МАЛЕНЬКИЙ СИЛАЧ

Очень быстроходные, маневренные, очень маленькие по сравнению с другими кораблями, ракетные катера — грозный противник даже для самых крупных боевых кораблей. Обнаружить ракетный катер очень трудно, а его внезапная атака может доставить неприятельскому кораблю серьезные неприятности. Главное вооружение катера — ракетная установка, способная выпустить одновременно насколько ракет, и небольшая артиллерийская установка. Расстояние до неприятельского корабля, его скорость и курс определяет радиолокационная станция. Для управления артиллерийской установкой имеются специальный радиолокатор и другие автоматически действующие механизмы.

Модель ракетного катера, которую сделал Игорь Тележенко в Доме пионеров Октябрьского района Москвы, на VIII Московских городских соревнованиях младших школьников в 1968 году заняла первое место в классе моделей военных кораблей длиной до 1000 мм с резиномотором.

Наибольшая длина модели (рис. 1) — 850 мм, ширина — 180 мм. Двигателями служат два резиномотора (по 50 — 60 ниток), которые вращают два гребных винта в разные стороны. Корпус — наборный, на шпангоуты пошла фанера толщиной 4 мм, а обшивка — из 1,5-миллиметровой фанеры. Стрингеры выполнены из сосновой или липовой рейки. Транец и переборка на третьем шпангоуте сделаны из фанеры толщиной 6 мм. В переборке до сборки корпуса нужно выпилить окно для пропуски втулок мультипликатора и просверлить показанные на чертеже шесть отверстий для крепления платы мультипликатора.

Готовые шпангоуты, транец и переборку укрепляют на стапеле, строго соблюдая расстояния (шпации) между ними, указанные на проекции «Бок». Переборка и транец должны быть подкреплены кницами, которые соединяют их со стрингерами и килевым брусом. Между шпангоутом 1 и форштевнем вклеена бобышка из липы, обработанная по очертаниям носовой части.

Закончив скрепление набора корпуса, приступают к его обшивке. Обшивка каждого из бортов и обшивка транца — цельные, из фанеры толщиной 1,5 мм; обшивка днища — из фанеры толщиной 1,5 мм — выполняется из нескольких части, предварительно выкроенных из бумаги по месту. Палубный настил сделан из такой же фанеры. Изнутри корпус прокрашивается два-три раза масляной краской. Когда она высохнет, нужно поставить на свои места наружные привальные брусья, брызгоотбойные планки, выступающие подводные части, резиномотор, мультипликатор, гельмпортовую трубу и руль. Дейдвудные трубы (рис. 2), кронштейны гребных валов и гельмпортовую трубу ставят на клею, смешанном с опилками.

Рубка — съемная, она выполнена из оргстекла толщиной 1,5-2 мм. Воздухозаборники двигателей, башня зенитной пушки, шлюпка 16, ангары зенитной установки 6 выдавлены из оргстекла толщиной 1 мм, другие детали изготовлены из целлулоида, проволоки, оргстекла.

Фок-мачта вырезана из липы. На ней крепятся кронштейны из проволоки и листовой жести для сигнального прожектора, двух пеленгаторных рамок, радиоантенны и клотикового огня. На фок-мачте установлена антенна станции общего обнаружения 4, спаянная из медного луженого провода; она должна быть выполнена особенно тщательно. Порядок спайли элементов антенны следующий: на латунную или стальную сетку с ячейкой размерами от 0,5 до 1,5 мм напаивают рамку 1, затем дуги 2 н т. д. в последовательности, указанной цифрами на рисунке. Паять следует с кислотой.

Грот-мачта спаяна из проволоки диаметром 1,5 мм. Кожух антенны станции управлении артустановкой выполнен из шарика для настольного тенниса; его мелкие детали — из целлулоида.

Снаружи модель окрашивают нитроэмалью; надводную часть — в серый (шаровый), подводную — в красный или черный, ватерлинию — в белый цвет. Полируется корпус пастой № 290.

Все детали на палубе следует окрашивать нитроэмалью до их установки на место: кожух антенны артустановки и якорный шпиль — в белый; огнетушители — в красный, якорь, якорную цепь, киповые планки и кнехты — в черный цвет, а остальные детали — в шаровый.

Мультипликатор (рис. 3) увеличивает число оборотов гребных винтов по сравнению с оборотами резиномотора в 7,14 раза, что при данных винтах обеспечивает модели наибольшую скорость хода. Большее передаточное число не увеличивает скорости модели. Путем замени зубчатых колес 6 и 8 другими можно изменять передаточное число в пределах от 1/4,5 до 4,5/1; мультипликатор можно превратить в редуктор для другой модели. При этом необходимо лишь, чтобы сумма чисел зубьев в любом случае была равна 88 при модуле зацепления m = 0.5.

Для соединения гребных валов с выходными валами мультипликаторе рекомендуется применять гибкие валы, выполненные из стальной проволоки Ø1 мм в виде цилиндрической пружины Ø4 мм. С обоих концов пружины припаивают втулки для соединения пружины с валами.

Гребные винты 17 и их обтекатели изготовлены из латуни (для винта — вязкая латунь марки Л-62). Очень важно соблюсти показанные на рисунке угол установки на ступице корня лопасти и угол ее закрутки; на одном винте оба угла отложены вправо, на другом — влево. Чтобы удобнее было закреплять руль, в кормовой части палубы нужно сделать закрывающийся люк.



Рис. 1. Общий вид и детали модели: 1 — воздухозаборники, 2 — башня артустановки; 3 — антенна управления огнем артустановки; 4 — антенна радиолокатора; 5 — сигнальный прожектор, 6 — ангар ракетной установки, 7 — командирский визир; 8 — рубка: 9 — якорный шпиль: 10 — вьюшка: 11 — сигнальный огонь.; 12 — огнетушитель; 13 — сходни; 14 — поручень; 15 — гребень вала; 16 — шлюпка; 17 — гребной винт; 18 - перо руля.





Рис. 3. Мультипликатор: 1 — стальная втулка (2 шт.); 2 — подшипник 4x9x2.5, №1000084 (2 шт.): 3 — втулка из В95Т (2 шт.); 4 — кольцо из В95Т Ø7 (2 шт.); 5 — подшипник 7x17x5, №1000097 (4 шт.); 6- шестерня из В95Т: z=28; m=0,5 (2 шт.); 7 — стальной ведомый вал (2 шт.); 8 — шестерня из В95Т: z=60, m=0,5 (2 шт.): 9 — шестерня из В95Т: z=72, m=0,5 (2 шт.); 10 — плата из Д16Т (1 шт.); 11 — стальной вал (2 шт.).

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1969, №10
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100