«ВОЗДУШНЫЙ ТУРИСТ» - В МИНИАТЮРЕ

Наш журнал не раз рассказывал о самолетах, созданных под руководством Генерального авиаконструктора А. С. Яковлева. В № 10 за 1968 год читатели могли познакомиться с описанием и чертежами самолета ЯК-18Т.

Судя по многочисленным письмам, самолет заинтересовал авиамоделистов-кордовиков.

Вот почему мы предлагаем в этом номере чертежи и описание модели-копии ЯК-18Т, построенной московским спортсменом Олегом Малышко по чертежам, помещенным в «МК», Она была признана на московских городских соревнованиях 1970 года одной из лучших моделей-копий и заняла 2-е место.

На модели ЯК-18Т (рис. 1) установлен двигатель 2,5 см3 «Ритм». При этом выбран масштаб 1:12,5 натуральной величины. Размах крыла модели равен 1000 мм.

Модель выполнена из бальзы и снабжена приспособлением для регулировки оборотов мотора. Отдельные узлы усилены накладками из авиационной фанеры толщиной 1 и 1,5 мм. Вес модели 1150 г. Лонжероны и нервюры центроплана изготовлены из авиационной фанеры толщиной 1,5 мм. Лонжероны сверху и снизу усилены сосновыми рейками сечением 4X4 мм. На нервюры после сборки наклеены бальзовые пластины толщиной 2 мм. В нервюрах сделаны вырезы для размещения убранного шасси и тяг уборки. Концевые нервюры — из фанеры толщиной 3 мм. В местах крепления кронштейна шасси они усилены накладками из фанеры толщиной 4 мм. Усилительная накладка и кронштейн с уже вмонтированной стойкой шасси прикрепляются дюралюминиевыми заклепками к концевым нервюрам перед сборкой центроплана. Консоли крыльев выполнены по двухлонжеренной схеме из бальзового набора и обшиты бальзовыми пластинами толщиной 1 мм.

Фюзеляж собран на мотораме и шпангоутах, соединенных вверху и внизу стрингерами. К переднему шпангоуту спереди приклеивается бальзовое кольцо. Моторама сделана из двух буковых брусков сечением 6X10 мм и авиационной фанеры толщиной 1,5 мм.

Шпангоуты соединяются верхним и нижним стрингерами, сделанными из сосновых реек сечением 3X5 мм. Верхний стрингер выгибают по шаблону и крепят по всей длине фюзеляжа.

Дверной проем усилен накладками из полуторамиллиметровой фанеры, соединяющими по бортам шпангоуты 3-7.

Хвостовое оперение — наборное из бальзы, подобно оперению прототипа, обтянуто мягкой обшивкой.

Особенно интересны у модели ЯК-18T механизмы шасси и его уборки (рис. 2). Они конструктивно просты. Детали их не требуют точной обработки на токарном и фрезерном станках.

Главным агрегатом механизма уборки шасси является электромотор весом не более 80 г, взятый из набора детской железной дороги и рассчитанный на напряжение 4,5-6 в.

Механизм уборки шасси собирается на панели из листового дюралюминия. Размеры ее зависят от размеров электромотора. Главное условие сборки — ось червячного вала должна быть смещена от оси фюзеляжа в сторону. Иначе тяга уборки передней стойки (рис. 3) не позволит колесу войти в гнездо фюзеляжа при уборке. Червячный вал 3 с резьбой М4 изготовлен из латунного прутка Ø4 мм. Ползун 11 (рис. 2) — из стали. Если нет возможности выточить его на токарном станке, то тогда шпилька 10 вставляется в тело ползуна со смещением от отверстия для червячного вала. Основные и передняя стойки шасси изготовлены из белой жести (рис. 3 и 4).

Рычаги 6 служат для уборки правой и левой стоек шасси. Их выпиливают из листовой стали и закаливают. Тяги 5 уборки правой и левой стоек шасси и 13 передней изготовлены из проволоки ОВС Ø2 мм. Передаточное отношение шестерен 2 и 4 подбирается в зависимости от мощности мотора.

Две стальные оси — 7 и 14 (рис. 2) — приклепаны к панели. На панели механизма уборки установлена ось качалок руля высоты и регулировки газом.

Механизмом уборки и регулировки газа управляют с помощью спаренного переключателя 3, смонтированного на ручке управления (рис. 5). Электромотор механизма соединяется с переключателем на рукоятке управления двумя тонкими изолированными проводами несколько большей длины, чем корды, чтобы уменьшить влияние их на натяжение корд при управлении рулями высоты (рис. 6). Качалка руля высоты сделана из дюралюминия. Качалка тяги дроссельной заслонки — оргстекло или другой изолятор. Управляют рулями высоты обычной кордой. Для управления газом использованы два провода подключения электромотора, которые крепятся к качалке узлом (рис. 7). Концы их скручены в спираль и подсоединены через разъем к выводам электромотора. Чтобы отсоединить корды и провода, нужно снять качалки. Корды и провода наматываются отдельно на два барабана. Обороты мотора регулируются дроссельной заслонкой, установленной на диффузоре карбюратора. Центровка модели — 15% хорды.

О. МАЛЫШКО, Москва



Рис. 1. Расположение стоек шасси в центроплане: 1 — левая стойка основного шасси; 2 — колесо; 3 — панель механизма уборки; 4 — рычаг уборки шасси; 5 — шестерня; 6 — передняя кромка центроплана; 7 и 8 — лонжероны; 9 — задняя кромка.

Рис. 2. Механизм уборки шасси (вид снизу): 1 — электромотор; 2 и 4 — шестерни; 3 — червячный вал; 5 — тяга уборки стойки шасси (правой); 6 — рычаг уборки основной стойки; 7 и 14 — оси рычагов; 8 — отверстие для червячного вала; 9 — отверстие для тяги передней стойки; 10 — Штифт ползуна, на который надеваются рычаги уборки основных стоек; 11 — ползун; 12 — штифт для тяги передней стойки шасси; 13 — тяга передней стойки.

Рис. 3. Конструкция передней стойки шасси: 1 — тяга уборки; 2 — кронштейн; 3 — ось рычага; 4 и 6 — рычаги; 5 — ось; 7 — верхняя штанга (шесть); 8 и 11 — усилительные кольца; 9 — амортизатор; 10 — подвижная штанга; 12 — вилка; 13 — колесо.

Рис. 4. Основная стойка шасси (правая): 1 — рычаг (Д-16Т); 2 — ось; 3, 10 и 11 — усилительные кольца; 4 — верхняя штанга; 5 — отверстие для ограничителя; 6 — ограничитель; 7 — направляющая прорезь для ограничителя в подвижной штанге; 8 — подвижная штанга; 9 — ось колеса; 12 — пружина; 13 — кронштейн (белая жесть).

Рис. 5. Ручка управления: 1 — корды; 2 — карабинчики корд; 3 — переключатель тока; 4 — провода; 5 — проводка и аккумулятору; 6 — качалке.

Рис. 6. Управление рулем высоты: 1 — тяга руля высоты; 2 — кабанчик; 3 — лонжерон; 4 — шайба; 5 — гайка.

Рис. 7. Качалки: 1 — корды руля высоты; 2 — ось качалок; 3 — качалка руля высоты; 4 — провода; 5 — качалка газа и посадочного щитка; 6 — Провода к электромотору; 7 — тяга руля высоты; 8 — тяга газа; 9 — тяга посадочного щитка.



Рис. 8. Кинематическая схема уборки шасси: 1 — панель; 2 — тяга к передней стойке; 3 — червячный вал; 4 — ползун со штифтами; 5 — рычаг уборки; 6 — тяга; 7 — электромотор; 8 — шестерни; 9 — рычаг; 10 — верхняя штанга.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1971, №7
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100