СКОРОСТЬ, МАНЕВР, ПОБЕДА!

Он начал думать об этой боевой машине за три года до войны. Каким же представлялся новый скоростной самолет-истребитель его автору — главному конструктору авиационной промышленности Семену Алексеевичу Лавочкину?

Простейший путь увеличить скорость — это увеличить мощность двигателя. Но нет... Ставить все более мощные двигатели на самолеты — все равно что пытаться приспособить автомобильный мотор к крестьянской телеге. За счет чего же достичь увеличения скорости? Он много размышлял над этим, работая еще под руководством создателя оригинальных гидросамолетов и истребителей Дмитрия Павловича Григоровича. Ответ был один: необходимо искать новые аэродинамические формы. Прежде всего отказаться от бипланной схемы и строить моноплан. Изменить само крыло, уменьшить его относительную толщину. Очень перспективен двояковыгнутый профиль. Долой гофрированные и матерчатые покрытия: они создают большое сопротивление трению воздуха. Соединять обшивку встык: гладкая окраска и полировка способствуют плавному обтеканию поверхности самолета потоком воздуха. Шасси обязательно убирать в крыло или фюзеляж и выпускать только перед посадкой.

Будущему истребителю нужны огневая мощь и маневренность. Кроме пулеметов, обязательно установить на своем самолете пушку. Англичане, к примеру, относятся к самолетной пушке скептически. И еще противоречие. Мощный мотор — это увеличение веса, это большой расход горючего, это увеличение запаса его на борту. Лучшая маневренность у самолетов бипланной схемы, а чтобы иметь большую скорость, нужен моноплан. Где же выход? Некоторые предлагают строить комбинированный самолет, который в полете может выступать и в рели биплана, и в роли моноплана. Нет, не то... Нужен истребитель-моноплан с мощным высотным двигателем, который обеспечит ему большие вертикальные и горизонтальные скорости.

Семен Алексеевич разжег трубку, зашагал по кабинету. Назавтра всех конструкторов вызывают в Кремль, к Сталину. Микоян, Яковлев, Поликарпов, Шевченко. Победителем станет тот, кто не только даст лучший по летным и боевым качествам самолет, но и сделает его раньше, чтобы его можно было быстрее запустить в серийное производство. Так решил Центральный Комитет партии.

В своеобразном состязании авиаконструкторов победителями стали А. И. Микоян совместно с М. И. Гуревичем, А. С. Яковлев и О. А. Лавочкин вместе со своими помощниками В. П. Горбуновым и М. .И. Гудковым — создатели МИГ-1, ЯК-1 и ЛАГГ-1.

Истребитель ЛАГГ-l был свободно-несущим монопланом, имел убирающееся шасси, закрытую кабину летчика. В самолете, как отмечала печать, все было «зализано», ни одного лишнего выступа. 30 марта 1940 года летчик-испытатель Алексей Иванович Никашин поднял самолет в первый полет. Новый истребитель имел высокие качества: скорость 605 км/ч на высоте 4950 м, на 120 км выше, чем у состоявшего на вооружении Красной Армии истребителя И-16. Истребитель был вооружен 23-мм пушкой и двумя пулеметами калибра 12,7 мм.

Новая задача — обеспечить дальность полета машины в 1000 км. Лавочкин принимает оригинальное решение: устанавливает в крыльях дополнительные баки для горючего. И самолет идет в контрольный полет. Самолет покрыл заданное расстояние с запасом горючего в баках. Усовершенствованная на основе испытаний машина под индексом ЛАГГ-3 (в названии соединились первые две буквы фамилии Лавочкина и начальная буква Горбунова и Гудкова) была пущена в серийное производство.

Одноместный истребитель ЛАГГ-3 развивал скорость до 570 км/ч, был вооружен одной 20-мм пушкой и двумя пулеметами калибра 7,62 мм. На ЛАГГ-3 был установлен двигатель жидкостного охлаждения М-105П в 1050 л. с.

В этом самолете впервые широко применена прессованная облагороженная древесина, пропитанная фенольными смолами, — так называемая «дельта-древесина». Она мало уступает в прочности на разрыв дюралюминию и легче его по весу.

Война. Там, во фронтовом небе, в смертельных поединках встречаются не только воля и искусство летчиков. Идет война конструкторских умов. Нужно угадать, о каком дальнейшем усовершенствовании думает герр Мессершмитт. Нужно опередить его.

Семен Алексеевич подходит к стеклянной перегородке, отделяющей его кабинет от огромного производственного помещения завода. Внизу стоят, обретай законченность, приземистые ЛАГГ-3. Если в первом полугодии их выпущено 322, то во втором полугодии 41-го — 2141. Рабочие, техники, инженеры сутками не выходят с завода.

Бесшумная, но такая же бурная жизнь идет во всех., кабинетах конструкторского бюро. На кульманах рождается новый истребитель ЛА-5. Здесь будет новый двигатель — звездообразный воздушного охлаждения АШ-82 мощностью 1700 л. с. Снизится вес самой машины. Будут установлены две пушки.

Семей Алексеевич возвращается в кабинет. Письма фронтовиков. Да, его самолет выдержал испытания. Летчики хвалят истребитель, смело вступают на нем в единоборство с лучшим истребителем фашистской Германии «мессершмитт-109». Но пока вступит в строй ЛА-5, надо думать и над совершенствованием ЛАГГ-3. В фронтовое небо отправляется истребитель ЛАГГ-3 с двигателем мощностью 1180 л. с., вооруженный 20-мм орудием и одним пулеметом. ЛАГГ-3 служит прототипом еще для двух модификаций: на первом устанавливался новый двигатель В. Я. Климова ВК-107, другой, с двигателем ВК-105ПФ мощностью в 1240 л. с., развивал скорость 618 км/ч.

6 июля 1944 года «Правда» сообщала в корреспонденции «Лавочкины» бьют врага»: «Группа «Лавочкиных» встретилась с восемью «фокке-вульфами-190» и четырьмя «мессершмиттами». Наши самолеты под командованием капитана Азарова шли ниже противника. Первыми бросились в атаку немцы. Четверка «фокке-вульфов» устремилась на наши самолеты, но атака была немедленно же отбита. Тогда вступили в бой остальные восемь немецких истребителей.

В течение трех минут «Лавочкины» оказались выше противника. Немцы поспешно стали уходить. Наши летчики погнались за ними я сбили шесть самолетов».

Однажды Герою Советского Союза Гаранину пришлось драться с пятью «фокке-вульфами». Минут пятнадцать он маневрировал, не поддаваясь врагу. Взглянув на стрелку горючего, летчик увидел, как она дрожит близ роковой нулевой отметки. И Гаранин завершил бой... в свою пользу. Неуловимый маневр, очередь из пушек — и «фокке-вульф» задымил к земле. Свеча вверх — и домой; на аэродром.

Для модели-копии рекомендуется мотор с объемом двигателя 5,0 см3 при масштабе 1/8 — 1/10 натуры.

На истребителях С. А. Лавочкина летал трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб. Летом 1944 года конструктор получил с фронта письмо.

«Семей Алексеевич! — говорилось в нем. — Мне бы хотелось получить ваши самолеты побыстрее, чтобы поработать в самое горячее время, а оно у нас уже началось...»

Внизу стояла подпись: Александр Покрышкин.

Это было выражение признательности тому, кто создал для советских летчиков машины, ставшие грозой фашистской авиация.

Ю. ВЯТИЧ

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ИСТРЕБИТЕЛЯ ЛАГГ-3
Экипаж — 1 чел.
Длина — 8,82 м
Размах крыла — 9,80 м
Площадь крыла — 17,51 м2
Вес пустой машины — 2620 кг
Максимальный взлетный вес — 3190 кг
Крейсерская скорость — 450 км/ч
Скорость при посадке 155 км/ч
Потолок — 9700 м
Дальность полета — 800-1000 км
Двигатель ВК-105ПФ — 1240 л. с.
Вооружение — одна 20-мм пушка + два 12,7-мм пулемета, или одна 20-мм пушка + два 7,62-мм пулемета, 260 кг бомб.





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1972, №11
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100