СТЕНЫ НА ЛЮБОЙ ВКУС

Методы специальной окраски, такие, как нанесение узора при помощи куска ткани, губки или щетки, применялись задолго до появления современных видов обоев. В последние несколько лет такие способы отделки снова получили признание.

Если вы сомневаетесь в ваших художественных возможностях, надеемся, что эта статья поможет вам. Методы, о которых идет речь, гораздо проще, чем это кажется на первый взгляд; советуем испробовать их сначала на небольшом куске ватмана или картона — просто для того, чтобы почувствовать вкус к этому делу.



Ремонт... Его приближение озаботит даже опытного домашнего мастера, набившего руку на работах по обновлению квартиры. Это и понятно: найти хорошие обои не так-то просто, а оклеивать комнату первыми попавшимися не хочется. На наших фотографиях — несколько способов «безобойной» отделки стен: вверху — выделение панелей и окраска водоэмульсионными красками с помощью жесткой щетки; внизу — отделка стены тканевым тампоном; в центре — нанесение «узоров» жесткой кистью.

ОБРАБОТКА ГУБКОЙ

Этим способом создается мягкий пятнистый рисунок. Причем светлый тон нижнего слоя (фона) будет выглядеть как неопределенной формы прожилки; краска не должна быть чисто белой, ее необходимо слегка тонировать, что даст более утонченный эффект. Если вы хотите получить более контрастное решение, то наносите темный рисунок по матовой эмульсионной краске — получите оригинальный мерцающий узор.

Наложение краски губкой может осветлить или, наоборот, утемнить общий тон; выбирайте для фона и наката гармонично сочетающиеся оттенки единой цветовой гаммы или дополнительные цвета равной интенсивности. Плотно нанесенный, без значительных просветов, рисунок даст впечатление более интенсивно окрашенной поверхности, чем тот, через который будет в большей степени просвечивать светлый тон. В свою очередь, цвет и тон основного фона может влиять на интенсивность рисунка, нанесенного поверх него.

Обработка губкой подходит почти для любой поверхности, но наиболее эффектна она на больших плоскостях, например, на стенах. Интересно, что этот способ незаменим для маскировки не очень привлекательных предметов, таких, как радиаторы.

Как для основного слоя, так и для декоративно наносимого поверх него применяйте неразведенную эмульсионную краску для стен, а масляную краску — для деревянных частей и металлических деталей. Для этих работ пользуйтесь натуральной морской губкой, причем выбирайте такую, структура которой имеет наибольшее количество пустот. Если замечаете, что получаемый рисунок на стене повторяется, становится слишком «регулярным», разорвите губку и продолжайте работу ее внутренней, наиболее неровной поверхностью.



Отлейте в лоток и хорошо размешайте краску более темного тона, предназначенную для нанесения узора губкой. Предварительно понадобится смягчить губку: для этого вымочите ее в воде, если предстоит окраска эмульсией, а при употреблении масляной краски — в уайт-спирите. Отожмите, а затем окуните губку в краску и прижмите к рифленому наклонному отделению лотка, чтобы краска пропитала всю губку. После этого снимите излишки краски с губки при помощи легких, отрывистых касаний листа бумаги: при перенасыщенной губке рисунок может получиться с кляксами или вообще расплыться.



Начинайте движение сверху вниз. Работайте легкими отрывистыми движениями, не вращайте и не прижимайте сильно губку. Меняйте положение руки с губкой таким образом, чтобы избежать регулярного, повторяющегося рисунка. Когда губка станет суше, поработайте в углах и вдоль плинтуса: здесь невольно приходится вжимать губку, и реальна опасность выдавливания излишков краски.



Сначала обрабатывайте поверхность редким, не закрывающим, полностью нижний основной тон рисунком и оставьте сохнуть., Промойте губку. Нанесите второй слой, перекрывая первый таким, образом, чтобы они слились в общий рисунок. Когда второй слой высохнет, подправьте светлым колером отдельные выделяющиеся пятна (можно применить колер фона или «слоновую кость», которая смягчит общий рисунок).

ТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД ШТРИХОВОЙ ОБРАБОТКИ

Приготовьте глазурь, смешав 70% лака, 20% масляной краски и 10% уайт-спирита. Нанесите состав по основному тону полосой шириной 500 мм, сверху вниз. Пока глазурь не высохла, нанесите по ней щеткой пунктирный штрих быстрым, уверенным движением: не волочите и не вращайте щетку. Продолжайте обработку, пока вся поверхность не будет покрыта штрихом. Чтобы скрыть стыки, необходим перехлест соседней полосы.

Если обработанная таким образом поверхность будет в дальнейшем нуждаться в промывке, то нанесите поверх нее слой матового полиуретанового лака.



Отлейте небольшое количество краски самого светлого колера в лоток или какую-либо плоскую кювету (слоем не меньше 3 мм). Опустите сухую тетку в краску, лишь слегка касаясь ее поверхности, чтобы щетина не впитала ее слишком много. Начинайте обработку сверху вниз, делая отрывистые, «клюющие» движения щеткой. Меняйте угол ее положения на плоскости стены.



Если хотите усилить рисунок, нанесите другой слой (слегка нажимая на щетку), чтобы добиться большей контрастности. При появлении «клякс» перекройте их оттенком основного грунта.



К конце работы заполните рисунком углы, поверхность вокруг наличников и вблизи плинтуса почти сухой щеткой, применяя колер первого слоя наката.

ПУНКТИРНЫЙ ШТРИХ-РИСУНОК

Цветовой штрих дает более изящный рисунок, чем обработка губкой. Обычно он выполняется по незастывшей глазури или лаку и создает эффектную поверхность, испещренную точками, через которые просвечивает фон.

Выбирайте тон и цвет для штрихового рисунка по тому же принципу, что и при обработке губкой.

Пусть у фона будет более светлый оттенок, чтобы образовалась как бы цветовая дымка, а для штриха — более темный тон: он лучше выявит рисунок. Возможна и обратная их комбинация.

Наносить штриховой рисунок можно почти на любую поверхность, но особенно эффективно он выглядит на стенах небольших помещений, на дверях и на мебели.

Для штриховой обработки применяйте неразбавленную эмульсионную или масляную краску (в соответствии с материалом поверхности); для нанесения штриха по незасохшей глазури используйте только масляную краску. Специальные щетки, предназначенные для этой работы, изготовлены из барсучьего волоса и очень дороги; но почти любая большая плоская щетка (даже новая сапожная) может быть использована при условии, что щетина на ней будет одинаковой длины.

ОБРАБОТКА С ПОМОЩЬЮ ТКАНИ

Этот способ создает более явный узор, чем обработка губкой или щеткой.

Имеется несколько способов, которыми можно это осуществить. Нанесение краски при помощи смятого лоскута ткани (аналогично обработке губкой) дает определенный, четкий рисунок. Снятие краски или раскатывание жгутом дают более мягкий, неопределенный узор, но эти способы требуют больше умения. Отпечатки, которые похожи на сложенные лепестки, получают нанесением или, наоборот, снятием краски при помощи куска ткани.

Все указанные способы осуществляются с использованием свежего раствора глазури. Как и при предыдущих методах обработки, наносите рисунок, проходя сверху вниз по вертикальным полосам шириной 500 мм. Вымочите кусок ткани в уайт-спирите, отожмите и скомкайте его в руке или скрутите в жгут (в валик). Затем слегка обмакните ткань в свежую глазурь. Для нанесения рисунка валиком удерживайте его двумя руками и прокатывайте сверху вниз, как по прямой линии, так и по нерегулярным, случайным направлениям (в этом случае вы получите неопределенный, запутанный рисунок). Чаще стряхивайте и снова комкайте в руке лоскут; меняйте его, как только станет чересчур перенасыщенным краской. Тщательно маскируйте стыки между отдельными полосами.

Для нанесения краски при помощи смятого куска ткани используйте эмульсионную или масляную краску (в соответствии с материалом поверхности). Для накатки валиком или метода снятия краски должна применяться только масляная краска, как для нижнего, основного слоя, так и для наката.

Колер для накатки будет основным тоном, поэтому выбирайте его соответственно более темным, чем фон.

Тканевый способ, помимо декорирования стен или отдельных элементов мебели, хорош в тех случаях, когда требуется подогнать окраску встроенного оборудования под цвет стен. Можно использовать любую ткань — от муслина или марли до замши, лишь бы она была неволокнистой и хорошо принимала краску.



Отлейте немного краски в лоток с плоским дном. При употреблении эмульсии сухая тряпка даст четкий, жесткий рисунок (А). Если ее немного смочить; то получатся более мягкие отпечатки (Б). В случае применения масляной краски намочите тряпку в уайт-спирите и как следует отожмите. Ткань перед употреблением сомните в руке.



Окуните тряпку в краску и отожмите ее слегка на листе бумаги, чтобы удалить излишки. Производите работу сверху вниз или вдоль карниза свободными движениями, аналогично работе с губкой. Чаше стряхивайте и снова сжимайте в руке тряпку, чтобы избежать повторяющегося рисунка. Меняйте тряпку на свежую, как только заметите, что рисунок становится менее четким.



Подправьте недостаточно заполненные участки поверхности. В некоторых случаях может быть нанесен второй слой колера, но обычно это не требуется: как правило, ожидаемый эффект достигается с первого раза.

ПЛИТОЧНАЯ ОБЛИЦОВКА

Облицовка плитками — одна из тех работ, которую многие не решаются делать сами, а прибегают к помощи специалиста. Возможно, это происходит из опасения, что любая ошибка будет долго заметна впоследствии.

Между тем главным секретом успеха является правильная подготовка и планирование операций — усвойте это правило, и выполненная вами облицовка станет тем, чем вы сможете гордиться.

Прежде всего необходимо прошпаклевать стену: поверхность ее должна быть совершенно ровной. Возможно, придется даже нанести слой штукатурки, чтобы уничтожить неровности. Впрочем, данную операцию можно заменить (в зависимости от характера помещения) облицовкой стены листами фанеры или древесноволокнистыми плитами — на них плитка ляжет ровнее, а держаться будет не хуже. В этом случае в качестве клеящего раствора используется ПВА.

Если вы хотите просто обновить существующую облицовку помещения, которая сама по себе держится неплохо, допустимо наклеивать новые плитки поверх старых, удалять которые — дело длительное и трудоемкое. Укладывайте новый слой таким образом, чтобы швы не совпадали со швами прежней облицовки.

При подборе плитки следует учитывать не только ее цвет или рисунок, но и размер: чем мельче плитка, тем более трудоемкой будет работа по облицовке.

К подготовительным операциям относится и предварительное распределение плитки по плоскости стен для достижения наибольшего декоративного эффекта. На глухой стене рассчитайте расположение плиток так, чтобы крайние из них (обрезные) были одинаковыми. Для облегчения этой работы уложите ряд плиток (с прокладками между ними, имитирующими швы) на полу вдоль стены и перемещайте до тех пор, пока не найдете оптимальное их расположение.

Если вы хотите применить плитки с рисунком или разного цвета, то целесообразно сделать предварительный чертеж на клетчатой бумаге или разложить их на полу.

Отметьте на стене положение первой (полной, необрезанной) плитки; правильную последующую разметку обеспечит применение рейки с нанесенными на ней рисками, обозначающими размер плиток и швов между ними.

Если на стене имеется окно, углубление которого также необходимо выложить плиткой, возьмите его срединную вертикальную линию за ось симметрии для равномерного расположения облицовки. На стене с двумя окнами такой осью станет середина между ними; плитки распределяются симметрично относительно этой линии.



1. Подготовку к наклейке плиток начните с закрепления на стене прямой рейки так, чтобы ее верхняя кромка отстояла от плинтуса на высоту плиток. Горизонтальность рейки проверяйте уровнем. Закончив облицовку стены выше этой рейки, оставьте наклеенное сохнуть на 12 часов, после чего снимите рейку и уложите первый ряд плиток.



2. Разровняйте клеящий состав на поверхности стены кельмой с бороздками или фигурным шпателем — волнистая поверхность нанесенной мастики обеспечит более прочное и надежное прилипание плитки. Не наносите раствор или мастику более чем на один квадратный метр поверхности, иначе они начнут схватываться раньше, чем вы уложите плитку.



3. Наклейку плиток начинайте от рейки, которую вы закрепили для первого ряда полных плиток. Укладывайте плитки на раствор, слегка поворачивая их, — это обеспечит надежное сцепление.



4. Закончив укладку двух рядов из полных плиток, необходимо вернуться назад и вклеить обрезные вставки в окончаниях обоих рядов.



5. Наклеивать плитки вокруг выступающих элементов (например, раковины) непросто. Для перенесения кривизны этого элемента на плитку лучше всего воспользоваться шаблоном из жесткого картона или подходящим лекалом. Иногда выступающий предмет (например, навесной шкаф) можно немного отодвинуть от стены, тогда, подложив под него плитку, легко разметить на ней контур этого предмета. Затем, процарапав по этим линиям стеклорезом, отломите лишнее кусачками или пассатижами, постепенно обламывая маленькие кусочки керамики. Обязательно надевайте защитные очки, чтобы не пораниться осколками. Окончательно выровнять обрезанную кромку лучше на точильном камне или наждачной бумаге.



6. Приклеив обрезанные плитки, продолжите укладку целых, соблюдая рядность и соотношения швов.



7. Внутри оконного проема плитки укладывайте так, чтобы они перекрывали торцы плиток облицовки стены. Если глубина проема больше, чем ширина одной плитки, добавьте обрезные вставки, укладывая их вплотную к оконному блоку.



8. Наиболее аккуратные узкие вставки из обычных кафельных плиток нетрудно получить с помощью ножовки по металлу. При этом достаточно сделать только краевые пропилы, а остальную линию разлома процарапать стеклорезом — алмазным или роликовым. Можно воспользоваться также «победитовым» сверлом или резцом.



9. При вклеивании вставки в угол разверните ее обрезанной кромкой к соседней стене: таким образом обеспечивается чистота сопряжения и скрадывается разрез.



10. По прошествии 24 часов можно приступить к заполнению швов жидким раствором при помощи шпателя или губки. Неплохой декоративный эффект дает предварительное тонирование раствора гуашью (с добавлением клея, например ПВА).



11. До того, как раствор затвердеет, пройдитесь по швам расшивкой — стержнем с закругленным концом. Это придаст швам мягкий, округлый профиль. Чтобы очистить облицовку, снимите лишний раствор влажной тряпкой или губкой.

ОБШИВКА ДЕРЕВОМ

Такой способ отделки стен в последние годы получает все большее распространение. Наиболее предпочтительна облицовка шпунтованными досками. На кирпичной или бетонной стенах они обычно крепятся к деревянным брускам. Наиболее удобны для этого бруски сечением 25X40 мм. Крепить их к стенам надежнее всего с помощью пластиковых дюбелей и шурупов. Особенно аккуратно следует крепить опорные бруски в зонах углов стен. Дистанция между брусками зависит от толщины досок: обшивки толщиной 10 мм обычно применяются для покрытия стен по опорным брускам, расположенным с интервалами в 400-600 мм. Обшивка из доски большей толщины (12 мм) рекомендуется для поверхностей отдельно стоящих элементов и должна быть достаточно жесткой при расстоянии между опорными брусками 500 — 600 мм.

Имеются различные способы крепления обшивки к опорным брускам. Наиболее быстрым и простым является «открытый» — при помощи гвоздей с видимыми шляпками. Они располагаются ровными рядами и забиваются при помощи пробойника, чтобы избежать повреждения поверхности молотком. Углубления для гвоздей могут быть впоследствии заделаны.

«Потайное» крепление — забивка под углом тонких гвоздей в гребень шпунтового соединения и замаскированных в пазе соседней доски. Это более трудоемкий способ, и, пока вы не овладели мастерством, он связан с риском расщепления дерева.

При расчете потребного количества материала учтите заделку труб и проводок, обшивка которых может быть выполнена из более тонких досок.

Дощатые стены в кухнях и ванных комнатах — распространенный вид отделки. В этих помещениях очень важно обеспечить удовлетворительную вентиляцию пространства между стеной и обшивкой. При этом необходимо предусмотреть для общей вентиляции небольшой зазор поверху и понизу.

Обшивка должна учитывать расположение розеток и выключателей; вырезы под них следует отделать рейками. Однако розетки и выключатели можно также вынести и на наружную поверхность досок.

Наилучший способ аккуратной отделки дверных и оконных проемов — обрамление их раскладками или наличниками. Установка по низу обшивки плинтуса из дерева соответствующей породы также придает отделке законченный вид.

По мере овладения техникой вы поймете, что дерево обладает многообразными свойствами: оно легко обрабатывается, а шпунтовые соединения могут быть выполнены для многих пород дерева. Деревянные рейки можно обработать морилкой, покрыть лаком или покрасить в зависимости от того, какой стиль вы предпочитаете — современный или «кантри».

Рисунок обшивки также может быть очень разнообразным: с широкими или узкими бороздками, внахлест или с прямоугольными гранями, с досками, располагаемыми с небольшими промежутками между ними, что придает отделке особую привлекательность. При применении обшивки для частичной или сплошной отделки стен, расположение реек — горизонтальное, вертикальное или даже по диагонали — создает разнообразные зрительные эффекты удлинения или расширения пространства.



Некоторые приемы обшивки стен шпунтованными досками: 1. Схема заделки внешнего угла. 2. Схема заделки внутреннего угла. 3. Монтаж плинтуса. 4. Дощатая обшивка стен в кухне и ванной крепится к стенам с вентиляционными зазорами. 5. Варианты установки выключателей (слева — на деревянную обшивку, справа — в вырезе на обшивке, окантованном рейками). 6. Схема «потайного» крепления шпунтованных досок.

ОБИВКА ПОТОЛКОВ

Обивка рейками является идеальным решением для отделки потолков, особенно в помещениях сложной конфигурации или ограниченных размеров.

Обивка производится по опорным брускам. Никогда не крепите доски или рейки непосредственно к потолку. Бруски должны быть просверлены и отверстия раззенкованы. Они крепятся к балкам или плитам перекрытия с шагом 600 мм. Не забывайте перенести на более низкий уровень устройства электроосвещения. Эта операция дает идеальную возможность заглубить светильники по отношению к поверхности потолка, создав этим удобное и элегантное решение интерьера. Доски или рейки облицовки крепятся к опорным брускам гвоздями теми же способами, что и при обшивке стен.

По материалам журнала «Practical householder» (Англия)



Источник: "Моделист-Конструктор" 1990, №5, 6, 9
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100