Архив журнала Моделист-Конструктор
НАГРАДА КОНСТРУКТОРА ГРИБОВСКОГОСреди людей, стоявших у истоков нашей безмоторной авиации, одно из первых мест по праву занимает Владислав Константинович Грибовский, летчик, конструктор, художник и педагог. Недавно этому замечательному человеку исполнилось семьдесят.
За плечами насыщенная, полнокровная жизнь энтузиаста техники, создателя «мирных» конструкций машин и тяжелых десантных планеров, применявшихся в боевых операциях Великой Отечественной войны, а также многих спортивных самолетов, среди которых самым интересным был Г-23 «Комсомолец», оснащенный автомобильным двигателем ГАЗ - АВИА.
Мне посчастливилось быть в числе учеников Владислава Константиновича, испытывать некоторые его машины и летать на них в годы войны. Об одном из эпизодов военных лет, как нельзя лучше характеризующих, на мой взгляд, работу конструктора, хочется рассказать сегодня. Этот эпизод возник в памяти, когда я увидел в домашнем кабинете Владислава Константиновича рядом с высшими боевыми орденами Родины, которыми был награжден Грибовский, знакомый серебряный кружок на зеленой муаровой ленте - медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.
- Это за создание десантно-транспортных планеров, которые применялись для переброски оружия, боеприпасов и людей в партизанские отряды Белоруссии, - уточнил, перехватив мой взгляд, Владислав Константинович. - Дорогая для меня медаль: ведь ею награждались только особо отличившиеся в боях с врагом народные мстители.
Да, планерная техника, в производство которой много труда вложил конструктор Грибовский, очень помогла партизанам громить фашистских захватчиков.
Около четырехсот десантных планеров Г-11, каждый из которых поднимал полторы тонны груза, бесшумно перелетали линию фронта и доставляли сражавшимся в тылу врага партизанам оружие, боеприпасы, снаряжение и медикаменты.
В одной из таких операций довелось участвовать и мне. Для перелета была выбрана темная, безлунная ночь, зябкая и тревожная. В такую погоду зенитчики врага - мы это хорошо изучили - не проявляли особой активности. Взлетев на буксире за самолетами СБ с прифронтового аэродрома, большая группа планеров ушла на запад, в глубь еще не освобожденных от врага районов Белоруссии. При переходе линии фронта затаившаяся где-то среди болот немецкая батарея автоматических зенитных пушек выдала нам вслед изрядную порцию огненных трасс, каждая из которых могла превратить наши беззащитные планеры в пыль. Но трассы прошли мимо - немцы стреляли «по звуку», не подозревая о нашем присутствии в небе. Планеры, буксируемые самолетами, спокойно продолжали путь. Прошло более двух часов. И вот прямо под нами в кромешной тьме вдруг вспыхнули костры - пять в линию, два под прямым углом справа. Наш аэродром! Партизанский!
Тяну рычаг отцепки. Самолет-буксировщик, круто набирая высоту, уходит в сторону, а мы в наступившей вдруг тишине «зависаем» над территорией, занятой врагом, в четырехстах километрах от линии фронта. Неожиданно на краю площадки под нами возникают столбы пламени, а через несколько мгновений планер вздрагивает от удара воздушной волны - это патрулирующие в воздухе немецкие самолеты бомбят партизанский аэродром, чтобы сорвать нашу операцию.
Ночная посадка, да еще на незнакомую, плохо подготовленную площадку? - дело не из простых. Недаром говорят, что в таких полетах пилот-планерист, так же как минер, ошибается только раз в жизни! И если многое зависит от умения пилота, то не меньше - от машины: ее управляемости, маневренности, от того, под каким углом и с какой скоростью подходит она к земле, как ведет себя на посадке.
Вот уже видны в отблесках костров человеческие фигурки, потеря высоты становится более ощутимой. Последний разворот - точно по полосе. Мои пассажиры - девять молодых бойцов-партизан - затягивают песню. Приехали! Включаю посадочную фару. Колеса мягко касаются земли. Вокруг меня уверенно и точно садятся другие планеры. Задание выполнено!
Это только маленький эпизод, связанный в моей жизни с именем Владислава Константиновича Грибовского. Их много. Летчики моего поколения на планерах конструкции Грибовского осваивали высшее мастерство акробатического пилотажа, включая так называемые «перевернутые» фигуры. Известные летчики-испытатели, мастера планерного спорта СССР Игорь Шелест и Сергей Анохин первыми в мире выполнили перевернутый полет планера на буксире. Самолеты конструкции Грибовского всегда отличались законченностью внешних форм и высокими летными качествами.
Многие идеи Грибовского нашли воплощение в конкретных машинах. Другие еще ждут реализации, не устарев по сей день. Мысли рождаются и сегодня: на рабочем столе Владислава Константиновича можно увидеть интересный проект самолета индивидуального пользования, а рядом с ним наброски планера для первоначального обучения школьников, который можно построить в любом пионерлагере.
Заря авиации в полном смысле слова была периодом «самодельной авиации» и летчиков-самоучек. Но и сейчас, многие десятилетия спустя, творческий подход к авиационной технике, сочетание романтики и трезвой конструкторской мысли совершенно необходимы для каждого юноши, решившего связать свою жизнь с небом. Это доказывает своим примером Владислав Константинович Грибовский.
Г. МАЛИНОВСКИЙ
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭТАЛОН
В любой отрасли техники рождаются конструкции хорошие, надежные, но... рядовые. Иногда появляются конструкции этапные. Они обычно играют решающую роль в развитии «своей» отрасли техники. Такую этапную роль в развитии отечественного планеростроения сыграл паритель Г-2, детище Владислава Константиновича Грибовского. Это был первый советский планер принципиально новых форм, на длительное время ставший своеобразным эталоном для конструкторов. Опытный его экземпляр построили курсанты Московской планерной школы в 1927 году. В планере Г-2 удачно сочетались три трудносовместимых качества: хорошая аэродинамика, несложная конструкция и отличная управляемость.
Планер Г-2 впервые ушел в воздух во время IV Всесоюзного слета планеристов в 1927 году, на склонах горы Клементьева в Коктебеле. Он сразу полюбился пилотам, а в модифицированном виде принес нашей стране несколько выдающихся для того времени спортивных достижений.
Планер Г-2-бис (его чертежи мы публикуем в этом номере) - цельнодеревянный свободнонесущий среднеплан. Его крыло состоит из двух половин, крепящихся к главным шпангоутам фюзеляжа. Профиль крыла - «эйфель-385». Внешняя обшивка крыла и элеронов - ткань мадаполам, покрытая эмалитом. Законцовки крыла склеены из брусков липы. Фюзеляж типа полумонокок обшит фанерой толщиной 1-2 мм. В кабине летчика располагались: указатель скорости, вариометр, высотомер, указатель кренов и поворотов («пионер»). Открытая кабина имела козырек из прозрачного целлулоида.
Характерной особенностью планера Г-2-бис является взлетно-посадочная лыжа, впервые оборудованная амортизационным устройством. Также впервые в практике планеризма В. К. Грибовский применил полностью поворотное горизонтальное и вертикальное оперение, что очень повысило чуткость управления. При этом руль поворота был взаимозаменяем с половинами руля высоты.
Основные данные планера Г-2-бис таковы: размах крыла - 13,5 м, длина - 5 м, площадь крыла - 14,8 м2, вес пустого - 122 кг, полетный вес - 202 кг, удлинение крыла - 12,5, нагрузка на крыло - 13,7 кг/м2. Наибольшее аэродинамическое качество - 18,0, минимальная скорость снижения - 1 м/сек.
Планер Г-2-бис хорош как прототип для постройки летающей радиоуправляемой модели с масштабом уменьшения 1:7,5; при этом вес необходимо выдержать в пределах 500 г.
С не меньшим успехом чертежи этого планера могут быть использованы для изготовления настольных моделей-макетов.
И. КОСТЕНКО, кандидат технических наук
|
Чертежи для печати
|