ИЛ-28 - СКОРОСТНОЙ БОМБАРДИРОВЩИК

ИЛ-28, созданный в 1948 году коллективом авиастроителей под руководством генерального конструктора С. В. Ильюшина, стал первым советским и одним из лучших в мире бомбардировщиком с турбореактивными двигателями. Благодаря отличным летно-эксплуатационным качествам он долгое время входил в число основных боевых самолетов ВВС. ИЛ-28 и его - модификации ИЛ-28Р и ИЛ-28У были для советских летчиков теми машинами, на которых они учились управлению скоростными реактивными самолетами, а гражданский вариант ИЛ-2811 (снято вооружение, уменьшен взлетный вес) находился в небе вплоть до 60-х годов.

Характерными особенностями ИЛ-28 являются прямое крыло, трехколесное убирающееся шасси и стреловидное оперение: вертикальное со стреловидностью 45°, а горизонтальное - 31° (по передней кромке). Кроме того, горизонтальному оперению придан угол поперечного "V" 1°. На самолете применены турбореактивные двигатели ВК-1 с центробежным нагнетателем. Эти двигатели развивают тягу каждый до 2700 кг.

Фюзеляж круглого сечения, типа "полумонокок", имеет силовую обшивку из листового дюралюминия толщиной от 1 до 3 мм, а в некоторых местах до 10 мм. Обшивка упрочнена большим числом шпангоутов - 47 шт. (некоторые из них усиленные), а также стрингерами разной длины - 134 шт. В носовой части фюзеляжа размещены герметизированные кабины штурмана и летчика. Сиденья как штурмана, так и летчика катапультируемые. Носовая часть фюзеляжа застеклена плексигласом. С правого борта, у второго шпангоута, в районе застекления укреплено откидное рабочее сиденье штурмана.

Фонарь летчика имеет среднюю часть, откидывающуюся вправо. Летчик управляет самолетом посредством штурвальной колонки и подвесных педалей. С левой стороны кабины летчика находится пульт с ручками и рычагами управления двигателями.

Крыло самолета состоит из центроплана, соединенного с фюзеляжем, и двух отъемных частей - консолей, к которым укреплены мотогондолы. Основу конструкции крыла составляет кессон, образованный передним и задним лонжероном, толстой обшивкой и большим числом стрингеров. В концевой части крыла размещены элероны. На правом расположен триммер, регулируемый в полете летчиком. Вся задняя кромка крыла, начиная от элерона и до фюзеляжа и исключая участок, занятый мотогондолами, занята взлетно-посадочными закрылками. Закрылки опускаются задней кромкой книзу в два положения: при взлете на 20°, а на посадке на 48°. Управление закрылками осуществляется гидравлически. Как закрылки, так и элероны имеют осевую аэродинамическую компенсацию, уменьшающую усилия, необходимые для их отклонения.

На крыле укреплены объемистые мотогондолы, которые вмещают в себя, кроме двигателей ВК-1, удлинительную трубу, служащую для отвода выхлопных газов в атмосферу, а также стойки с колесами основного шасси, убирающиеся в полете.

Кабина летчика снабжена всей современной радио- н аэронавигационной аппаратурой, позволяющей пилотировать самолет ночью и в любую погоду. Сверху фюзеляжа перед фонарем летчика размещен входной люк штурмана. 'Под люком находится катапультируемое сиденье штурмана. В фюзеляже, в двух местах: перед центропланом и за ним - размещены контейнеры для баков с керосином. Непосредственно под центропланом крыла в фюзеляже имеется ниша для бомб, закрываемая снизу двустворчатым люком. В нижнюю часть фюзеляжа под кабину летчика убирается передняя нога шасси. Снизу фюзеляжа па уровне задней половины фонаря летчика размещен полистироловый обтекатель приемопередающей радиостанции.

В хвостовой части фюзеляжа находится герметизированная кабина стрелка-радиста. Вход в кормовую кабину, выход из нее и аварийное покидание осуществляются через нижний люк, открывающийся против полета. Верхняя часть кормовой кабины имеет остекленный бронированный фонарь для обзора назад. Стрелок-радист управляет огнем двух пушек, стреляющих назад, соединенных на одной подвижной турели со сферическим колпаком, которым оканчивается хвостовая часть фюзеляжа.

Оперение, как стабилизатор, так и киль, имеет ту же конструкцию, что и крыло. Стабилизатор состоит из двух половин, стыкуемых по оси симметрии фюзеляжа. Киль и стабилизатор крепятся к фюзеляжу тремя парами болтов. Руль высоты и руль направления имеют осевую аэродинамическую компенсацию для уменьшения усилий на рычагах управления. На обеих половинах руля высоты и на руле направления вблизи торцевой части размещены триммеры, управляемые в полете из кабины летчика.

Проводка управления самолетом смешанная: рулем высоты и рулем направления в основном тросовая, элеронами - жесткая. Управление триммерами руля высоты - механическое, управление триммерами элеронов и руля направления -o электрическое.

Шасси с o убирающееся, трехколесное. Уборка шасси осуществляется пневматически. Передняя нога со сдвоенным колесом убирается назад. Стойки основного шасси с одинарными колесами убираются в мотогондолы вперед по полету с поворотом вокруг оси амортизационной стойки. Амортизация шасси маслянно-пневматическая. На основных колесах имеются тормоза, работающие гидравлически.

Самолет ИЛ-28 можно хорошо копировать на кордовой летающей модели. В этом случае удобнее всего применять четырехлопастные тянущие винты, которые при стендовой оценке заменяются капотами и надеваются на валы двигателей непосредственно перед полетом. Можно также применять и импеллеры в мотогондолах, однако размеры мотогондол получаются несколько завышенными. На кордовой модели ИЛ-28 можно осуществлять следующие демонстрации - работу двух двигателей, действие взлетно-посадочных механизмов, уборку и выпуск шасси, сброс бомбы, крены под 45°, "конвейер", рулежку с демонстрацией работы колесных тормозов.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА ИЛ-28

Размах крыла - 21,45 м, длина - 17,65 м, высота 6,7 м, площадь крыла - 60,8 м2, вес пустого - 12 890 кг, максимальный взлетный вес - 21 000 кг, максимальная скорость на высоте 4500 м - 935 км/ч, дальность полета на высоте 10 тыс. м - 2260 км, вертикальная скорость - 15 м/сек. Окраска самолета в основном серебряная. Панель фюзеляжа перед фонарем летчика и детали шасси окрашены черным. На киле и на крыле нарисованы красные звезды.





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1973, №9
OCR: Евгений Хитряк



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100