«ДЕВЯТКА»

И. КОСТЕНКО, кандидат технических наук

Незадолго до начала первой мировой войны, в 1912 году талантливый русский конструктор самолетов Дмитрий Павлович Григорович приступил к проектированию и строительству первых гидросамолетов. В ту пору гидроавиация только зарождалась, и неясно было, что должен представлять собой гидросамолет — будет ли он обычной схемы, отличающейся только тем, что у него вместо колес поплавки, или же летающей лодкой с фюзеляжем в виде лодки, достаточно прочной и вместительной. Д. П. Григорович, задавшись целью создать в России, обладавшей громадными водными просторами, гидроавиацию, сразу пошел по верному пути — он ориентировался на схему летающей лодки. Им была спроектирована, построена в успешно испытана в полете серия летающих лодок — M-1, M-2 в М-4.

В 1914 году, уже во время первой мировой войны, была построена и успешно прошла испытания пятая лодка Д. П. Григоровича — двухместная М-5 с мотором «Клерже» 120 л. с. Она превосходила по своим летным данным аналогичные образцы зарубежных самолетов того времени и стала первым гидросамолетом отечественной конструкции, принятым на вооружение в русском флоте.

Вслед за М-5 Д. П. Григорович в 1915 году заканчивает постройку еще лучшего гидросамолета-разведчика М-9, который после успешных летных испытаний был принят на вооружение русского флота. Летающая лодка Григоровича обладала хорошими мореходными качествами, отлично управлялась в полете в могла работать в самых сложных условиях. 30 сентября 1916 года морской летчик русского флота Я. Нагурский совершил на М-9 петлю Нестерова, подтвердив тем самым замечательные пилотажные качества этого самолета.

Летающие лодки М-9 сражались на Балтийском море против немецких дирижаблей, проводивших разведку и бомбардировку городов и военных объектов России. На Черном море М-9 помогали боевым кораблям Черноморского флота.

После Великой Октябрьской революции летающие лодки М-9 составили основу военно-морской авиации молодого Советского государства. На этих машинах наши красные летчики били белых на Волге и Каме, а также на Черном и Каспийском морях. Зимой «девятки» работали и с сухопутных заснеженных аэродромов.



На фото — волжские авианосцы

Как же был устроен этот хорошо известный в ту пору гидросамолет?

М-9 — расчалочный биплан с толкающим винтом и двигателем водяного охлаждения «Сальмсон» мощностью 150 л. с. Широкая вместительней «лодка-фюзеляж» имела трехместную кабину: спереди находился стрелок, в распоряжении которого на первых образцах самолета был пулемет на турели, а позднее, в 1916 году, он был вооружен полуавтоматической пушкой 37 мм. Перед носком нижнего крыла в кабине рядом сидели пилот в летчик-наблюдатель. Под крылом гидросамолета были подвешены бомбы. По обеим сторонам двигателя располагались водяные радиаторы. Баки для горючего имелись в верхнем крыле и между третьей, внутренней парой межкрыльных стоек. Под концами нижних крыльев на стойках крепились небольшие опорные поплавки.

Фюзеляж, крыло е оперением, а также межкрыльные стойки летающей лодки были изготовлены из дерева и обшиты фанерой и сверху полотном, крылья и хвостовое оперение было обшито только полотном.

Все тросы управления рулей высоты и руля направления располагались снаружи. Элероны были только на верхнем крыле, ширина их к концу крыла увеличивалась. Эффективность поперечного управления от этого возрастала. Руль направления имел компенсацию в виде загнутой верхней его части, что заметно уменьшало усилия на ногу летчика от педалей.

ДАННЫЕ ГИДРОСАМОЛЕТА М-9 СЛЕДУЮЩИЕ:

Размах крыла — 15,9 м, длина — 9,0 м, площадь крыльев — 54,8 м, вес пустого — 1060 кг, полетный вес — 1610 кг, нагрузка на крыло — 29,4 кг/м2, максимальная скорость — 137 км/час, посадочная скорость — 85 км/час, наибольшая высота полета — 3000 м.

Летающая радиоуправляемая модель-копия М-9 будет отлично отрываться от воды, устойчиво полетит, если у нее сделать даже самую простую одно-командную систему управления на руль направления. Можно рекомендовать масштаб уменьшения на модели 1:10. Вес модели в этом случае не следует делать больше чем 1500 граммов, а двигатель подойдет с рабочим объемом 5 см3.





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1969, №2
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100