КАИ-12 «ПРИМОРЕЦ»

И. КОСТЕНКО, кандидат технических наук

Этому планеру не была уготована судьба рекордсмена. Ни в одной таблице победителей чемпионатов мира так и не появилось его название — и все же он знаменит. Знаменит потому, что буквально все рекордсмены страны по планерному спорту в последнем десятилетии начинали свой путь в небо с него, с «Приморца», справедливо названного «школьной партой парителя». Построенный в 1955 году в Казани по схеме чехословацкого «Пионера», планер «Приморец» выпускался серийно и применялся во всех аэроклубах страны. Он мог выполнять фигуры высшего пилотажа, что не раз убедительно демонстрировалось на воздушных парадах.

Планер КАИ-12 — двухместный, цельнометаллической конструкции, предназначен для обучения планеристов и тренировок в парящем полете.

Крыло — постоянной ширины и постоянного профиля по размаху, по концам закруглено. Профиль «NACA-43012». Схема крепления крыла подкосная, левое и правое полукрылья подвешены шарнирно. Каркас каждого полукрыла собран из лонжерона и вспомогательного косого лонжерона, из продольной стенки в месте подвески элерона, 22 нервюр, 21 промежуточного носка, задней кромки и законцовок крыла. Обшивка лобовой части и все детали крыла — из тонкого дюралюминия. У каждого полукрыла имеется металлический подкос из труб каплеобразного сечения с контрподкосом. Элероны типа «ФРАЙЗ» с осевой аэродинамической компенсацией, подвешены каждый в трех точках к крылу. Тормозные щитки — «интерцепторы» установлены на верхней и нижней поверхностях крыла и отклоняются на 90°, верхний — против потока, нижний — по потоку. Подкосы крыла выполнены из стальной трубы обтекаемого сечения 68X29 мм, контрподкосы из трубок Ø14 мм. Обшивка крыла в хвостовой части и обшивка элерона — полотняная. Лобик элерона до лонжерона зашит тонким дюралюминием.

Фюзеляж сварен из стальных труб, образующих продольные элементы — лонжероны, поперечные — шпангоуты (14 штук) и между ними — диагональные раскосы. Полотняная обшивка, укрепленная сверху стрингеров, при этом образует обтекаемую форму фюзеляжа. Обшивка каркаса фюзеляжа в основном полотняная. Носовой кок фюзеляжа выколочен из листа АМцА. Верхняя передняя часть фюзеляжа между коком и фонарем зашита листовым дюралюминием. Фонарь кабины набран из стальных трубок с лентами-окантовками и зашит плексигласом. Цилиндрическая часть, фонаря — откидная в правую сторону. Она подвешена на правом верхнем лонжероне фюзеляжа. С левой стороны откидной части размещены две сдвижные форточки — для передней и задней кабин. Приборная доска передней кабины оборудована указателями скорости, высоты, поворотов, компасом, вариометром и часами. Приборная доска задней кабины расположена в ее правой части; она снабжена указателями скорости, высоты и вариометром.

Трубка Вентури для приведения в действие указателя поворота размещена на правом борту фюзеляжа перед фонарем. Указатели скорости, высоты и вариометры работают от трубки Пито, размещенной в середине фюзеляжа, сверху, сразу же за носовым коком, на специальной обтекаемой стойке. В кабине имеется двойное управление. Элероны и руль высоты управляются ручкой. Проводка управления рулем высоты — тросовая. Проводка управления элеронами — жесткая в фюзеляже и до торцевых нервюр крыла, а в крыле — тросовая. Управление рулем направления производится от качающихся педалей с нижней осью вращения, проводка от них к рулю тросовая. Управление триммером руля высоты осуществляется рукояткой секторов, размещённых на левом борту в обеих кабинах. С левого же борта в кабинах размещены на трубке рукоятки управления тормозными щитками. На планере имеются носовой и бортовой буксирные замки; обычно при взлете планера на автолебедке используется бортовой, при буксировке за самолетом — носовой замок. Оба замка управляются одновременно из передней и задней кабин.

Шасси планера — колесно-лыжное, состоит из одного колеса, лыжи и костыля. Колесо — баллонного типа, размером 400X150 — укреплено на небольшой сварной ферме, соединенной с фюзеляжем шарнирно и имеющей шнуровую резиновую амортизацию. Лыжа, склеенная из ясеневых планок, крепится шарнирно в передней части к первому шпангоуту фюзеляжа и далее по длине имеет две амортизирующие прокладки из резиновых пластин.

Костыль с рессорной амортизацией набран из четырех стальных пластин и крепится к нижнему лонжерону фюзеляжа.

Оперение — свободнонесущее. Стабилизатор — неразъемный, постоянной ширины, с неизменным симметричным профилем «NACA-0010», набран из двух лонжеронов, 14 нервюр и двух законцовок. Обшивка стабилизатора дюралюминиевая, усилена изнутри стрингерами, идущими вдоль размаха. Руль высоты собран из двух частей. В месте их соединения находится кабанчик, связанный с проводкой управления. Подвеска руля на трех шарнирах: центральном — в месте крепления кабанчика, и двух крайних — в местах подхода к концевым нервюрам стабилизатора. Руль высоты набран из лонжеронов, 12 нервюр, задней кромки и носового «лобика». Обшивка руля высоты полотняная. На задней кромке руля высоты укреплены триммеры. Левый, регулируемый в полете триммер имеет шарнирную подвеску.

Вертикальное оперение состоит из киля с рулем направления. Киль имеет лонжерон, представляющий собой часть хвостового шпангоута фюзеляжа, и носок из дюралюминия. Этот носок и стабилизатор соединены съемным обтекателем. Руль направления снабжен роговой компенсацией, набран он из лонжерона, 5 нервюр, обода и законцовки. Руль подвешен в двух точках к килю, нижний узел подвески объединен с кабанчиком руля направления. Обшивка лобика руля направления — тонкий дюралюминий, а всего руля — полотно.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПЛАНЕРА: размах крыла — 13,42 м, длина — 7,77 м, площадь крыла — 20,20 м2, удлинение крыла — 8,9, вес пустого — 253 кг, полетный вес — 433 кг, нагрузка на крыло — 21,4 кг/м2, наибольшее аэродинамическое качество — 17,5, наименьшая скорость снижения — 1,29 м/с, рабочая скорость полета — 72 км/ч, минимальная скорость посадки — 55 км/ч, максимально-допустимая скорость буксировки — 140 км/ч.

Окраска большинства планеров «Приморец» в основном зеленая, за исключением нижней части фюзеляжа и руля направления, которые окрашены в голубой цвет. Колесо — серое, лыжа — черная. Надписи нанесены красной краской.



ВАЖНЕЙШИЕ ДЕТАЛИ ПЛАНЕРА КАИ-12: 1 — трубка Пито, 2 — трафарет с номером планера, 3 — верхний узел подвески руля направления, 4 — нижний узел подвески руля направления, 5 — костыль, 6 — трафарет «Здесь поднимать», 7 — шасси, 8 — бортовой буксировочный замок, 9 — посадочная лыжа, 10 — носовой буксировочный замок, 11 — узел крепления подкоса к фюзеляжу, 12 — узел крепления контрподкоса, 13 — узел крепления подкоса к крылу, 14 — трафарет «Не браться», 15 — управляемый триммер, 16 — ручка для транспортировки планера, 17 — узел крепления элерона, 18 — предохранительная дужка крыла, 19 — тормозной щиток, 20 — трубка Вентури, 21 — приборная доска второго пилота (черная), 22 — ручка управления щитками (коричневая), 23 — ручка управления триммером (серая), 24 — ручка управления (алюминий некрашеный и коричневая резина), 25 — педали управления (серые), 26 — таблицы полетных характеристик, 27 — парашют, 28 — сиденье (серое), 29 — площадки для ног из черной рифленой резины.



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1975, №3
Scan: Петрович



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100