МЛАДШИЙ БРАТ ИЗ СЕМЕЙСТВА АНОВ

Турбовинтовой самолет АН-24Б (см. рисунки на 2-3-й стр. вкладки) создан коллективом под руководством генерального конструктора О. К. Антонова. Лайнер имеет отличные аэродинамические формы. Он предназначен для пассажирских и грузовых перевозок на линиях малой и средней протяженности (от 200 до 2000 км) и заменил на местных и магистральных воздушных линиях самолеты ЛИ-2 и ИЛ-14 с поршневыми двигателями.

Большая энерговооруженность, мощная механизация крыла, шасси высокой проходимости и значительное удаление двигателей от земли обеспечивают без-

опасную эксплуатацию с грунтовых аэродромов. Самолет АН-24Б прошел многочисленные тщательные испытания и показал отличные взлетно-посадочные качества, высокую надежность и прочность. Он надежен и прост в управлении, обладает отличной маневренностью и прекрасными характеристиками на минимальных скоростях полета.

Самолет имеет убирающееся в полете шасси. Главные ноги — одностоечного типа, убираются вперед в специальные отсеки под двигателями. Размер пневматиков 900X300 — 370 мм.

Передняя нога установлена в носовой части фюзеляжа и также убирается вперед, в отсек под кабиной экипажа. Размер пневматика 700X250 мм.

На чертеже ясно видно, как устроены переднее шасси, основное шасси и винтомоторная группа самолета. Этого материала достаточно для постройки хорошей модели.

Нанесение на модели панельного раскроя, лючков, заклепочных швов, установка мелких деталей (антенн, жалюзи и др.) придает ей максимальное сходство с оригиналом.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА АН-24Б

Взлетный вес — 21 т
Мощность двигателей — 2x2550 л. с. Максимальный вес — 57000 кг Количество пассажиров — 50 чел. Крейсерская скорость — 450-500 км/час Практический потолок — 4000 м Размах крыльев — 29,20 м Длина фюзеляжа — 23,53 м Площадь крыла — 72,46 м2 Размах стабилизатора — 9,08 м Площадь стабилизатора — 17,23 м2 Высота киля над фюзеляжем — 4,9 м Площадь киля (без форкиля) — 13,38 м2

С. ОНИЩЕНКО, А. ПОТАМАШНЕВ, инженеры, г. Киев

Конструкция модели

Модель-копия самолета АН-24Б изготовлена в авиамодельном кружке станции юных техников г. Электростали. С этой моделью неоднократно выступали иа соревнованиях и показывали хорошие результаты.

Фюзеляж — долбленый, из липы. Толщина его в носовой и средней части 2 мм, в хвостовой части — 1-1,5 мм. Усилен шестью фанерными шпангоутами и стрингерами из липы. В носовой части для крепления передней стойки имеется вклеенная фанерная перегородка-перемычка; она служит и для оформления кабины пилота. Крыло — смешанной конструкции, состоит из центроплана и консолей. Центроплан — прямоугольной формы в плане, длина — 376 мм, ширина 132 мм, толщина профиля 21 мм. наборной конструкции, имеет 10 нервюр, изготовленных из липы, толщиной 2 мм, облегченных, два сосновых лонжерона сечением 10x30 мм. Передняя и задняя кромки центроплана делаются из липы. Весь центроплан обшивается бальзовой пластиной толщиной 1,5 мм.

В середине центроплана, между лонжеронами, на проволочной стойке укреплена качалка из дюраля, с запрессованными бронзовыми втулками. Размеры качалки даны на чертеже. Консоли крыла — трапециевидной формы в плане, наборные, имеют 8 нервюр, липовые лонжероны, бальзовые кромки и закругления. Сверху и снизу они обшиты бальзовыми пластинами толщиной 1,5 мм. Консоли приклеиваются к центроплану соединением на ус с помощью эмалита. Основанием мотогондолы служит фанера толщиной 8 мм, которая является рамой для крепления мотора и приклеивается внизу центроплана. Сверху на мотораму и крыло приклеивается липовая верхушка, которая усиливает мотогондолу и переходит в зализ на крыле. Нижняя часть мотогондолы состоит из двух боковин и съемного капота. В полости нижней части мотогондолы размещены баки для горючего. Съемный капот облегчает доступ к моторам. К фанерной мотораме между лонжеронами и задней кромкой крепятся стойки шасси.

Стабилизатор — наборный, из бальзовых нервюр, лонжерона и передней кромки из бальзы. Обшит бальзовой пластиной толщиной 1,5 мм. Рули высоты изготовлены из бальзы. Высота качалки руля — 20 мм.

Киль — наборный, состоит из 5 нервюр, передней кромки и лонжерона, обшит бальзой. Стабилизатор имеет угол V = +9°, врезается в фюзеляж и клеится эмалитом. Киль вклеивается в фюзеляж и стабилизатор и обклеивается бальзовыми уголками в месте вклейки.

Стойки шасси из дюраля Д-16, имеют сверление для хода штока Ø7 мм. Шток из дюраля Д-16. В шток впрессована стальная ось Ø3м. Шарниры, фрезерованные из дюраля, крепятся болтами М2 в приливах на штоке и стойке. Колеса из резины диаметром 28 мм (передние) и 36 мм (задние). Барабаны к ним из дюраля с запрессованными бронзовыми втулками.

Крепление крыла к фюзеляжу на эпоксидной смоле ЭД-5. Сверху на крыло и фюзеляж приклеиваются бальзовые зализы, которые и усиливают места склейки. Остекление пилотской кабины выполняется из органического стекла толщиной 1 мм. Окна иллюминаторов изготовляют на токарном стайке из оргстекла диаметром 16 мм и вклеивают их эмалитом.

Полетный вес модели — 1530 г. На ней установлены два компрессионных двигателя МК-16 (1,5 см3 каждый). Винты из дельта-древесины (диаметр — 180 мм, шаг — 110 мм). Скорость полета на двух моторах 65 км/час, на одном — 35-40 км/час.

В. РОЖКОВ, мастер спорта СССР, г. Электросталь, Московская область

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ФЮЗЕЛЯЖА

Изготовление долбленого фюзеляжа авиамодели — весьма специфическая работа. Поэтому мы приводим его подробное описание.

Первая операция — заготовка брусков, из которых будет сделан фюзеляж. Обычно его изготовляют из двух половин — правой и левой или верхней и нижней. В данном случае применен первый способ. На рисунке А изображены два бруска 1, которые тщательно прифуговываются друг к другу и склеиваются столярным клеем с прокладкой между ними полоски рисовальной бумаги 2. Бумага вклеивается для того, чтобы после наружной обработки заготовку можно было разъединить без повреждений и выбрать внутренние полости.



Для выполнения наружной обработки надо изготовить из жести, тонкой фанеры или плотного картона два продольных шаблона: вида сбоку 3 и вида сверху 4. Наложив их на заготовку, ее размечают и опиливают на ленточной пиле (или ручной выкружной пилкой). Эта операция должна выполняться очень тщательно и с соблюдением правил техники безопасности. После этого заготовке придают форму, соответствующую поперечным сечениям. В процессе работы пользуются проверочными шаблонами поперечных сечений, изготовленными из жести или фанеры.

Закончив наружную обработку, заготовку разъединяют на две половинки с помощью тонкого столового ножа и приступают к выборке внутренних полостей. Ее производят острыми полукруглыми стамесками. Чтобы облегчить и ускорить работу, рекомендуется предварительно насверлить несквозные отверстия по всей поверхности, с которой будет удаляться древесина. Будьте осторожны, сверло не должно пройти насквозь! Толщина стенок проверяется кронциркулем и штангелем. В конце работы следует снимать тонкую стружку и быть очень внимательным.

Отделку внутренней поверхности выполняют крупнозернистой наждачной бумагой, навернутой на оправку соответствующей формы.

При установке шпангоутов внутрь фюзеляжа приходится тратить много времени на точную подгонку их по контурам внутренней полости. Чтобы облегчить эту работу, можно применить пластилин. Вдавив комок размягченного пластилина внутрь половинки фюзеляжа, его вынимают, разрезают тонкой стальной проволокой по плоскости шпангоута и по этой форме подправляют его контур.

Подогнав шпангоуты к одной половине, их вклеивают на свои места и начинают подгонку второй половины. Чтобы заглянуть внутрь фюзеляжа, используют отверстия, сделанные для окон и дверей. Окончательную склейку двух половинок рекомендуется делать после того, как будут пригнаны и установлены на свои места детали шасси, управления рулем высоты, оборудования кабины и т. д. В случае применения болтовых соединений в этих деталях следует предусмотреть возможность подхода к ним через окна или сделать для этого специальные технологические лючки. В противном случае при ремонте будет много неудобств и лишней работы.

Вклейка стрингеров производится одновременно с установкой шпангоутов. Для запрессовки их применяют бельевые зажимы или резиновые стяжки.

Готовый фюзеляж тщательно зачищается наждачной бумагой, шпаклюется нитрошпаклевкой и оклеивается длинноволокнистой бумагой, после чего еще раз зашкуривается, грунтуется и окрашивается в желаемый цвет нитрокрасками. Модели большого размера рекомендуется оклеивать тонкой стеклотканью на эпоксидной смоле, затем шпаклевать и красить эпоксидными красками.

В случае отсутствия эпоксидной смолы и стеклоткани оклеивать можно тонким шелком или батистом на бесцветном нитролаке (эмалите). Применять для оклейки казеин или клей БФ-2 не рекомендуется. Окраску лучше всего выполнять с помощью специального распылителя или пылесоса. В крайнем случае может быть использован пульверизатор. При пользовании им нитрокраску надо составлять более жидкую (добавлять больше растворителя) и покрывать изделие несколько раз с тщательной междуслойной сушкой.

Г. МАЛИНОВСКИЙ, Москва



АН-24Б — дальнейшее развитие известного всем пассажирского турбовинтового самолета АН-24, созданного в конструкторском бюро под руководством генерального конструктора О. К. Антонова. Это лучший в мире турбовинтовой лайнер, приспособленный для эксплуатации на травяных аэродромах с малой прочностью грунта.





1 — приборная доска кабины летчиков; 2 — вид спереди; 3 — носовая стойка шасси; 4 — основная стойка шасси; 5 — вид на столик штурмана.





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1967, №8
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100