ИСТРЕБИТЕЛЬ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

Великая Отечественная война была не только долгой и упорной битвой наших бойцов с ордами фашистских захватчиков, но также и противоборством советских и немецких конструкторских умов, проектировавших оружие и, в частности, боевые самолеты. Создание хорошего истребителя — сложная инженерная задача, так как самолет этого типа должен обладать одновременно большой скоростью, хорошей маневренностью и мощным вооружением. Конструктор самолета при этом решает взаимно противоречивые проблемы. Ведь для хорошей маневренности и высокой скорости нужен легкий по весу самолет и двигатель большой мощности. Но чем мощнее двигатель, тем он более тяжел, а мощное вооружение также весит немало. Кроме того, для всякого боевого самолета обязательное требование — простота изготовления, а как известно, чем легче конструкция, тем сложнее ее выполнять. Требовалось много изобретательности, умелых конструктивных решений и кропотливой доводочной работы, чтобы примирить все эти противоречия и создать истребитель, хороший во всех отношениях. Такая работа проводилась и нами и немцами. Однако нашим конструкторам удалось создать боевые самолеты намного лучше немецких, в частности таким самолетом был истребитель ЯК-3.

Интересна история создания этого замечательного самолета.

Перед Отечественной войной наши авиаконструкторы разработали несколько типов истребителей, предназначенных для уничтожения самолетов противника над полем боя. Лучшим из них был И-26, созданный коллективом главного конструктора А. С. Яковлева. Самолет имел двигатель жидкостного охлаждения М-105П конструкции В. Я. Климова.

В 1940 году моторостроители форсировали двигатель М-105П, повысив его мощность с 1050 л. с. до 1240 л. с. В 1941 году И-26 с новым двигателем получил наименование ЯК-1. В 1940 году он был запущен в серийное производство и стал одним из лучших истребителей начала Великой Отечественной войны. За 1941 год было выпущено 1354 самолета, а за всю войну — 8721.

ЯК-1 обладал очень высокой по тому времени скоростью полета — 599,5 км/час и имел хорошее вооружение — пушку «швак» 20-мм и два пулемета 7,62-мм, обладал исключительной маневренностью и отличными боевыми качествами. Однажды, как сообщила «Правда» от 12 марта 1942 года, группа истребителей ЯК-1 под командованием капитана Еремина вступила в бой с 25 фашистскими самолетами и обратила в бегство армаду из 7 бомбардировщиков и 18 истребителей.

Не прошло и года войны, как начались работы по дальнейшему совершенствованию этого истребителя. В результате появился истребитель ЯК-3 с уменьшенными лобовым сопротивлением и площадью крыла (до 2,3 м2). Лонжероны крыла на нем делались металлическими, маслорадиатор перенесен из-под фюзеляжа в крыло, а водяной радиатор еще более утоплен в фюзеляж, костыльное колесо сделано убирающимся. У самолета улучшился обзор сзади — фонарь стал более выступающим за контур фюзеляжа, но хорошо обтекаемым. В результате этих изменений получился истребитель, превосходящий по своим летным данным ЯК-1. Так, если максимальная скорость у ЯК-1 составляла 599,5 км/час, то у ЯК-3 она достигла 650 км/час. Самолет сразу же запустили в серийное производство. Впервые он появился на фронте во время боев на Курской дуге летом 1943 года. На этом самолете наши летчики имели превосходство перед фашистскими асами.

В 1942 году был создан новый мотор конструкции В. Я. Климова ВК-107А мощностью 1500 л. с. С начала 1944 года этот двигатель поставили на ЯК-3. Истребитель с новым двигателем был вооружен уже двумя пушками 20-мм. При этом летные данные самолета еще более улучшились. Скорость возросла до 720 км/час. На ЯК-3 наши летчики сбивали самолеты противника и даже обращали в бегство, когда их число намного превосходило число сражающихся ЯК-3. Так, 14 июля 1944 года восьмерка ЯК-3 завязала бой с 60 немецкими самолетами. Наши летчики сбили три Ю-87 и четыре «мессершмитта», не потеряв ни одного своего самолета. В 1944 году немцы вынуждены были выпустить инструкцию своим летчикам, в которой говорилось: «При встрече с русскими истребителями без маслорадиатора в носу и с наклонной антенной в бой не вступать» (имелся в виду ЯК-3).

Когда французским летчикам-истребителям, сражавшимся на советско-германском фронте, предложили выбрать себе самолеты для пополнения полка «Нормандия — Неман», они из всех советских, американских и английских машин выбрали ЯК-3. И выбор их был оправдан. Только за 10 дней октября 1944 года французские летчики сбили на ЯК-3 119 немецких машин, не потеряв ни одной своей.

Как же был устроен этот замечательный самолет-истребитель?

Крыло — неразъемное, двухлонжеронное, выполнено полностью из дерева. Лонжероны — дюралюминиевые. Шасси убиралось в крыло. У корня крыла размещен воздухозаборник масляного радиатора. Элероны имели небольшую осевую аэродинамическую компенсацию, на их задних кромках были наклепаны дюралюминиевые пластинки-триммеры, предназначенные для наземной регулировки усилий на ручке управления.

Обшивка крыла — фанерная, элероны обтянуты полотном. На сериях последних выпусков в корневой части крыла между элероном и фюзеляжем размещались посадочные щитки. Они отклонялись книзу до 45°. Переход от крыла к фюзеляжу был закрыт зализами, выколоченными из тонкого дюралюминия.

Фюзеляж — сваренный из стальных труб, сверху и снизу покрыт обтекаемым дюралюминиевым гаргротом. До кабины летчика фюзеляж обшит листовым дюралюминием, в хвостовой части — обтянут полотном. Средняя часть фонаря кабины сдвигалась назад.

Трехлопастный винт с изменяемым в полете шагом закрыт дюралюминиевым коническим коком. Через вал винта проходит ствол скорострельной пушки «швак» 20-мм. Поверх цилиндров двигателя под капотом размещены два пулемета УВС — 12,7-мм, стреляющие через винт. В последних выпусках ЯК-3 два пулемета были заменены еще одной пушкой 20-мм.

Оперение — дюралюминиевое, свободнонесущее. Киль обшит листовым дюралюминием. На задней кромке руля направления наклепана тонкая дюралюминиевая пластинка — триммер. Стабилизатор — двухлонжеронный. Рули высоты имели осевую аэродинамическую компенсацию в виде ступеньки. На задней кромке руля высоты располагались триммеры, обшитые дюралюминием. Обшивка горизонтального оперения и руля направления — полотняная.

Шасси — обычной схемы, с хвостовым колесом. Основное шасси убирается в крыло и закрывается створками, расположенными на амортизационной стойке и на крыле. Хвостовое колесо убирается назад.

Окраска самолетов ЯК-3 сверху камуфляжная — в виде черно-зеленых разводов, снизу — голубая. На борту фюзеляжа, на вертикальном оперении и на крыльях были нарисованы красные звезды. Пневматики колес — черные.

Самолет ЯК-3 может служить хорошим прототипом для кордовой модели-копии. Она сможет выполнять много зачетных демонстраций: уборку и выпуск шасси, все фигуры высшего пилотажа, «конвейер» и другие.

Для двигателя 2,5 см3 следует принять полетный вес модели — 800 г; для двигателя 5 см3 — 1600 г. Нагрузка на крыло должна быть не более 50 г/дм2.

И. КОСТЕНКО, кандидат технических наук

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА ЯК-3 С ДВИГАТЕЛЕМ ВК-105ПФ

Размах крыла — 9,2 м; длина — 8,5 м; высота — 2,4 м; площадь крыла — 14,9 м2; полетный вес — 2650 кг; максимальная скорость — 650 км/час; дальность полета — 900 км; потолок — 10 800 м; вертикальная скорость — 19,3 м/сек.





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1970, №10
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100