Архив журнала Моделист-Конструктор
«ИЛ»-ДОЛГОЖИТЕЛЬЕще шла война, а конструкторское бюро С. В. Ильюшина уже получило задание создать двухмоторный самолет, предназначенный для мирных пассажирских авиалиний. При этом он должен был превосходить по летным качествам «ЛИ-2» переделанный пассажирский транспортник «Дуглас». Так началось строительство первого пассажирского самолета конструкции Генерального конструктора С. В. Ильюшина «ИЛ-12».
Вначале этот цельнометаллический низкоплан предполагали снабдить двумя дизельными моторами, которые показали себя наиболее экономичными на двухмоторных бомбардировщиках «ЕР-2». Однако двигатели воздушного охлаждения конструкции А. Д. Швецова «АШ-82 ФН» мощностью 1850 л. с. оказались более надежными, и именно их использовали на серийном образце «ИЛ-12». В конце первого мирного года «ИЛ-12» выкатили на аэродром, а 7 января 1946 года летчики-испытатели братья В. К. и К. К. Коккинаки выполнили на нем первый полет. После успешных испытаний этот самолет, перевозивший до 27 пассажиров, был принят к серийному производству.
Он являлся вполне современным скоростным транспортным самолетом, имевшим трехколесное убирающееся шасси с носовым колесом. При полетном весе, превосходящем в полтора раза «ЛИ-2», «ИЛ-12» развивал скорость до 400 км/ч. Самолет мог взлетать и садиться практически на любом аэродроме и долгое время эксплуатировался как на наших внутренних трассах, так и на международных. Не раз бывал он в Антарктиде и в Арктике.
После нескольких лет службы «ИЛ-12» послужил базой для постройки нового пассажирского самолета «ИЛ-14». Осенью 1950 года В. К. Коккинаки выполнил на нем первый полет.
«ИЛ-14» строили по лицензии и за рубежом: а Чехословакии выпущено 200 машин под названием «АВИА А-14», в ГДР 80 самолетов «ЕВ ИЛ-14». Приобретали его для своих воздушных линий Польша («ЛОТ»), Чехословакия («ЧСА»), ГДР («Интерфлюг»), Румыния («Таром»), Болгария («ТАБСО»), Венгрия («Малев»).
«ИЛ-14» успешно летает до настоящего времени на местных авиалиниях и, кроме того, яаляется одним из основных транспортных самолетов нашей арктической авиации, так как для него требуются сравнительно небольшого размера взлетно-посадочные площадки.
Самолет «ИЛ-14» имел много разных конструктивных модификаций: «ИЛ-14П» первый вариант самолета с пассажирской нагрузкой 18 человек, при полетном весе 16513 кг. В 1956 году была создана улучшенная модификация «ИЛ-14М». Передняя часть фюзеляжа удлинилась на 1 м, была осуществлена внутренняя перекомпоновка оборудования. При этом удалось разместить больше пассажиров: вначале 24, а затем 28 и 36. Выпускался грузовой вариант самолета «ИЛ-14 Гр». Была построена еще более усовершенствованная модификация «ИЛ-14» в чехословацком исполнении «Авиа 14-42 Супер», рассчитанная на 42 пассажира, однако этот самолет широкого распространения не получил.
Как же устроен четырнадцатый по счету самолет Генерального конструктора С. В. Ильюшина «последний из могикан», двухмоторный самолет с поршневыми двигателями?
«ИЛ-14» цельнометаллический двухмоторный низкоплан со свободно-несущим крылом, однокилевым оперением и убирающимся шасси.
Фюзеляж полумонококовой конструкции, состоит из жесткой обшивки, 48 основных шпангоутов и 52 стрингеров, выполненных из дюралюминия. Обшивка фюзеляжа несет большую силовую нагрузку, поэтому толщина ее достигает 0,6-0,8 мм. В местах наибольших напряжений над центропланом и вблизи крепления передней ноги шасси толщина обшивки от 1 до 1,8 мм. Силовые шпангоуты фюзеляжа неразъемно соединены с лонжеронами центроплана, и, таким образом, центроплан составляет с фюзеляжем одно целое. В носовой части фюзеляжа размещена просторная кабина летчиков, за ним находятся сиденья остальных членов экипажа. Имеются переднее и заднее багажные отделения. В нижнюю часть носового отсека фюзеляжа убирается носовое колесо шасси. Расположение пассажирских кресел в салоне, гардероба, буфета и др. показано на схеме.
Крыло типа «моноблок» трех лонжеронной конструкции, сострит из центроплана, двух отъемных частей консолей, имеющих сужение. Профиль крыла в центроплане 18%, на конце 12%. Вдоль задней кромки консолей размещены элероны типа «ФРАЙЗ» с аэродинамической компенсацией. Остальная часть задней кромки консолей занята закрылками, которые располагаются также и по задней кромке центроплана. Закрылки имеют два угла отклонения взлетный 20° и посадочный 45°. Система управления отклонением закрылков гидравлическая. На элеронах размещены триммеры, отклонение которых регулируется летчиком в полете из кабины включением миниатюрного электромотора. Центроплан имеет обтекатели «зализы» передние и задние, обеспечивающие плавный переход от фюзеляжа к задней и к передней кромкам крыла. По концам центроплана расположены мотогондолы, куда убираются колеса основного шасси.
Шасси трехколесное с носовым колесом, убирающимся а полете с помощью гидравлической системы. Основные колеса убираются вперед, носовое колесо назад. Амортизация шасси воздушно-масляная. Основные шасси имеют спаренные двухтормозные колеса 840X300 мм. Передняя нога имеет одинарное нетормозное колесо, полубаллонного типа 770X330 мм.
Стабилизатор и киль трехлонжеронные, моноблочной конструкции, с работающей металлической обшивкой. Рули высоты и руль направления имеют осевую аэродинамическую компенсацию. Конструкция рулей выполнена из дюралюминия, обшивка полотняная. На руле высоты и на руле направления имеются триммеры, отклоняемые миниатюрными электромоторами.
Система управления рулями и элеронами двойная, осуществляется штурвалами и сдвоенными качающимися педалями. Проводка управления тросовая.
Винтомоторная установка состоит из двух двигателей воздушного охлаждения «АШ-82 Т», каждый со взлетной мощностью до 1900 л. с. при 2600 об/мин и двух четырехлопастных винтов «АВ-50» с автоматической регулировкой углов установки лопастей.
Самолет имеет аэронавигационное оборудование, позволяющее ему летать ночью и при сложных метеорологических условиях, снабжен противопожарным оборудованием, имеет противообледенительную систему носка крыла, стабилизатора, киля, воздухозаборников и стекла кабины пилотов, а также системы отопления и вентиляции.
Самолет «ИЛ-14» хорошо можно моделировать на кордовой модели-копии. Для такой модели можно рекомендовать масштаб уменьшения 1:20 и два двигателя по 8,0 см3. На модели-копии «ИЛ-14» можно демонстрировать многомоторность, уборку и выпуск шасси, закрылков, сброс парашютистов, «конвейер», полет под 45°, работу тормозов.
Основные технические данные «ИЛ-14М»: размах 31,7 м, длина 22,31 м, площадь крыла 100 м2, колея шасси 7,7 м, вес пустого 12500 кг, вес взлетный 17 500 кг, максимальная скорость 412 км/ч, рабочая скорость попета 290-320 км/ч, вертикальная скорость 5,8 м/сек, потолок 6500 м, посадочная скорость 135 км/ч, разбег и пробег 500 м.
И. КОНСТАНТИНОВ
|
Чертежи для печати
|