Архив журнала Моделист-Конструктор
РУБЕЖ ПЕРЕХВАТА - МОСКВА
|
|
Пе-3бис |
Ме-110 Ж-2 |
«Лайтнинг» П-38 |
ТИС-А |
И-29 |
Размах крыла, м |
17,16 |
16,23 |
15,86 |
15,5 |
14,0 |
Длина самолета, м |
12,7 |
12,07 |
11,53 |
11,7 |
10,18 |
Площадь крыла, м2 |
40,5 |
38,4 |
30,5 |
34,85 |
29,4 |
Мощность моторов, л. с. |
2X1100 |
2X1065 |
2X1425 |
2X1400 |
2X960 |
Взлетный вес, кг |
8040 |
6750 |
8900 |
7840 |
5023 |
Скорость, км/ч |
530 |
530 |
644 |
635 |
567 |
на высоте, м |
5300 |
4550 |
7620 |
7400 |
5100 |
Дальность полета, км |
2150 |
1400 |
2660 |
1720 |
1050 |
Время набора высоты 5000 м, мин |
9,65 |
7,4 |
7,0 |
7,3 |
6,2 |
Потолок, м |
9100 |
10000 |
11 950 |
10250 |
11 800 |
Вооружение: пушечное, колич. X калибр,мм |
1X20 |
2X20 |
1X20 |
2X20 |
2X20 |
пулеметное, колич. X калибр, мм |
3X12,7 |
5X7,92 |
4X12,7 |
4X7,62 |
2X7,62 |
бомбовое, кг |
700 |
|
|
1000 |
|
Двухмоторный истребитель Пе-3бис
По конструкции этот самолет был цельнометаллическим, воплощавшим многолетний опыт ОКБ А. Н. Туполева, где долгое время работал В. М. Петляков.
Крыло истребителя - двухлонжеронное - состояло из двух съемных консолей и центроплана. Аэродинамически оно было скомпоновано в ЦАГИ аэродинамикой Ф. Г. Глассом. Профиль крыла Пе-3 имел характерную особенность - острый носок, что, по мнению Гласса, гарантировало машине высокую скорость. Однако дальнейшее исследование показало, что это вызывало преждевременный срыв потока при полете с малой скоростью на больших углах атаки. Самолет получился очень "строгим" на посадке: малейшее перетягивание ручки грозило катастрофой. Долгое время считалось, что такова естественная плата за высокую скорость, присущую машине, чуть ли не свойство всех быстроходных самолетов. И если к "строгости" бомбардировщика Пе-2 на посадке летчики в конце концов привыкли, то для более маневренного "истребителя Пе-3 подобная "норовистость" была совершенно недопустимой. Поэтому Пе-3бис оборудовали предкрылками, которые несколько затягивали срыв потока на больших углах атаки. Это в какой-то мере улучшило маневренность истребителя.
Помимо автоматических предкрылков, крыло снабжалось щелевыми посадочными щитками.
В корневых частях консолей размещались водяные радиаторы моторов. Центроплан и средняя часть фюзеляжа конструктивно были связаны в единый узел.
Фюзеляж типа полумонокок состоял из трех частей. Продольный его набор включал в себя четыре лонжерона и стрингеры, поперечный - штампованные из листового дюралюминия шпангоуты. Обшивка (дюралюминий) крепилась к каркасу заклепками "впотай". Полотно использовалось лишь при обтяжке рулей и элеронов.
Стабилизатор машины - двухлонжероиный. Он состоял из двух симметричных половин, состыкованных по оси самолета.
Кили-шайбы разнесенного вертикального оперения крепились на концах стабилизатора. На Пе-2 и Пе-3, как и на большинстве тяжелых самолетов того времени, при заходе на посадку эффективности рулей высоты не хватало для балансировки машины. Именно поэтому в полете можно было изменять угол установки стабилизатора с помощью электромеханизма. Кроме того, на самолете имелись дистанционные электромеханизмы для управления триммерами рулей и элеронов, посадочными щитками и створками радиаторов.
Шасси - убирающееся, двухстоечной схемы, с масляно-пневматической амортизацией. Колеса 900X300 мм оборудовались пневматическими тормозами. Уборка и выпуск шасси осуществлялись с помощью гидросистемы. Костыль самоориентирующийся с колесом 470X210 мм.
Силовая установка Пе-3бис состояла из двух двигателей М-105П с воздушными винтами ВИШ-61Б.
Экипаж состоял из двух человек - пилота и штурмана.
|
1 - пулеметы УБ калибра 12,7 мм, 2 - бензобаки, 3 - пулемет ШКАС калибра 7,62 мм, 4 - контейнер с авиационными гранатами, 5 - пушка ШВАК калибра 20 мм, 6 - воздухозаборники карбюратора, 7 -- маслорадиатор, 8 - маслобак, 9 - водяной радиатор, 10 - створки бомболюка в мотоговдоле, 11 - узлы навески рулей, 12 - гидроподъемники шасси и костыля, 13 - механизмы закрытия створок" шасси и костыля, 14 - "ломающийся" подкос шасси, 15 - амортизаторы шасси и костыля, 16 - синхронизированные винтовые домкраты управления закрылками (по два на каждый закрылок), 17 - внутренняя створка отсека костыля, 18 - аэродинамические компенсаторы пулеметной установки, 19 - узлы навески элерона, 20 - входной люк.
Чертежи выполнил автор статьи В. Кондратьев
|
Чертежи для печати
|