НА КОРДЕ ИЛ-28

Б. ТАРАДЕЕВ, мастер спорта СССР, Москва

Модель построена воспитанниками станции юных техников имени Орджоникидзе — учеником 10-го класса АЛЕКСАНДРОМ ЛЯШКЕВИЧЕМ и учеником 9-го класса СЕРГЕЕМ ГОРБАТОВЫМ. На московских городских соревнованиях среди кордовых моделей-копий Ляшкевич занял со своим ИЛом первое место.

На модели установлены два двигателя «Цейс» 2,5 см3 (можно установить отечественные двигатели МК-12В). Полет совершался на воздушных винтах диаметром 220 мм и шагом 100 мм. На двигателях установлены дроссельные заслонки для изменения оборотов, которые регулируются третьей кордой. При натяжении корд устанавливается малый газ.

ФЮЗЕЛЯЖ модели наборной конструкции и состоит из 18 шпангоутов и 8 стрингеров. Шпангоуты выпилены из миллиметровой фанеры и оклеены пластинами бальзы толщиной 4 мм. Последний шпангоут цельнобальзовый, толщиной 12 мм.

Шпангоуты внутри облегчены. Стрингеры — сосновые; два боковых, верхний и нижний сечением 6X2 мм, остальные — 3X3 мм. Фюзеляж собирают на стапеле сечением 20X20 мм. После постановки стрингеров наклеивают с боков вдоль всего фюзеляжа пластины обшивки, притянув их к фюзеляжу резиной.

Кабину пилота выдавливают из оргстекла толщиной 1,5 мм и устанавливают на модель после оборудования ее приборами.

Штурманская кабина, сделанная из оргстекла толщиной 1,5 мм, состоит из двух половин. Сфера хвостовой турели выточена из бальзы и облегчена. Кабину хвостового стрелка обшивают бальзовыми пластинами, вырезают отверстия под окна и вставляют заподлицо остекление кабины из миллиметрового оргстекла.

Киль собирают отдельно из бальзовых реек толщиной 1 мм.

КРЫЛО наборной конструкции. Каждая его половина состоит из 11 нервюр толщиной 3 мм. Два лонжерона смешанной конструкции (см. чертеж): до 4-й нервюры ставятся сплошные (целиковые) лонжероны из липы толщиной 6 мм, усиленные дюралюминиевой пластиной толщиной 2 мм, от 4-й нервюры идут полочные — из сосны сечением 2x8 мм. Законцовки крыла бальзовые. В левую законцовку вклеены трубки для прохода корд. Качалка соединена с передним лонжероном дюралюминиевыми уголками. Тросы перегазовки моторов в местах изгибов проходят в трубках. Между 3-й и 4-й нервюрами снизу крепятся моторамы, изготовленные из многослойной фанеры толщиной 10 мм. К каждой из них Г-образными дюралюминиевыми уголками присоединяется основание шасси. Двигатели ставятся на моторамы головками к фюзеляжу, а бачки — с правой стороны.

МОТОГОНДОЛЫ выклеивают из пластин бальзы толщиной 3 мм на деревянной болванке. Последнюю сначала обматывают двумя слоями папиросной бумаги. Затем на нее натягивают старый капроновый чулок и два-три раза покрывают эмалитом. Подготавливают бальзовые пластины с таким расчетом, чтобы они соединялись встык. Смачивают водой внешнюю сторону пластин, а внутреннюю покрывают эмалитом. Пластины накладывают на болванку и стягивают ленточной резиной. После высыхания (в течение трех суток) зачищают поверхность наждачной бумагой, покрывают два раза эмалитом и оклеивают микалентной бумагой, затем наносят еще 3-4 слоя эмалита и сушат 10-12 дней. После этого заготовку разрезают по оси симметрии на две половины и вырезают створки шасси. С внутренней стороны капотов нужно сделать открывающиеся люки для доступа к двигателям.

Носовые части мотогондол выпиливают из бруска бальзы толщиной 17 мм, приклеивают после установки мотогондол и обрабатывают окончательно по их форме. В конец каждой носовой части вставляют дюралюминиевое кольцо. За двигателем располагают перегородку.

Для отвода выхлопных газов через всю мотогондолу проходит канал, сделанный из ватманской бумаги и покрытый внутри несколькими слоями эмалита.

Последний этап работы — укрепление крыла на 10-м и 11-м шпангоутах фюзеляжа.

СТАБИЛИЗАТОР собирают из бальзовых реек согласно чертежу и оклеивают бапьзовыми же пластинами толщиной 1 мм. Он состоит из двух половин, соединяемых под углом в 6°. Рули высоты — из цельных пластин бальзы. На них устанавливаются качалки, соединенные тягой с переходной качалкой в фюзеляже. Стабилизатор приклеивается к 15-му — 16-му шпангоутам.

Стойки шасси выточены из дюралюминия и имеют пружинную амортизацию.

Всю модель оклеивают одним слоем микалентной бумаги, трижды покрывают эмалитом, шпаклюют нитрошпаклевкой, зачищают мелкими водостойкими шкурками с керосином и окрашивают из распылителя алюминиевой краской. Знаки наносят с помощью трафаретов.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Длина фюзеляжа — 1220 мм.
Размах крыла — 1294 мм.
Площадь крыла — 23,4 дм2. Размах стабилизатора — 452 мм.
Площадь стабилизатора — 4,5 дм2.
Вес модели — 2500 г.
Нагрузка на общую площадь — 90 г/дм2.







Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1968, №2
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100