«...НАЧАЛО БОЮ В ВОЗДУХЕ ПОЛОЖЕНО»

За восемь десятилетий, прошедших со времени первого полета братьев Вильбура и Орвила Райтов, в историю авиации вошли тысячи разновидностей летательных аппаратов: маленьких и больших, тихоходных и скоростных, безоружных и вооруженных.

Путь развития авиации интересует многих — студентов, школьников, моделистов, авиаинженеров, коллекционеров и любителей техники. Для них наш журнал открывает новый раздел «АВИАЛЕТОПИСЬ «М-К».

В первой его части собраны материалы по истории истребителей.

«Альбатрос» прилетал обычно рано утром. Сделав несколько кругов над городом Жолкиевом, где размещался штаб 3-й армии, аэроплан-разведчик с австрийскими опознавательными знаками безнаказанно удалялся за линию фронта.

— Неужели нельзя найти способ проучить наглого австрийца? — распекал русских авиаторов генерал. — Вы, видимо, просто не проявляете должной храбрости и старания...

— Я даю вам честное слово русского офицера, что этот австриец перестанет летать! — ответил один из пилотов.

На следующий день, 26 августа 1914 года, «альбатрос» вновь появился над городом. Тотчас навстречу ему с аэродрома поднялся моноплан «Моран-Ж». Он легко набрал высоту, а затем, пикируя, быстро настиг тихоходного разведчика. Ринувшись на противника, «моран» ударил его сверху колесами. «Альбатрос» на мгновение завис в воздухе, качнулся и рухнул на землю. Следом за ним упал и «моран».

В те дни одна из русских газет писала: «Итак, начало бою в воздухе положено. И первым бойцом явился он, русский герой, носитель венца славы за мертвую петлю, — Петр Николаевич Нестеров».

...К 1914 году уже сложился облик аэроплана, которому в самом недалеком будущем предстояло стать истребителем. Прототипом ему послужил аппарат известного французского авиатора Луи Блерио — предмет подражания для многих конструкторов.

Среди последних были и братья Ньюпор. Их моноплан с индексом IV развивал скорость свыше 110 км/ч и по праву считался самым скоростным в мире. Именно из таких машин формировались первые военные авиационные отряды Франции, Англии, США, Италии и России. Популярность «Ньюпора-IV» особенно возросла после того, как П. Нестерову удалось выполнить на нем знаменитую мертвую петлю.

Результатом дальнейшего творческого развития идей, заключенных в «ньюпоре», стал моноплан «Моран-Ж», разработанный французской фирмой «Моран-Сольнье» в 1912 году. Для своего времени «Моран-Ж» был одним из лучших самолетов в мире. Он серийно выпускался во многих странах, в том числе и в России.

...Война застала авиацию практически безоружной. Предполагалось, что самолеты будут использоваться только в качестве разведчиков и, быть может, бомбардировщиков. О воздушных боях тогда никто еще и не думал.

В самом начале первой мировой войны пилоты воюющих сторон, встречаясь иной раз в воздушных просторах, вежливо помахивали друг другу крыльями и «разлетались» восвояси. Однако подобного благодушия хватило очень ненадолго. С возрастанием эффективности воздушной разведки каждый полет вражеского аэроплана оборачивался существенными потерями.

Перед авиацией встала острейшая проблема нейтрализации воздушных разведчиков. Способы борьбы с неприятельскими самолетами стали искать сами пилоты. Среди них был и Петр Николаевич Нестеров, талантливый летчик и конструктор. Несмотря на то что «Моран-Ж» легко настигал в воздухе австрийский «альбатрос», пилот тем не менее чувствовал свое полное бессилие, поскольку он не мог нанести разведчику сколь-нибудь значительного вреда. Не без внутренней борьбы один за другим отвергались варианты самодельного вооружения аэроплана: нож на хвостовом костыле, которым можно повреждать вражеский аэроплан или дирижабль; трос с гирькой на конце — с его помощью предполагалось запутывать винт самолета противника; крюк-«кошка» с пироксилиновой шашкой для подрыва вражеских аэропланов... Думал Нестеров и о применении на аэроплане пулемета, стреляющего поверх винта. К сожалению, этот замысел он осуществить не успел... При последней встрече с австрийским «альбатросом» он воспользовался способом, в то время одинаково рискованным как для нападающего, так и для его противника.

Полгода спустя подвиг Нестерова повторил русский летчик ротмистр Казаков. Летал он на таком же «моране», но способ атаки применил иной — сзади, вдогон по хвосту вражеской машины. На этот раз таранивший аэроплан получил лишь незначительные повреждения и пилоту удалось посадить машину.

В начале 1915 года на французском фронте появился новый самолет. По внешнему виду он несколько отличался от ставшего уже привычным «Морана-Ж». Встречавшие его в воздухе германские пилоты с интересом рассматривали обтекаемый фюзеляж круглого сечения, тщательно закапотированный мотор, большой кок на втулке воздушного винта. Неожиданная пулеметная очередь вмиг отправляла любопытного на землю... Боевой счет побед «Морана-Н», представлявшего Собой аэроплан нового типа — самолет-истребитель, быстро возрастал. В короткий срок летчик-испытатель фирмы «Моран-Сольнье» лейтенант Гарро и сержант Жильберт, летавшие на новых истребителях, сбили несколько немецких машин.

Впрочем, секрет новых аэропланов продержался недолго: «Моран-Н» лейтенанта Гарро был подбит огнем зенитной артиллерии и совершил вынужденную посадку на германской территории. На борту французского самолета оказался пулемет «виккерс», неподвижно закрепленный в верхней лобовой части фюзеляжа. Чтобы лопасти воздушного винта при стрельбе не повреждались, на них по предложению Гарро установили небольшие клиновидные стальные пластины-отсекатели. Попадая в них, пули рикошетировали.

Через месяц после этого события на фронте появился и первый немецкий истребитель — «Фоккер Е-1». Он как две капли воды походил на «Моран-Ж», отличаясь от него лишь конструкцией фермы шасси и металлическим каркасом фюзеляжа. Главное, что делало «фоккер» истинным истребителем, — это пулемет, впервые снабженный синхронизатором для стрельбы через винт. При разработке этого несложного механизма, видимо, сработала известная немецкая практичность: зачем стрелять по лопастям винта и впустую тратить пули при их рикошетировании, когда в момент прохождения лопастью линии ствола можно просто-напросто «заставлять» пулемет молчать?

Несмотря на то что немецкий истребитель появился на месяц позже французского, необходимость создания специального вооруженного самолета для борьбы с летательными аппаратами германское командование осознало раньше. Еще до начала войны авиаконструктор Антони Фоккер получил задание на разработку такой машины. Времени у него было мало, и Фоккер выбрал наиболее удачный метод решения задачи: истребитель — это хороший аэроплан плюс хороший пулемет. Свой первый полет «Фоккер Е-1» совершил весной 1914 года, а через год он уже выпускался серийно и широко применялся на фронтах. Совершенствуя свою машину, Фоккер выпустил несколько модификаций — от Е-1 до E-IV, различавшихся мощностью моторов и вооружением. Последний моноплан этой серии имел двигатель мощностью 160 л. с. и два пулемета, его скорость достигала 160 км/ч. А на «штучном» самолете, предназначенном для известного в то время аса Макса Иммельмана, было установлено даже три пулемета.

Те же этапы модернизации прошел и основной противник «фоккера» — «моран». На одной из последних моделей был установлен двигатель мощностью 120 л. с., позволявший моноплану развивать скорость свыше 170 км/ч.

Самолет-истребитель, рожденный в огне первой мировой войны, прочно занял свое место в армиях сражающихся стран. Число таких машин неуклонно росло, и в военном небе стали разгораться настоящие сражения. В полной мере оправдывалось предсказание П. Нестерова, утверждавшего, что «участие авиации в войне сведется к борьбе между самолетами».

Но недолгой оказалась «первая молодость» истребителя-моноплана. Вскоре выяснилось, что он по всем статьям, даже по скорости, уступает истребителю-биплану. И начиная с 1916 года выпуск однокрылых машин повсеместно прекратили, уцелевшие срочно перевели в разряд учебных, а воздушное пространство над полем боя заняли маневренные бипланы...



ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ-МОНОПЛАНОВ ПЕРИОДА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 

«Ньюпор-IV»

«Моран-Ж»

«Моран-Н»

«Фоккер Е-1»

«Фоккер E-IV»

Мощность мотора, л. с.

70

80

120

80

160

Размах крыла, м

10,6

9,2

9,2

8,95

10,0

Длина самолета, м

7,8

6,38

7

6,75

7,5

Площадь крыла, м2

21,5

15,2

15,2

14,4

16,3

Взлетный вес, кг

600

500

658

560

724

Максимальная скорость, км/ч

110

130

177

130

160

Продолжительность полета, ч

3

3

2,3

2

2

Потолок, м

2000

3000

5600

3000

4500

Время набора высоты 1000 м, мин

9

7

5,9

 —

 —

Вооружение

 —

 —

1 пулемет

1 пулемет

2 пулемета







«Моран-Ж»

Самолет «Моран-Ж» выпускался в двух вариантах, отличавшихся площадью крыла: так называемый «16-метровый» (с площадью крыла 16 м2) и «14-метровый». Второй обладал большей скоростью, но меньшей грузоподъемностью.

Профиль крыла самолета был тонким, сильно вогнутым, почти таким, как у современных свободнолетающих моделей. Найденный интуитивно по аналогии с птичьим крылом, он, как показывают расчеты, был оптимальным для малых скоростей.

Оперение не имело киля и стабилизатора — лишь рули высоты и поворота. Их каркасы были сделаны из стальных труб.

Шасси двухколесное с хвостовым костылем. Его ферма — из стальных труб каплевидного сечения. Амортизация шасси и костыля — резиновые шнуры.

Управление рулем высоты осуществлялось продольными перемещениями штурвала, а рулем поворота — педалями. Элероны на аэропланах тогда еще не ставили, и управление по крену выполнялось перекашиванием (или, как тогда говорили, гошированием) крыльев, для чего на «Моране-Ж» следовало повернуть штурвал. Вся проводка управления была тросовой. Поначалу «моран» оснащался семицилиндровым звездообразным ротативным двигателем «гном» мощностью 50 л. с., а с 1916 года — аналогичным двигателем «рон» мощностью 80 л. с. О таких моторах сейчас уже мало кто помнит, а между тем они совершили своего рода революцию в авиастроении. Первый «гном» в 1909 году сконструировали во Франции братья Луис и Лаурет Сегены. Они нашли оригинальное решение: коленчатый вал закрепили неподвижно, а цилиндры с картером и воздушный винтом заставили вращаться. Это позволило избавиться от маховика, улучшило охлаждение цилиндров, да и масса нового двигателя оказалась вдвое меньше, чем у обычных моторов той же мощности. Поэтому на легкие маневренные истребители стали устанавливать только ротативные двигатели.

На моноплане «Моран-Ж» было два топливных бака, причем передний разделялся перегородкой на две части — для масла и для бензина. За кабиной пилота располагался дополнительный бензобак. Баки наддувались воздухом от расположенного на двигателе компрессора, и топливо к жиклеру карбюратора поступало под давлением.

Двигатель приводил во вращение деревянный винт типа «интеграл», названный так за характерную форму лопастей, напоминавшую известный математический символ.

«Моран-Ж» считался одноместным, хотя размеры кабины позволяли размещаться в ней и двум членам экипажа. Приборная доска отсутствовала, а все оборудование состояло из тахометра и двух стеклянных колпачков, под которыми при нормальной работе мотора пульсировало масло.

Самолет обтягивался полотном светло-кремового цвета. После пропитки эмалитом оно приобретало желтоватый оттенок. К элементам каркаса ткань пришивали нитками, после чего швы заклеивали текстильной лентой с зубчатыми краями. Металлические детали, в том числе и капоты, не окрашивались. С 1914 года на крыльях русских аэропланов появились опознавательные знаки.

В. КОНДРАТЬЕВ, инженер



«МОРАН-Ж»: 1 — бак для масла и бензина, 2 — тахометр, 3 — бензобак, 4 — ящики для инструмента и багажа, 5 — трос-расчалка крыла, 6 — механизм управления перекашиванием крыла, 7 — ось вращения руля высоты, 8 — лонжерон крыла, 9 — тандер для натяжения тросовых растяжек крыла, 10 — выхлопной клапан, 11 — клапан впуска рабочей смеси, 12 — неподвижный коленчатый вал, 13 — дроссельная заслонка, 14 — стальные трубы фермы шасси, 15 — ось поворота руля направления, 16 — резиновый амортизатор, 17 — люк, 18 — киперная лента, 19 — размах «16-метрового» «Морана-Ж», 20 — размах «14-метрового» «Морана-Ж».



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1982, №1
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100