему усмотрению изменять пропорции и форму адмиралтейского якоря, форму его лап.

Созданный в глубокой древности, проверенный многовековым опытом и доведенный почти до совершенства якорь адмиралтейского типа отнюдь не собирается полностью уступать соперничающим конструкциям. Его можно встретить на современных парусных учебных барках и кораблях, на малых морских судах, лихтерах, промысловых судах, спортивных яхтах и многих других.

С середины прошлого века на многих военных н торговых судах применяется также якорь Тротмана.





Рис. 6. Формы лап якорей различных фирм.



Источник: "Моделист-Конструктор" 1981, №1
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100