Архив журнала Моделист-Конструктор
РУЛЕВАЯ МАШИНКА«Пилоты», «капитаны» и «водители» радиоуправляемых моделей очень часто с горечью убеждаются на соревнованиях в несовершенстве рулей, от которых зависит маневренность модели.
Существующая система концевых выключателей, к сожалению, далеко не идеальна. Дело в том, что после размыкания концевого выключателя электродвигатель еще долгое время продолжает вращаться по инерции, и руль отклоняется больше, чем было предусмотрено. Добавочный угол зависит от степени разрядки источника тока, нагрузки на руль, и определить его величину заранее невозможно.
Но в тех же обычных исполнительных механизмах с электроприводом широко применяется система центрирующих контактов, которая устанавливает механизм в среднее положения без сигнала передатчика. Точность установки имеет при этом незначительную погрешность из-за зазора в контактах, который устраняет самовозбуждение всей системы, вызываемое инерционностью электродвигателя.
А что, если попробовать по тому же принципу добиться точности установки в крайнее положение?
Эту задачу удалось решить.
Проследим, как работает электрическая схема механизма (рис. 1). На выходном валу редуктора укреплен поводок с двумя скользящими контактами Л и П, которые в среднем положении не касаются пластин 1 и 6 контактной платы.
Допустим, при поступлении команды от передатчика срабатывает репе 1. Тогда щетка Б электродвигателя через замкнутый контакт реле Р1, пластину 5, контакт П, пластину 4 соединится с положительной клеммой батареи электрическая цепь замкнется, и ток через электродвигатель пойдет в направлении БА. Проследим ход тока в краткой записи: +Б2 4 П 5 Р1 БА Б2. По-
водок будет вращаться против часовой стрелки до тех пор, пока не разомкнется система контактов П 5. Но электродвигатель по инерции повернет поводок на угол больше 30°, и скользящий контакт П замкнет пластины 8 и 9. Теперь ток пойдет в обратном направлении, то есть от А к Б по цели +Б1 АБ 8 П - 9 Б1. В результате поводок и находящаяся с ним на одной оси качалка по часовой стрелке повернутся на заранее заданный угол 130°).
Когда сигнал с передатчика прекращается, реле Р1 устанавливается в исходное положение и замыкает цепь Б1 3 Л 1 БА + Б1: электродвигатель будет вращать поводок по часовой стрелке, пока не разомкнется система контактов 1 Л.
Если команда поступает на репе Р2, схема работает аналогично.
На рисунке 2 показана конструкция механизма.
Для изготовления редуктора использованы шестерни от будильника. Оси их были сняты и укорочены до 12,5 мм на токарном станке. После контрольной сборки редуктора шестерни припаиваются к осям, которые устанавливаются в платах того же будильника (предварительно обработанных согласно рис. 2). К выходной шестерне припаяна и приклепана качалка.
Электродвигатель взят от детской игрушки катера и закреплен на верхней плате механизма с помощью фланца, выточенного из дюраля.
Контактная плата из фольгированного гетинакса 1,5 мм. Контактные пластины после разметки вырезаются острым ножом.
Гребенчатые контакты сделаны из фосфористой бронзы 0,2-0,3 мм, которую можно заменить латунью. Особое внимание обратите на то, чтобы точки соприкосновения подвижных контактов с платой были расположены точно по радиусу.
После сборки редуктора сделайте предварительную подрезку контактных пластин, а после распайки электропроводки окончательную.
Готовый механизм закройте крышкой из оргстекла.
Рулевая машинка, о которой здесь говорилось, не раз успешно испытывалась на моделях самолетов.
В. ЯКОВЛЕВ, Москва
|
РИС. 1. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ РУЛЕВОЙ МАШИНКИ: К и С крайние и средние положения поводка. |
РИС. 2. СБОРКА МЕХАНИЗМА: 1 гребенчатый контакт (бронза); 2 поводок (оргстекло); 3 электродвигатель; 4 фланец (дюраль); 5 Плата №2 (дюраль); 6 контактная плата; 7 плата от будильника; 8 плата №1; 9 стойка (дюраль); 10 качалка (латунь).
|